ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-3187/07 от 29.10.2007 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль                                                                      Дело № А82-3187/2007-29

                            29 октября  2007 года

              Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2007 года.

              Полный текст решения изготовлен 29 октября 2007 года.

Арбитражный суд Ярославской области

в составе  судьи          Е.В. Мухиной

при ведении протокола судебного заседания    судьей  Е.В. Мухиной

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению 

Администрации Брейтовского сельского поселения Ярославской области

к  Отделу финансов Администрации Брейтовского муниципального района  Ярославской области

третье лицо – Администрация Брейтовского муниципального района Ярославской области

о  взыскании 158 772,73 руб.

при участии:

от заявителя -  не явился

от ответчика -  Короткова Н.А., доверенность от 24.07.2007г.

                            Павлова М.В., доверенность от 24.07.2007г.

                            Новиков А.Д., доверенность от 24.07.2007г.

от третьего лица – Новиков А.Д., доверенность от 09.01.2007г.

установил:

          Администрация Брейтовского сельского поселения Ярославской области обратилась в арбитражный суд с заявлением, в защиту интересов сельского поселения, к Отделу финансов Администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области о компенсации расходов сельского поселения за 2006 год в размере недофинансирования в сумме 158772,73 руб.

           К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ, привлечена Администрация Брейтовского муниципального района Ярославской области, как орган местного самоуправления, обеспечивающий исполнение местного бюджета.

           Заявитель, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается без участия представителя заявителя.

          Требование заявителя основано на статье 238 Бюджетного кодекса РФ. Правовая позиция заявителя изложена письменно и заключается в следующем:  в 2006 году Администрация Брейтовского сельского поселения являлась прямым получателем средств из бюджета Брейтовского муниципального района Ярославской области, финансирование которого осуществлялось на основании Уведомлений о бюджетных ассигнованиях и в соответствии со сметой расходов на финансовый год. Объем бюджетных ассигнований, выделенных сельскому поселению на 2006 год составил 3177545,36 руб., финансирование за год произведено в размере 2572999,57 руб., недофинансирование составило 604545,79 руб., в том числе ответчиком, как органом, исполняющим бюджет района, не профинансированы расходы поселения в сумме 158772,73 руб., принятые получателем и предъявленные к подтверждению в соответствии с действующим законодательством и в пределах утвержденных лимитов.

          Ответчик требования заявителя не признает, указывает на то, что денежные обязательства на общую сумму  93621,73 руб. приняты заявителем, в нарушение статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, после 25 декабря 2006г., денежные расходы на сумму 30751 руб. и 34400 руб. не подтверждены документами, в связи с чем расходы получателя бюджетных средств в размере 158772,73 руб. не могли быть подтверждены органом, исполняющим бюджет, и не были профинансированы в 2006 году. Кроме того, ответчик полагает, что право на получение компенсации в размере недофинансирования может быть реализовано получателем бюджетных средств только в пределах финансового года, расходы по содержанию Брейтовского сельского поселения бюджетом муниципального района на 2007 год не предусмотрены.

          Третье лицо требования заявителя не признает, полностью поддерживает позицию ответчика.

          Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон и третьего лица,  суд установил следующее.

Администрация Брейтовского сельского поселения Ярославской области – исполнительный орган местного самоуправления, наделенный согласно Уставу Брейтовского сельского поселения Ярославской области полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящий в систему органов государственной власти. Организационно-правовая форма администрации Брейтовского сельского поселения Ярославской области – муниципальное учреждение (пункт 1.2. Положения об администрации Брейтовского сельского поселения Ярославской области, утвержденного главой поселения 06.12.2005г.).

Брейтовское сельское поселение, в лице Администрации, является прямым получателем бюджетных средств в силу статьи 1.1. Закона Ярославской области  от 20.12.2005г. № 90-з «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Ярославской области в переходный период».

Решением Собрания представителей Брейтовского муниципального района от 26.12.2005г. № 93 утвержден бюджет Брейтовского муниципального района на 2006 год. Согласно приложению № 5 к решению Собрания представителей Брейтовского муниципального района от 26.12.2005г. № 93 (с изменениями от 12.12.2006г.) расходы бюджета муниципального района на финансирование администрации Брейтовского сельского поселения на 2006 год предусмотрены в размере 3177 тыс.руб.

Бюджет Брейтовского муниципального района на 2006 год исполнен на 92%. Отчет об исполнении бюджета утвержден Решением Собрания представителей Брейтовского района 23.03.2007г. № 181. Брейтовское сельское поселение профинансировано на 81%, что подтверждается отчетом об исполнении бюджета получателя бюджетных средств: лимиты бюджетных обязательств  поселения составили 3177545,36 руб., списано с единого счета бюджета муниципального района и зачислено на лицевой счет заявителя 2572999,57 руб., не исполнены лимиты бюджетных обязательств на сумму 604545,79 руб.

Отдел финансов Администрации Брейтовского муниципального района, согласно Положению, утвержденному в новой редакции главой района 14.11.2005г., является структурным подразделением администрации Брейтовского муниципального района, юридическим лицом, органом, исполняющим бюджет муниципального района.

Постановлением Главы Брейтовского муниципального района № 451 от 30.09.2005г.  утвержден Порядок финансирования расходов местного бюджета при  казначейской системе исполнения бюджета, согласно пункту 1.1. которого отдел финансов администрации Брейтовского муниципального района осуществляет платежи  за счет бюджетных средств от имени и по поручению получателей бюджетных средств с лицевого счета местного бюджета, открытого в органе федерального казначейства; согласно пункту 1.2. Порядка главным распорядителям, распорядителям и получателям средств местного бюджета открываются лицевые счета в отделе финансов.

Объем финансирования получателя бюджетных средств в 2006 году доведен до заявителя  уведомлениями о бюджетных ассигнованиях (последние изменения от 12 и 15 декабря 2006г.) и в соответствии со сметой расходов на 2006 год.

В соответствии со статьей 215 Бюджетного кодекса РФ в Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. Статьей 215.1. Бюджетного Кодекса  организация исполнения бюджета возложена на соответствующий финансовый орган, обеспечение исполнения местного бюджета – на местную администрацию.

Статьей 219 Бюджетного кодекса  установлено, что бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования; процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Согласно статье 225 Бюджетного кодекса получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря; принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается; подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря; до 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства.

Процедура подтверждения денежных обязательств органом, исполняющим бюджет, урегулирована статьей 226 Бюджетного кодекса РФ, согласно пункту 4 которой орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях: при несоответствии принятых денежных обязательства требованиям настоящего Кодекса, при несоответствии принятых денежных обязательств закону (решению) о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств; при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения; при блокировке расходов.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, причиной недофинансирования расходов заявителя в сумме 158772,73 руб. послужил отказ отдела финансов Брейтовского муниципального района в подтверждении принятых обязательств, в результате чего у заявителя сформировалась кредиторская задолженность перед поставщиками в указанном размере.

В нарушение пунктов  3, 4 статьи 226 Бюджетного кодекса и пунктов 4.2.2. и 4.3. Порядка финансирования расходов местного бюджета при казначейской системе исполнения бюджета, утвержденного постановлением Администрации Брейтовского муниципального округа № 451 от 30.09.2005г., отказы отдела финансов не содержат даты и  мотивировки отказа.

В ходе судебного разбирательства не удалось с достоверностью установить дату отказа в подтверждении принятых обязательств, так как доказательства сторонами не представлены (регистрация направления (вручения) получателю бюджетных средств неподтвержденных платежных документов в отделе финансов отсутствует), позиции сторон противоречат друг другу.

Не представляется возможным установить, какие именно документы были представлены заявителем  в отдел финансов для подтверждения денежных обязательств: позиции сторон противоречивы, сопроводительные письма заявителем не составлялись, регистрация поступивших документов в отделе финансов отсутствует.

Вместе  с тем, в судебном заседании установлено, что органом, исполняющим бюджет, в нарушение статей 223 и 224 Бюджетного кодекса, изменение лимитов бюджетных обязательств на 4 квартал 2006г. было произведено и доведено до заявителя 12.12.2006г. в связи с внесением изменений в бюджет Брейтовского муниципального района на 2006 год, утвержденных решением Собрания представителей Брейтовского муниципального района от 12.12.2006г. № 161.

Согласно статье 224 Бюджетного кодекса  изменение лимитов бюджетных обязательств не может быть произведено после истечения половины срока их действия.

Письмом от 12.12.2006г. № 908 отдел финансов известил распорядителей и получателей бюджетных средств о том, что финансирование расходов  за счет средств местного бюджета будет производиться до 28.12.2006г.; письмом от 20.12.2006г. заявителю предложено представить уточненную смету расходов в срок до 25.12.2006г.

Таким образом, органом, исполняющим бюджет, были нарушены права получателя бюджетных средств, предусмотренные статьей 163 Бюджетного кодекса РФ, а именно: право на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации, право на своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств.

Заявитель просит компенсировать недофинансирование следующих расходов:

265,38 руб. – платежное поручение № 369 от 27.12.2006г., назначение платежа: на передачу и информационное обслуживание систем семейства Консультант Плюс согласно договору № 1 от 20.04.2006г. по счету-фактуре № 4141 от 29.11.2006г.

12356,35 руб. – платежное поручение № 370 от 27.12.2006г., назначение платежа: за сопровождение систем семейства Консультант плюс согласно договору № 1 от 20.04.2006г. по счету № 589603733 от 26.12.2006г.

Ответчик в судебном заседании пояснил, что данные денежные обязательства не были подтверждены, так как услуги по договору № 1 от 20.04.2006г., заключенному с ООО «Элита», были полностью оплачены ранее платежными поручениями №91 от 22.05.2006г., №192 от 13.09.2006г., № 209 от 03.10.2006г. согласно выставленным счетам-фактурам на общую сумму 9446,61 руб.

Данное обстоятельство заявителем не оспаривается. Однако заявитель указывает на заключение дополнительного соглашения от 20.12.2006г. к договору № 1 от 20.04.2006г. на установку системы «Консультант плюс. Ярославское законодательство», а также договора № 433/05-10-06 от 05.10.2006г. на передачу  и информационное обслуживание систем Консультант Полюс: Консультант Бухгалтер и Деловые бумаги.

Оценив представленные доказательства, суд считает отказ в подтверждении данных денежных обязательств правомерным и обоснованным, так как платежные поручения не содержат ссылок на заключенные  договоры, стоимость услуги по установке и обслуживанию Ярославского выпуска не соответствует представленному прейскуранту, счет-фактура № 4141 выставлен раньше, чем заключен договор, и предусматривает оплату другой услуги (Российское законодательство – сопровождение за ноябрь). Кроме того, денежные обязательства приняты получателем после 25.12.2006г. Таким образом, рассматриваемые денежные обязательства не соответствуют статьям 226 и 242 Бюджетного кодекса.

34400 руб. – платежное поручение № 359 от 25.12.2006г., назначение платежа: устройство колодца ул. Парковая, согласно котировочной заявке от 15.12.2006г., счет-фактура № 1/46 от 18.12.2006г.

Ответчиком не подтверждены принятые обязательства, так как отсутствует ссылка на договор, счет-фактура и договор не представлены.

В материалы дела заявителем представлен договор № 33 от 18.12.2006г., заключенный с ОАО «Брейтовская сельхозтехника» на устройство железобетонного колодца глубиной 10 м. по ул. Парковая в с.Брейтово, цена договора 69400 руб., смета на устройство колодца, акт выполненных строительно-монтажных работ за декабрь 2006г., счет-фактура № 1/46 от 18.12.2006г. на сумму 69400 руб., протокол № 1 рассмотрения и оценки котировочных заявок от 15.12.2006г., а также платежное поручение № 358 от 25.12.2006г. на уплату 35000 руб. по тем же основаниям, подтвержденное отделом финансов.

Оценив представленные доказательства, суд считает отказ в принятии денежных обязательств в размере 34400 руб. необоснованным, так как денежные обязательства подтверждены надлежащим образом в размере 69400 руб.

30751 руб. – платежное поручение № 342 от 22.12.2006г., назначение платежа: за засыпку песчано-гравийной смесью ям на обочине дороги с. Брейтово согласно договору № 39 от 19.12.2006г., счет-фактура № 79 от 21.12.2006г.

Ответчик пояснил, что все документы, подтверждающие расходы, были представлены в отдел финансов, однако сумма, указанная в платежном поручении не соответствовала представленным документам, в связи с чем и было отказано в подтверждении принятых обязательств.

В материалы дела заявителем представлены документы, ссылки на которые содержатся в платежном поручении № 342 от 22.12.2006г., а также смета на указанные работы и акт выполненных работ от 21.12.2006г. Представленные суду документы подтверждают принятие обязательств в сумме 30571 руб.

Оценив представленные доказательства, суд считает отказ в принятии денежных обязательств обоснованным, так как объем принятых обязательств не подтверждается первичными документами.

7991 руб. – платежное поручение № 362 от 26.12.2006г., назначение платежа: за подсыпку дороги по ул. Воронцова с.Брейтово согласно договору № 43 от 22.12.2006г., счет-фактура № 81 от 25.12.2006г.

59009 руб. – платежное поручение № 361 от 26.12.2006г., назначение  платежа: на восстановление профиля дороги по ул. А.Серяковой с.Брейтово согласно договору № 42 от 22.12.2006г., счет-фактура № 82 от 25.12.2006г.

14000 руб. – платежное поручение № 360 от 26.12.2006г., назначение платежа: за обработку автодорожных проездов с.Брейтово противогололедной смесью согласно договору  № 41 от 22.12.2006г., счет-фактура № 80 от 24.12.2006г.

Отделом финансов указанные денежные обязательства не были подтверждены, так как сметы работ утверждались только подрядчиком без участия заказчика и  денежные обязательства приняты после 25.12.2006г.

Оценив представленные доказательства, суд считает отказ в подтверждении денежных обязательств правомерным, так как приняты обязательства после срока, установленного статьей 242 Бюджетного кодекса РФ.

Доказательств неисполнения бюджета по основаниям, указанным в статьях 230,231 Бюджетного кодекса, ответчиком не представлено.

Таким образом, суд полагает, что получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования денежных обязательств, принятых и подтвержденных в установленном Бюджетным Кодексом РФ порядке, в сумме 34400 руб.

Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, пропорциональном сумме удовлетворенных требований, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ как орган местного самоуправления, обратившийся в арбитражный суд с заявлением в защиту общественных интересов.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-170  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

           Взыскать с Отдела финансов Администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области в пользу Администрации Брейтовского сельского поселения Ярославской области 34400 руб. компенсации в размере недофинансирования.

           В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

           Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

           Взыскать с Отдела финансов Администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области в доход федерального бюджета  1013 руб. государственной пошлины.

          Исполнительный лист выдать по истечении десяти дней после вступления решения в законную силу.

            Решение может быть обжаловно во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья                                                                                                Е.В. Мухина