АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль | Дело № А82-3300/2019 |
06 мая 2019 года |
Резолютивная часть решения принята апреля 2019 года .
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Кузьмичева А.В.
рассмотрев в порядке упрощенного производства исковое заявление Акционерного общества "Рыбинскэлектротранс" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Государственному бюджетному учреждению Ярославской области "Яроблтранском" (ИНН <***>, ОГРН <***>),
третьи лица: Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области(ИНН <***>, ОГРН <***>), Администрация городского округа город Рыбинск(ИНН <***>, ОГРН <***>), Департамент транспорта Ярославской области(ИНН <***>, ОГРН <***>),
о взыскании убытков в размере 72.00 руб.,
без вызова сторон,
установил:
Акционерное общество "Рыбинскэлектротранс" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению Ярославской области "Яроблтранском" о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением договора об оказании услуг от 14.12.2015 № 149-223, в размере 26 172 руб.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 25.02.2019 указанное исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу № А82-3300/2019. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, Администрация городского округа город Рыбинск, Департамент транспорта Ярославской области.
В определении сторонам разъяснены права лиц, участвующих в деле, а также особенности упрощенного производства.
Истцу предложено представить доказательства, на которые он ссылается как на основание своих требований.
От истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Ответчику и третьим лицам предложено представить письменный мотивированный отзыв на исковое заявление.
От ответчика поступил отзыв на исковое заявление, в котором он не признал иск в связи с отсутствием информации об изменении тарифов.
Третье лицо Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области представил отзыв по делу с информацией о процедуре установления предельных (максимальных) тарифов для истца.
Третье лицо Департамент транспорта Ярославской области представил отзыв на исковое заявление, согласно которому у истца, как у перевозчика, возникает обязанность по заключению договора на обслуживание транспортных карт с ответчиком, департамент не регулирует договорные отношения между Государственным бюджетным учреждением Ярославской области "Яроблтранском" и хозяйствующими субъектами. Третье лицо оставило решение по делу на усмотрение суда.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.
Исследовав доказательства по делу, судом установлено следующее.
Постановлением Правительства Ярославской области от 17.08.2015 № 914-п «Об операторе информационных систем и ресурсов, необходимых для обслуживания персонифицированных электронных транспортных карт» Государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Яроблтранском" определено оператором информационных систем и ресурсов, необходимых для обслуживания персонифицированных электронных транспортных карт.
Персонифицированная электронная транспортная карта представляет собой единый проездной билет долговременного пользования, предназначенный для автоматизированной регистрации и оплаты проезда отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. Оплата проезда с использованием транспортной карты является условием предоставления отдельным категориям граждан социальных услуг по освобождению от оплаты 50 процентов стоимости проезда в автомобильном и наземном городском электрическом транспорте общего пользования (пункты 1.1, 1.2 Порядка оформления, выдачи и использования персонифицированных электронных транспортных карт на территории Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 30.10.2015 № 1170-п).
Во исполнение постановлений Правительства Ярославской области между Государственным бюджетным учреждением Ярославской области "Яроблтранском" и Акционерным обществом "Рыбинскэлектротранс" заключен договор об оказании услуг от 14.12.2015 № 149-223.
Согласно пункту 2.1 договора, оператор (ответчик) обязуется организовать прием от пользователей денежных средств за использование транспортной карты, а также организовать информационно-технологическое обслуживание перевозчика (истца) с целью обслуживания пользователей в транспортных средствах перевозчика.
Подпункты 3.3.1, 3.3.7 пункта 3.3 договора предусматривают обязанность оператора организовывать информационно-технологическое взаимодействие между сторонами при совершении покупателями операций с использованием транспортной карты; осуществлять обновление программного обеспечения и программное сопровождение на безвозмездной основе.
Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств в соответствии с действующим законодательством и договором. Оператор несет ответственность за достоверность данных по операциям, совершаемым с использованием транспортных карт, в части, касающейся полномочий и функций оператора (пункты 4.1, 4.5 договора).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
В Ярославской области полномочия по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом реализует Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (подпункт 3.1.11 пункта 3.1 Положения о департаменте, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 № 1315-п).
Пункт 2.18 Положения о порядке государственного регулирования предельных (максимальных) тарифов на регулярные пассажирские перевозки наземным электрическим общественным транспортом в городском сообщении, утвержденного приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.05.2016 № 39-п-тр/п/элтр, предусматривает, что предельные (максимальные) тарифы учитываются органами местного самоуправления муниципальных образований области при заключении договоров или муниципальных контрактов с перевозчиками на период регулирования. При этом размер платы за перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском сообщении, предусмотренный в договоре об организации регулярных пассажирских перевозок, не может превышать предельных (максимальных) тарифов.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 21.09.2018 № 75-тр/г установлен предельный (максимальный) тариф на перевозки пассажиров наземным электрическим транспортом общего пользования (троллейбусом) на территории городского округа города Рыбинска в размере 18.85 руб. за разовую поездку. В соответствии с пунктом 2 приказа, размер платы за перевозку пассажиров наземным электрическим транспортом общего пользования (троллейбус) с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам не может превышать предельного (максимального) тарифа. Приказ вступил в силу 08 октября 2018 года.
Администрацией городского округа город Рыбинск информационная работа с населением об организации регулярных пассажирских перевозок и установленных тарифах проводится путем размещения информации на официальном сайте, а также через средства массовой информации.
01 ноября 2018 года на официальном сайте Администрации городского округа город Рыбинск размещена информация об установлении с 02 ноября стоимости проезда для пассажиров троллейбусов в размере 18.50 руб. и снижении стоимости проезда по сравнению с предельным (максимальным) тарифом за счет субсидии перевозчику из городского бюджета.
Для отдельных категорий граждан, имеющих право на социальную услугу по освобождению от оплаты 50 процентов стоимости проезда в наземном городском электрическом транспорте общего пользования, стоимость проезда в троллейбусе составила 9.25 руб. (18.50 руб. х 50 процентов).
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.12.2018 № 267-тр/г установлен предельный (максимальный) тариф на перевозки пассажиров наземным электрическим транспортом общего пользования (троллейбусом) на территории городского округа города Рыбинска в размере 20 руб. за разовую поездку. Приказ вступил в силу 01 января 2019 года.
21 декабря 2018 года на официальном сайте Администрации городского округа город Рыбинск размещена информация о повышении стоимости разовой поездки для пассажиров троллейбусов до 20 руб.
Письмом от 29.12.2018 Администрация городского округа город Рыбинск сообщила ответчику об установлении предельного (максимального) тарифа на 2019 год в размере 20 руб. за разовую поездку в троллейбусе, а также о том, что установление платы за перевозку пассажиров ниже предельных (максимальных) тарифов не планируется. Получение данного письма ответчик подтверждает в ответе на претензию от 23.01.2019.
Для отдельных категорий граждан, имеющих право на социальную услугу по освобождению от оплаты 50 процентов стоимости проезда в наземном городском электрическом транспорте общего пользования, стоимость проезда в троллейбусе с 01 января 2019 года должна была составить 10 руб. (20 руб. х 50 процентов).
Однако ответчик внес изменения в программное обеспечение только после получения письма Администрации городского округа город Рыбинск от 05.01.2019, вследствие чего в период с 01 по 05 января 2019 года у льготных категорий граждан с транспортных карт списывалась стоимость проезда 9.25 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пункты 1, 2, 5 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом. Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
В период с 01 по 05 января 2019 года гражданами, имеющими право на освобождение от оплаты 50 процентов стоимости проезда, совершено 34 896 поездок по тарифу 9.25 руб., что подтверждается отчетом ответчика о количестве поездок, совершенных отдельными категориями граждан, имеющими право на меры социальной поддержки, за январь 2019 года.
С каждой поездки истец недополучил в качестве оплаты 0.75 руб. (10 руб. – 9.25 руб.).
Если бы ответчик исполнил договор об оказании услуг от 14.12.2015 № 149-223 надлежащим образом и своевременно внес изменения в программное обеспечение, истец дополнительно получил бы плату за проезд в размере 26 172 руб. (0.75 х 34 896).
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав убытков входит упущенная выгода – неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Из пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» следует, что при определении размера упущенной выгоды следует учитывать разумные расходы кредитора при обычных условиях гражданского оборота.
Пункт 2.2, подпункт 3.1.17 пункта 3.1 договора об оказании услуг от 14.12.2015 № 149-223 предусматривают обязанность перевозчика выплачивать оператору вознаграждение. Порядок оплаты услуг (вознаграждения) оператора за обслуживание перевозчика регламентирован приложением № 1 к договору.
Согласно пункту 2 приложения № 1 к договору (в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2018), размер вознаграждения, выплачиваемый перевозчиком оператору с 01 января по 30 июня 2019 года, составляет 7.5 процентов от каждой обслуживаемой транзакции – считывания поездки по транспортной карте.
Расходы истца на вознаграждение оператора должны были составить 1 962.90 руб. (26 172 руб. х 7.5 процентов).
Упущенная выгода истца вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком договора об оказании услуг от 14.12.2015 № 149-223, за вычетом вознаграждения оператора, составляют 24 209.10 руб. (26 172 руб. – 1 962.90 руб.).
Расчет недополученных доходов в связи с проездом отдельных категорий граждан по льготному билету с 01 по 05 января 2019 года с учетом вознаграждения оператора, приложенный к ходатайству истца о приобщении документов, является верным и обеспечивает разумную степень достоверности размера подлежащих возмещению убытков.
Возражения ответчика об отсутствии информации об изменении тарифов рассмотрены и отклонены судом.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Информация на официальном сайте от 21.12.2018 и письмо Администрации городского округа город Рыбинск от 29.12.2018 позволяют сделать вывод об установлении платы за разовую поездку в троллейбусе на уровне предельного (максимального) тарифа с 01 января 2019 года.
Довод ответчика о том, что письмо Администрации городского округа город Рыбинск от 29.12.2018 носит исключительно информационный характер, не регулирует отношения между перевозчиком и учреждением, не содержит конкретной даты введения тарифов, не может быть принят судом. Являясь оператором информационных систем и ресурсов, необходимых для обслуживания персонифицированных электронных транспортных карт, то есть профессиональным участником рынка, ответчик должен был знать о порядке установления платы за проезд, а в случае возникновения сомнений – запросить дополнительную информацию, в том числе о конкретной дате введения тарифов.
Подпунктом 3.1.18 пункта 3.1 договора об оказании услуг от 14.12.2015 № 149-223 на перевозчика возложена обязанность своевременно сообщать оператору информацию об изменении тарифов.
Письмами от 28.12.2018, направленными по электронной почте, ответчик для изменения тарифа на льготный проезд потребовал от истца «официальный документ от Администрации города Рыбинска», «приказ муниципалитета города Рыбинска».
Направление информации по электронной почте соответствует сложившейся практике взаимоотношений сторон, оснований не доверять распечаткам электронных писем у суда не имеется.
Следовательно, ответчику было известно о повышении стоимости проезда с 01 января 2019 года.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что отсутствие вины в ненадлежащем исполнении договора об оказании услуг от 14.12.2015 № 149-223 ответчик не доказал.
Учитывая изложенное, исковые требования Акционерного общества "Рыбинскэлектротранс" подлежат удовлетворению в части.
На основании статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Мотивированное решение по делу составлено на основании части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Яроблтранском" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Акционерного общества "Рыбинскэлектротранс" (ИНН <***>, ОГРН <***>) убытки, причиненные ненадлежащим исполнением договора об оказании услуг от 14.12.2015 № 149-223, за вычетом вознаграждения оператора, в размере 24 209.10 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 850 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению. Исполнительный лист выдать.
Заявление о составлении мотивированного решения может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части решения, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья | Кузьмичев А.В. |