АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело№ А82-3332/2008-31
30.06.2008г.
Резолютивная часть решения от 23.06.2008г.
судьи Н.Л.Ловыгиной
при ведении протокола судебного заседания судьей Ловыгиной Н.Л.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Русское поле»
об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области от 27.03.2008г. № 24/с о привлечении к административной ответственностии решения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 16.04.2008г. № 5-ВП/03-1.
при участии:
от заявителя – Борисов А.Ф.– директор
от Управления – Кузнецова Г.И.- зам. нач. отдела по дов. от 01.04.2008г.
от Федеральной службы – не присутств.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Русское поле» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления от 27.03.2008г. № 24/с по делу об административном правонарушении, вынесенного начальником отдела семенного контроля о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 10.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 6000 руб., а также решения № 5 ВП/03-1 от 16.04.2008г., вынесенного начальником Управления земельного контроля Россельхознадзора, по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области считает вынесенное постановление законным и обоснованным, требования предпринимателя не подлежащими удовлетворению.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила.
Судом восстановлен срок для обжалования постановления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области на основании распоряжения от 12.03.2008г. № 42/с проведена проверка соблюдения требований законодательства в области использования сельскохозяйственных достижений, в части, относящейся к сортам сельскохозяйственных растений ООО «Русское поле», в принадлежащей ему торговой точке, расположенной по адресу : г. Ярославль, ул. Щапова, 20 каб. 13.
В ходе проведения проверки административным органом установлены нарушения обществом требований статей 28, 30, 31,33 Федерального закона «О семеноводстве» № 149-ФЗ от 17.12.1997г., а также «Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений», утвержденного Приказом Минсельхозпрода РФ от 18.10.1999г. № 707. Нарушения зафиксированы в акте проверки № 42/с от 19.03.2008г.
По результатам проверки начальником отдела семенного контроля в отношении общества составлен протокол № 24/с от 19.03.2008г. об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения которого вынесено оспариваемое Постановление.
Решением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору № 5-ВП/03-1 от 16.04.2008г. жалоба общества на постановление оставлена без удовлетворения, обжалуемое постановление – без изменения.
Оценивая правомерность привлечения ООО «Русское поле» к административной ответственности, суд исходит из следующего.
В качестве противоправного деяния обществу вменяется реализация партии семян сельскохозяйственных растений, сорта которых не включены в государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию; реализация семян сельскохозяйственных культур, а также реализация клубней, луковиц, корневищ цветочных культур без документов, удостоверяющих сортовые и посевные качества этих семян; реализация семян сельскохозяйственных растений на которые истек срок действия документов о посевных качествах .
В соответствии со статьей 30 Федерального закона № 149-ФЗ от 17.12.1997г. «О семеноводстве» (далее – Закон № 149-ФЗ) допускается оборот партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, при наличии сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян, а также фитосанитарных сертификатов, выданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
После исключения сортов сельскохозяйственных растений из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, партии семян сельскохозяйственных растений таких сортов могут находиться в обороте в течение последующих двух лет. Указанные семена относятся к категории репродукционных.
Под семенами в соответствии со статьей 1 Закона № 149-ФЗ понимаются части растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и другие), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений.
В силу статьи 1444 ГК РФ реализуемые в Российской Федерации семена и племенной материал должны быть снабжены документом, удостоверяющим их сортовую, породную принадлежность и происхождение.
Согласно статье 28 Закона № 149-ФЗ партии семян, предназначенных для реализации, должны иметь сертификаты, удостоверяющие сортовые и посевные качества семян. Выдача сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями.
Порядок реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений утвержден приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ № 707 от 18.10.1999г.
Пунктом 2.1 Порядка установлено, что реализация семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (далее - Реестр), осуществляется при наличии документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, и фитосанитарного сертификата.
В соответствии с пунктом 1 Положения о сортовом и семенном контроле сельскохозяйственных растений в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1998 г. № 1200) данное Положение определяет порядок организации и проведения сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений. При этом в соответствии с указанной статьей Федерального закона «семенной контроль»- мероприятия по определению посевных качеств семян, контроль за соблюдением государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.
В соответствии с пунктом 6 Положения сортовой и семенной контроль посевов и семян сельскохозяйственных растений проводят Государственная семенная инспекция Российской Федерации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, государственный семенные инспекции субъектов Российской Федерации, межрайонные, районные и городские государственные семенные инспекции, а также Научно-методический центр по семенному контролю.
На основании пункта 1 Положения о Государственной семенной инспекции Российской Федерации (утв. приказом Минсельхозпрода РФ от 28 июля 1999 г. № 576), государственная семенная инспекция Российской Федерации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации является государственным учреждением, осуществляющим сортовой и семенной контроль посевов и семян сельскохозяйственных растений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1998 г. № 1200.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 328, установлено, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организации федеральных органов исполнительной власти в ведении Федерального агентства по сельскому хозяйству находятся организации, ранее находившиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений (утв. приказом Минсельхозпрода РФ от 8 декабря 1999 г. № 859) главными задачами сертификации являются: защита интересов государства и потребителя от недобросовестного производителя и продавца семян; подтверждение соответствия сортовых и посевных (посадочных) качеств семян требованиям государственных и отраслевых стандартов; осуществление инспекционного контроля; оказания содействия потребителям в компетентном выборе семян с высокими сортовыми и посевными качествами.
Как установлено административным органом, обществом не выполнены требования вышеуказанных нормативных актов – в торговой точке реализовывались семена сельскохозяйственных растений, сорта которых не включены в государственный реестр селекционных достижений; без документов, удостоверяющих сортовые и посевные качества этих семян; а также реализовывались семена, срок действия документов о посевных качествах которых истек.
Статья 10.12 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений.
С учетом изложенного, суд полагает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.12 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю не вправе осуществлять полномочия по контролю в области семеноводства судом отклоняются.
Согласно части 1 статьи 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса.
В силу статьи 23.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.12 - 10.14 настоящего Кодекса, рассматривают государственные семенные инспекции.
В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции (часть 2 статьи 22.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Пунктом 5.5.3 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.04г. №327, установлено, что Россельхознадзор принимает решения о проведении сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 08.12.04г. №754 «О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации поручено обеспечить закрепление в установленном порядке за территориальными органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору имущества, высвобождаемого в связи с ликвидацией федеральных государственных учреждений, указанных в приложении №1 к данному постановлению, а также в связи с прекращением полномочий федеральных органов государственных учреждений в части осуществления контрольных и надзорных функций согласно приложению №3.
Из приложения N 3 к названному постановлению следует, что функции Государственной семенной инспекции по Ярославской области в части осуществления контрольных и надзорных функций были прекращены.
В пункте 9.2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (приложение к Приказу Минсельхоза России от 13.06.2006 N 171) указано, что Управление на территории, установленной в соответствии со схемой размещения, уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях в закрепленной сфере деятельности и применять меры административного наказания или направлять в судебные органы материалы о привлечении лиц, виновных в правонарушении, к ответственности.
Приказом Россельхознадзора от 12.04.2005 N 138 (зарегистрированного в Минюсте 26.04.2005 N 6547) "О перечне должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и территориальных управлений Россельхознадзора, которые в соответствии со статьей 28.3 Кодекса в пределах компетенции Россельхознадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
Таким образом, суд полагает, что Россельхознадзор и его территориальные органы вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 10.12 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для отмены Постановления Управления Россельхознадзора по Ярославской области и решения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.
Судья Н.Л.Ловыгина