Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А82-3397/2009-14
Резолютивная часть 19.08.2009
оглашена 12.08.2009
Арбитражный суд Ярославской области в составе:
судьи Сурововой М.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Сурововой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ОАО «Племзавод имени Дзержинского» и
Территориального управления Росимущества по Ярославской области к
Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области
о признании недействительным постановления главы администрации от 11.12.2008 № 3439
при участии:
от заявителя – ФИО1 – и.о.генерального директора, ФИО2 – по доверенности от 19.06.2009
от третьего лица – ФИО3 – по доверенности от 29.01.2009
от ответчика – ФИО4 – по доверенности от 01.10.2008
установил:
Открытое акционерное общество «Племзавод имени Дзержинского» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 11.12.2008 № 3439 «О прекращении права постоянного /бессрочного/ пользования и изъятии части земельного участка у ФГУП «Племзавод им.Дзержинского». Заявленные требования мотивированы тем, что решение принято в отсутствии четко выраженного волеизъявления заявителя и в нарушение порядка прекращения прав на землю, установленного статьей 53 Земельного кодекса РФ.
Пропущенный заявителем на незначительное время срок на обжалование постановления, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом восстановлен.
В качестве третьего лица с самостоятельными требованиями в дело вступило территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области, мотивировав свои требования нарушением прав Российской Федерации на изъятый земельный участок.
К последнему судебному заседанию в суд поступило ходатайство дачного потребительского кооператива «Горки-9» о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований, мотивированное правовым интересом кооператива, которому на стадии предварительного согласования выделяется земельный участок, аналогичным постановлением главы района изъятый у заявителя в связи с отказом последнего от прав. Кооператив озабочен решением суда по настоящему делу, которое, по его мнению, может иметь правовое значение в случае оспаривания того постановления главы района, которое непосредственно затрагивает его интересы.
Представители кооператива в судебное заседание не явились.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд не нашел оснований для его удовлетворения.
Согласно статье 51 Арбитражного процессуального кодекса третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Решение по настоящему делу никак не может повлиять на права и обязанности кооператива, имеющего интерес к другому земельному участку, судьба которого в настоящем деле не определяется. Что касается интереса кооператива к правовым вопросам, подлежащим решению в данном деле, то такой интерес не является юридически значимым в смысле статьи 51 процессуального закона.
Администрация ни требования общества, ни требования Росимущества не признала, полагает принятое решение законным и обоснованным, отдельные нарушения процедуры принятия отказа от прав на землю несущественными и не влекущими незаконности решения, спорный земельный участок не разграниченным в правах.
Рассмотрением материалов дела судом установлено.
Постановлением главы Ярославского муниципального района от 11.12.2008 №3439 прекращено право федерального государственного унитарного предприятия «Племенной завод имени Дзержинского», правопреемника – открытого акционерного общества «Племенной завод имени Дзержинского» постоянного /бессрочного/ пользования и изъята часть земельного участка площадью 169га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории Лютовского сельсовета Ярославского района, ранее предоставленного постановлением главы администрации района от 02.11.1993 № 885, с передачей земельного участка в фонд перераспределения земель администрации района.
Постановление принято в соответствии со статьями 29,45,53 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и на основании заявления общества от 26.06.2007 № 98.
Постановлением главы администрации района от 02.11.1993 № 885 утверждены материалы землеустройства и постановлено выдать ГП племсовхоз им.Дзержинского свидетельство на право пользования землей площадью 8276га для сельскохозяйственного использования. Свидетельство выдано 06.01.1998.
Постановлением от 11.08.2003 №1510 площадь земель, используемых предприятием на праве постоянного /бессрочного/ пользования, уточнена и определена в 8208га, в том числе сельскохозяйственных угодий 6064га.
Право постоянного /бессрочного/ пользования данным земельным участком зарегистрировано за ФГУП «Племенной завод имени Дзержинского» 20.11.2003. На кадастровый учет земельный участок поставлен 05.01.2004 с присвоением кадастрового номера 76:17:000000:29.
Письмо заявителя, на основании которого принято оспариваемое постановление, имеет следующее содержание: «племзавод не возражает о пролангации договора от 08.12.2006 №844 по аренде земельного участка общей площадью 169га на территории Лютовского сельского округа Туношонского сельского поселения с ЗОА «Производственное объединение Горно-Геологическом Союзом» для проектно-изыскательских работ и добычи песчано-гравийной смеси».
Оценивая содержание данного письма на предмет уяснения воли правообладателя земельного участка, суд не может не согласиться с заявителем в том, что письмо не содержит как такого отказа племзавода от права постоянного /бессрочного/ пользования земельным участком. Передача имущества в аренду или субаренду не означает отказа собственника от права собственности, а арендатора – от договор аренды. Во всяком случае одно только это письмо без дополнительного согласования не могло явиться основанием для прекращения прав сельскохозяйственного предприятия на землю, тем более, что такое прекращение осуществлено администрацией района через 1,5 года после получения письма.
Нельзя не согласиться с заявителем и в том, что администрацией существенно нарушен порядок прекращения прав на землю, установленный статьей 53 Земельного кодекса.
В соответствии с указанной нормой /в редакции, действовавшей на момента принятии оспариваемого постановления/ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса. К заявлению прилагаются кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Копия решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
Администрация района не оценила письмо заявителя на предмет соответствия его установленному порядку и, как было указано, приняла решение с существенным нарушением установленного срока.
Кроме того, тот земельный участок, который изъят оспариваемым постановлением, обозначен только площадью и графическим изображением без ориентировочных координат /приложение к акту выбора от 24.11.2005 №349/ и не обладает признаками объекта недвижимости, позволяющими определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
С учетом изложенного требования племзавода суд признает подлежащими удовлетворению.
При рассмотрении самостоятельных требований Росимущества, заявляющего о своих правах на изъятый земельный участок, судом установлено.
Вопросы государственной собственности на землю решались законодательно следующим образом.
Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
До принятия Земельного кодекса Российской Федерации таких законодательных актов принято не было.
В редакции, действовавшей до 01 июля 2006 года, Земельный кодекс предусматривал следующее.
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" /статья 16/.
В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством /пункт 1 статьи 17/. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" /пункт 2 статьи 17/.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» № 101-ФЗ /далее – Закон № 101-ФЗ/ право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Согласно статье 3 Закона основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения.
С 01 июля 2006 года Закон утратил силу, из статьи 17 Земельного кодекса исключено положение о возможности нахождения в федеральной собственности земельных участков по основаниям, предусмотренным Законом №101-ФЗ, разграничение государственной собственности на землю осуществлено статьей 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ /далее – Закон № 137-ФЗ/.
Согласно данной норме в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Из анализа изложенных нормативных положений следует, что на момент предоставления земельного участка племзаводу в статусе государственного предприятия в 1993 году виды собственности на землю законодательными актами Российской Федерации определены не были.
На момент государственной регистрации права постоянного /бессрочного/ пользования племзавода в статусе федерального государственного унитарного предприятия федеральная собственность на землю определялась в соответствии со статьями 16 и 17 Земельного кодекса и Законом №101-ФЗ.
Из указанного в этих законодательных актах к рассматриваемой ситуации может быть отнесено возникновение федеральной собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Однако в том порядке, который изложен в Законе № 101-ФЗ, на основании утвержденного Правительством РФ перечня, право федеральной собственности на спорный участок не возникло.
Не может быть признан он находящимся в федеральной собственности и по основаниям, указанным в этом Законе, в соответствии с действовавшим пунктом 2 статьи 17 Земельного кодекса. В данном пункте речь шла о возможности нахождения в федеральной собственности земельных участков, однако такая возможность уполномоченными органами никак не была реализована. Право федеральной собственности не зарегистрировано, Российская Федерация не указана собственником земельного участка при государственной регистрации права постоянного /бессрочного/ пользования племзавода в 2003 году.
В 2004 году племзавод был реорганизован в форме преобразования в открытое акционерное общество, и на момент введения в действие статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ уже не являлся государственным унитарным предприятием.
Что касается ссылки Росимущества на Постановление Правительства РФ от 31.08.2000 № 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности», то данный нормативный акт регулирует вопросы оформления, но не возникновения права федеральной собственности.
Таким образом, из анализа правового регулирования спорных правоотношений суд не нашел оснований согласиться с Росимуществом и признать спорный земельный участок находящимся в федеральной собственности.
С учетом изложенного самостоятельные требования Росимущества удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.167-170,110
Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным постановление главы Ярославского муниципального района Ярославской области от 11.12.2008 № 3439 «О прекращении права постоянного /бессрочного/ пользования и изъятии части земельного участка у ФГУП «Племзавод имени Дзержинского».
Взыскать с администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в пользу ОАО «Племзавод имени Дзержинского» 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд /г.Киров/ в месячный срок.
Судья М.В.Суровова