ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-3520/13 от 05.09.2013 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело № А82-3520/2013

Резолютивная часть 12.09.2013

оглашена 05.09.2013

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Сурововой М.В.

  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Педченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ГКХ ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к

Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области ИНН <***>, ОГРН <***>),

КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения комиссии по земельным и имущественным отношениям Ярославского муниципального района Ярославской области от 17.12.2012 (протокол №48) об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и обязании Администрации в лице комиссии по имущественным и земельным отношениям рассмотреть заявление от 09.10.2012 о предоставлении в аренду земельного участка для ведения крестьянского хозяйства ориентировочной площадью 200000 кв.м, расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Гавриловский с/с

при участии:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 22.02.2013

от ответчика – ФИО3 по доверенности администрации от 11.12.2012,

установил:

Глава крестьянского хозяйства ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии по земельным и имущественным отношениям Ярославского муниципального района Ярославской области от 17.12.2012 (протокол №48) об отказе в предоставлении ему в аренду земельного участка для ведения крестьянского хозяйства и обязании Администрации в лице комиссии рассмотреть его заявление от 09.10.2012 о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 20гектар, расположенного в Гавриловском сельском округе Ярославского муниципального района Ярославской области.

Заявленные требования обоснованы статьей 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74-ФЗ (далее – Закон).

Администрация требования заявителя не признала, считает отказ в предоставлении земельного участка законным и обоснованным, а заявителя – злоупотребляющим своими правами фермера, который под видом получения земли для ведения крестьянского хозяйства желает получить землю под объектами недвижимости, прав на которые не доказал. Кроме того, заявила о том, что протокол комиссии, выписка из которого была направлена заявителю и который им оспаривается в качестве предмета спора, не является актом ненормативного характера, а только свидетельствует о комиссионном рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков. По существу решение комиссии поддержала.

В связи с произведенной реорганизацией земельный комитет администрации в порядке статьи 47 АПК РФ заменен судом на комитет по управлению муниципальным имуществом администрации – правопреемника земельного комитета. Ни земельный комитет, ни комитет по управлению муниципальным имуществом отношения к спору не выразили.

Рассмотрением материалов дела судом установлено.

Заявитель 09.10.2012 обратился к Главе Ярославского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 20гектар на территории Гавриловского сельского округа для целей, не связанных со строительством, - для ведения крестьянского хозяйства (расширения) в аренду на 5 лет. К заявлению приложил схему расположения земельного участка.

Письмом от 18.12.2012 №1580 земельный комитет администрации направил заявителю выписку из протокола заседания комиссии по земельным и имущественным отношениям о результатах рассмотрения его заявления. Комиссия решила отказать заявителю в предоставлении земельного участка в связи с тем, что глава не ведет крестьянскую деятельность на том земельном участке, который у него уже имеется, и в связи с тем, что испрашиваемый участок пересекают две высоковольтные линии электропередач, по участку проходит потребительская линия электропередач и теплотрасса, а также насыпь от бывшей железнодорожной ветки.

Оценив обстоятельства дела, суд решил удовлетворить требования заявителя частично.

Согласно статье 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом и федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Законом в статье 12, которая устанавливает порядок предоставления земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) и предполагаемое местоположение земельных участков.

Орган местного самоуправления на основании поданного заявления с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном законом

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного решения.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

Таким образом, отказ в предоставлении гражданину земельного участка для ведения фермерского хозяйства должен быть оформлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

В данном случае такого решения органом местного самоуправления Ярославского муниципального района не принималось.

С учетом изложенного суд решил удовлетворить требования заявителя так, чтобы признать незаконным бездействие администрации, которой было адресовано заявление заявителя, учитывая, что при том установленном администрацией порядке, который предполагает оформление отказов протоколами комиссии, которая является коллегиальным совещательным органом при администрации и не является органом местного самоуправления, та или иная формулировка заявителем его требований не может препятствовать защите его прав, если они действительно были нарушены.

При рассмотрении заявления заявителя администрации надлежит проверить соблюдение заявителем всех требований, установленных указанной статьей 12 Закона, в том числе обоснование размера испрашиваемого земельного участка, вид деятельности хозяйства, с достоверностью установить имеющиеся на испрашиваемом земельном участке объекты недвижимости, имея ввиду установленное статьей 36 Земельного кодекса РФ исключительное право собственников этих объектов на пользование земельными участками под ними, и принять соответствующее решение.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167, 168, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, выразившееся в непринятии решения по вопросу предоставления земельного участка для ведения крестьянского хозяйства по заявлению главы крестьянского хозяйства ФИО1 от 09.10.2012, зарегистрированного под №10591-зем.

Обязать администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области рассмотреть заявку главы крестьянского хозяйства ФИО1 от 09.10.2012 №10591-зем. о предоставлении в аренду земельного участка площадью 20га на территории Гавриловского сельского округа для ведения крестьянского хозяйства.

Возвратить ФИО1 из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4000 руб. в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. Квитанцию Сбербанка РФ от 26.04.2013 возвратить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд /г.Киров/ в месячный срок после принятия решения.

Судья М.В. Суровова