Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А82-3546/2011
27 мая 2011 года
Резолютивная часть решения от 19.05.2011.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скляровым В.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «АЗС Смена-2»
об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области от 28.03.2011 №173
при участии:
от заявителя - Посадков Ф.И. по довер от 21.01.2011;
от адм.органа – Тарасов И.Н. по довер. от 18.05.2011;
Кормилицына А.С. по довер от 24.03.2011;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «АЗС Смена-2» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Ярославской области от 28.03.2011 № 173 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Заявитель считает, что в его действиях отсутствует вина в совершении правонарушения, а также считает, что вменяемое правонарушение является малозначительным.
Административный орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя и возражения административного органа, суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области на основании поручения заместителя начальника инспекции от 16.03.2011 № 0079 проведена проверка соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «АЗС Смена-2» законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью за период с 01.10.2010 по 15.03.2011.
В ходе проверки установлено нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (не полном оприходовании) в кассу денежной наличности 29.11.2010 в сумме 11412,27 руб., 09.12.2010 в сумме 1066,80 руб., 16.12.2010 в сумме 0,05 руб., 19.12.2010 в сумме 0,06 руб., 19.01.2011 в сумме 318,74 руб., 28.01.2011 в сумме 667,42 руб., 14.02.2011 в сумме 190,76 руб., что, по мнению административного органа, является нарушением пункта 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина РФ от 30.08.1993г., пунктов 22, 24, 28 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных решением Совета Директоров Центрального Банка России № 40 от 22.09.1993г. Результаты проверки оформлены актом № 73 от 23.03.2011.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, административным органом в присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.03.2011 № 173, по результатам рассмотрения которого 28.03.2011 и.о.начальника Межрайонной инспекции ФНС № 3 по Ярославской области вынесено постановление № 173 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Оспариваемым постановлением с учетом срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, Обществу вменяется нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности в сумме 858,18 руб., в дни ее получения, в том числе 28.01.2011 в сумме 667,42 руб., 14.02.2011 в сумме 190,76 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «АЗС Смена-2» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Всесторонне исследовав обстоятельства дела и объективно оценив имеющиеся в деле доказательства, суд полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 13, 22, 24 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
В соответствии с пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104 (далее - Правила), сумма выручки определяется по показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком ККМ. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.
Из положений названных норм следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать реквизиты, перечень которых приведен в пункте 2 данной статьи.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации возложены на Государственный комитет Российской Федерации по статистике. При этом содержание и состав унифицированных форм первичной учетной документации согласовываются Комитетом с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации 30.08.1993, кассир-операционист в случае совершения ошибки обязан составить и оформить совместно с администрацией предприятия акт по установленной форме о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам, погасить их, наклеить на лист бумаги и вместе с актом сдать в бухгалтерию. Форма акта о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам (форма N КМ-3), утверждена постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.1998 N 132 и включена в альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин.
Следовательно, к учету в подтверждение уменьшения суммы выручки кассы на сумму, возвращенную покупателям (клиентам) или по ошибочно пробитым чекам, принимаются погашенные и наклеенные на лист бумаги ошибочно пробитые чеки, а также акты, составленные по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.1998 N 132. Предъявление указанных документов является надлежащим доказательством правомерности уменьшения Обществом суммы выручки кассы.
Из материалов дела усматривается, что 28.01.2011 сумма выручки по фискальному отчету, снятому с контрольно-кассовой техники составила 40533,56 руб., из них согласно журналу кассира-операциониста 608,30 руб. возвращено покупателям по не использованным чекам, по кассовой книге предприятия оприходовано только 39866,14 руб.; 14.02.2011 сумма выручки составила 28136,73 руб., оприходовано лишь 27945,97 руб.
Акты по форме № КМ-3 на спорные суммы Обществом не составлялись, представлен лишь ошибочно пробитый чек на сумму 190,80 руб. от 14.02.2011, иных чеков не предъявлено.
Ответственность юридических лиц за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, предусмотрена статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины Общества не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку заявителем не представлено доказательств, что им были приняты все зависящие меры для соблюдения требований законодательства.
Представленные Обществом объяснительные операторов АЗС, а такж при отсутствии вышеуказанных подтверждающих документов, не являются достаточными доказательствами, свидетельствующими об отсутствии вины Общества. Из материалов дела усматривается, что на момент проведения проверки Обществом не было принято мер к самостоятельному выявлению нарушения оприходования денежных средств в кассу, что свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля за соблюдением кассовой дисциплины.
Доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению Порядка ведения кассовых операций заявителем не представлено.
Непринятие своевременных и достаточных мер по выполнению указанных требований свидетельствует о наличии вины Общества в совершении правонарушения.
Таким образом, вывод административного органа о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, является правильным.
Доводы заявителя о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным судом отклоняются.
Выявленное в ходе проверки нарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере финансов, налогов и сборов, а также фискальных интересов государства, финансовой дисциплины.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям имеется и заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права.
Принимая во внимание неоднократность выявленных фактов неоприходования денежных средств, непринятие своевременных и достаточных мер по ежедневному соблюдению порядка ведения кассовых операций, периодичность существующей угрозы охраняемым общественным отношениям, суд не усматривает признаков малозначительности совершенного правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
При вынесении постановления административным органом учтены все обстоятельства дела, штраф применен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного Обществом с ограниченной ответственностью «АЗС Смена-2» (ИНН 7610050206) требования о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области от 28.03.2011 № 173 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).
Судья Т.Б.Краснова