Арбитражный суд Ярославской области
150054 г.Ярославль, пр-т Ленина, 28 тел.32 11 68, факс 32 12 51
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А82-3557/2008-99 25.07.2008
Резолютивная часть
оглашена 18.07.2008
Арбитражный суд Ярославской области в составе
судьи Кокуриной Н.О.
при ведении протокола судебного заседания судьей Кокуриной Н.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области
к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 8
о взыскании 141 557,90 руб.
при участии:
от заявителя – ФИО1, специалиста 1 разряда юридического отдела по доверенности от 16.01.2008
от ответчика – не присутствует, извещен надлежащим образом
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области обратилась в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 8 о взыскании 132 752 руб. земельного налога и 13 584,95 руб. пеней по нему, всего - 146 336,95 руб.
Заявитель письменно уточнил предъявленные требования, инспекция просит взыскать с ответчика неуплаченный земельный налог в сумме 132 752 руб. и пени по нему в сумме 8 805,90 руб., всего – 141 557,90 руб. В подтверждение уменьшения суммы взыскиваемых пеней заявителем представлены выписка из лицевого счета по налогу и расчет пеней.
Суд, установив, что уменьшение заявителем размера предъявленных требований произведено в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не противоречит законам и иным нормативно-правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц, принял его.
В судебном заседании заявитель поддержал предъявленные требования.
Ответчик в суд не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства. Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика по правилам ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Ответчиком представлен письменный отзыв на заявление, в соответствии с которым предъявленные требования ответчик не признает, считает, что обязанности уплачивать земельный налог и пени у него нет.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения заявителя, суд установил.
Ответчиком 20.07.2007 представлен в инспекцию первоначальный налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за полугодие 2007 года, согласно которому исчислен к уплате в бюджет земельный налог в сумме 132752 руб.
Учреждение 27.08.2007 направило в инспекцию уточненный налоговый расчет авансовых платежей по земельному налогу за тот же период, в соответствии с которым сумма налога составила 0 руб. в связи с применением налоговых льгот.
Ответчик 29.01.2008 сдал в налоговый орган второй уточненный расчет авансовых платежей по земельному налогу за полугодие 2007 года, в котором сумму земельного налога исчислил в размере 132 752 руб.
Требованием инспекции № 2338 по состоянию на 26.02.2008 ответчику предложено уплатить авансовые платежи по земельному налогу за полугодие 2007 года по сроку уплаты 16.07.2007 в сумме 132 752 руб., а также пени по данному налогу в размере 13 584,95 руб. Требование направлено организации 04.03.2008. Неисполнение ответчиком данного требования послужило причиной обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании суммы авансового платежа по налогу и пеней. При этом предъявленные ко взысканию пени составляют 8 805,90 руб. и начислены согласно представленному инспекцией в суд расчету на сумму авансового платежа за полугодие 2007 года за период с 17.07.2007 по 31.01.2008. Судебный порядок взыскания налога и пеней применен инспекцией в соответствии с п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ, поскольку муниципальному учреждению открыт лицевой счет в органах федерального казначейства, что следует из п. 1.11 устава организации.
В письменном отзыве на заявление ответчик указывает, что не является налогоплательщиком земельного налога, поскольку у него отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок. Кроме того, ответчик считает себя освобожденным от уплаты земельного налога на основании льготы, установленной пунктом 7 Решения Муниципального совета городского поселения Углич от 16.11.2006 № 67 «Об установлении земельного налога» для учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета. При этом ответчик полагает, что изменения, внесенные в указанный документ Решением Муниципального совета городского поселения Углич от 28.09.2007 № 135, согласно которым льготой не вправе пользоваться учреждения, частично финансируемые за счет средств областного бюджета, в соответствии со ст. 5 НК РФ не могут иметь обратной силы и применяться к сложившимся правоотношениям.
Возражая против доводов ответчика, заявитель ссылается на наличие у организации свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, самостоятельное исчисление ответчиком земельного налога. По мнению инспекции, подлежит применению Решение Муниципального совета городского поселения Углич от 16.11.2006 № 67 в редакции Решения от 28.09.2007 № 135, и ответчик, являясь учреждением, частично финансируемым за счет средств областного бюджета, не вправе пользоваться льготой. Кроме того, инспекция обращает внимание на то обстоятельство, что в нарушение п. 8 Решения Муниципального совета городского поселения Углич от 16.11.2006 № 67 налогоплательщиком не были представлены в инспекцию до 01.02.2007 документы, подтверждающие право на применение налоговой льготы.
Оценивая обстоятельства дела и позиции сторон, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Судом установлено, что в 2007 году ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежал земельный участок по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 76АА № 350705 от 06.05.2006. Именно в отношении указанного земельного участка ответчиком исчислены авансовые платежи по земельному налогу за полугодие 2007 года в налоговом расчете, представленном в инспекцию 29.01.2008. Таким образом, доводы ответчика об отсутствии у него документов о праве на земельный участок необоснованны.
Согласно п. 2 ст. 387 Налогового кодекса РФ при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Пунктом 7 Решения Муниципального совета городского поселения Углич от 16.11.2006 № 67 «Об установлении земельного налога» (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Решением Муниципального совета городского поселения Углич от 28.09.2007 № 135) предусмотрено, что полностью освобождаются от уплаты земельного налога учреждения, финансируемые за счет средств областного бюджета. Наличие приведенного в пункте 7 в скобках перечня конкретных организаций не указывает на невозможность использования налоговой льготы лицами, относящимися к категории налогоплательщиков, определенной как учреждения, финансируемые за счет средств областного бюджета.
Решением Муниципального совета городского поселения Углич от 28.09.2007 № 135 в пункт 7 Решения Муниципального совета городского поселения Углич от 16.11.2006 № 67 внесены изменения, согласно которым под организациями, финансируемыми за счет средств областного бюджета, принимаются организации, обеспечиваемые необходимыми финансовыми ресурсами бюджетом Ярославской области для обеспечения уставной деятельности таких организаций, при этом не включая организации, софинансируемые из бюджета Ярославской области.
Решение Муниципального совета городского поселения Углич от 28.09.2007 № 135, как указано в его пунктах 2 и 3, вступает в силу с момента опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007.
При исчислении авансовых платежей по земельному налогу за полугодие 2007 года подлежит применению пункт 7 Решения Муниципального совета городского поселения Углич от 16.11.2006 № 67 в редакции, действующей до внесения к него изменений Решением Муниципального совета городского поселения Углич от 28.09.2007 № 135, поскольку последнее в соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу. Решение Муниципального совета городского поселения Углич от 28.09.2007 № 135, которым сужен круг налогоплательщиков, имеющих возможность воспользоваться налоговой льготой, являясь актом законодательства о налогах и сборах, ухудшающим положение налогоплательщиков, в соответствии с п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ обратной силы не имеет. Кроме того, данными об опубликовании Решения Муниципального совета городского поселения Углич от 28.09.2007 № 135 суд не располагает. Таким образом, ответчик обоснованно ссылается на применение при исчислении земельного налога за полугодие 2007 года пункта 7 Решения Муниципального совета городского поселения Углич от 16.11.2006 № 67 в той редакции, которая действовала до 28.09.2007 и позволяла не уплачивать земельный налог учреждениям, финансируемым за счет средств областного бюджета.
Тот факт, что для Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 8 одним из источников финансирования в 2007 году являлись средства областного бюджета, суд считает подтвержденным исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 6.1 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 41 указанного закона нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 Постановления Администрации Ярославской области от 25.09.2002 № 150-а нормативы финансирования общеобразовательных учреждений области определяются в расчете на одного обучающегося по каждому виду образовательного учреждения.
Законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2007 год» (п. 1 Приложения 14) предусмотрено предоставление за счет средств областного бюджета субвенций местным бюджетам на обеспечение государственного образовательного стандарта, которые в соответствии с Постановлением Администрации Ярославской области от 18.12.2002 № 192-а перечисляются муниципальному органу управления образованием. Муниципальный орган управления образованием осуществляет финансирование общеобразовательных учреждений.
Ответчик письмом от 10.06.2008 № 118 представил в суд, а также в налоговый орган роспись бюджета на 2007 год по средней общеобразоваиельной школе № 8, утвержденную начальником Управления образования Угличского муниципального района, в которой по коду 003 отражены средства финансирования, поступившие из областного бюджета.
Тот факт, что ответчик финансируется из областного бюджета в части обеспечения образовательного стандарта, заявителем не оспаривается. В письменном пояснении от 25.06.2008 № 04-06/11883 заявитель признает данный факт. При таких обстоятельствах согласно п. 7 Решения Муниципального совета городского поселения Углич от 16.11.2006 № 67 ответчик вправе воспользоваться налоговой льготой в виде полного освобождения от уплаты земельного налога.
Нарушение налогоплательщиком установленного п. 8 Решения Муниципального совета городского поселения Углич от 16.11.2006 № 67 срока подачи в инспекцию документов о праве на налоговую льготу (такие документы представлены организацией в налоговый орган в период рассмотрения дела в суде письмом от 10.06.2008 № 118) не может являться основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговой льготы при тех обстоятельствах, что ответчик документально подтвердил, что относится к категории налогоплательщиков, которым такая льгота предоставлена, и заявил о намерении ею воспользоваться.
Поскольку ответчик пользуется льготой при уплате земельного налога, требования инспекции о взыскании суммы авансовых платежей по земельному налогу и пеней удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 8 земельного налога в сумме 132 752 руб. и пеней по нему в сумме 8 805,90 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.
Судья Н.О. Кокурина