Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
№ А82-3653/2011
01 июня 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена – 25 мая 2011 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе: судьи Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носковой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Харитонова Андрея Германовича (ИНН 760600137935, ОГРН 304760435000159)
об оспаривании постановления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу (УГАН НОТБ Ростраснадзора) от 23.03.2011г. №0041/1000/0044 о наложении административного штрафа
при участии:
от заявителя : Харитонов А.Г. – индивидуальный предприниматель;
от ответчика: Толмачева В.Е. – представитель по доверенности от 11.05.2011 №63;
(после перерыва) Забурненко С.Л. – представитель по доверенности от 11.05.2011;
установил:
Индивидуальный предприниматель Харитонов Андрей Германович (далее по тексту – Заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу (УГАН НОТБ Ростраснадзора) от 23.03.2011г. №0041/1000/0044 о назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в ходе судебного заседания поддержал заявленные требования в полном объеме; пояснил суду, что Федеральный закон РФ от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» распространяется и действует в отношении транспортных средств указанных в ст.1 п.11 Закона, а именно: транспортные средства – воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами». Предприниматель доводит до сведения суда, что он осуществляет деятельность по грузоперевозкам, к перевозкам пассажиров не имеет никакого отношения.
Представитель административного органа в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения заявленных требований; считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, поскольку предприниматель Харитонов А.Г. имеет на балансе предприятия подвижной состав автомобильного транспорта соответственно осуществляет транспортный (перевозочный) процесс.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
14 февраля 2011 года Прокуратурой Ленинского района города Ярославля на основании задания прокуратуры Ярославской области совместно с государственным инспектором УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в хозяйствующих субъектах, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов, а также владеющих транспортной инфраструктурой, в деятельности индивидуального предпринимателя Харитонова Андрея Германовича (транспортной компании «МВ-Авто»).
В ходе проверки деятельности предпринимателя были выявлены следующие нарушения:
· в нарушение требования пункта 3, статьи 6 Федерального закона от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» - предприниматель Харитонов А.Г. не включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры;
· в нарушение требования пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Приказа Минтранса России №87 от 12.04.2010г. «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», - предпринимателем не проведена оценка уязвимости;
· в нарушение требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Приказа Минтранса России №34 от 11.02.2010г. «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» - предпринимателем не разработан План обеспечения транспортной безопасности;
· в нарушение требования подпункта 7 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», - предпринимателем не подготовлены специалисты в области обеспечения транспортной безопасности.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении индивидуального предпринимателя Харитонова А.Г. 23.03.2011г. государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора, протокола об административном правонарушении №0041/048/0044, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
23 марта 2011 года государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора было вынесено оспариваемое постановление, которым предприниматель Харитонов А.Г. был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением предприниматель Харитонов А.Г., обратился с заявлением, о его отмене, в Арбитражный суд Ярославской области.
Исследовав и оценив доводы и доказательства, представленные сторонами, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
14 августа 2007 года вступит в силу Федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности», устанавливающий правовые и организационные основы безопасности на объектах транспорта в целях обеспечения их защиты от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации №16-ФЗ «О транспортной безопасности» для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств должна быть выполнена оценка уязвимости и разработан план обеспечения транспортной безопасности.
Целями обеспечения транспортной безопасности в силу положений статьи 2 Закона №16-ФЗ являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности, согласно подпункта 7 пункта 2 статьи 2 Закона №16-ФЗ, является подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.
Статьей 4 Закона №16-ФЗ предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Государственный контроль и надзор в области обеспечения транспортной безопасности осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно требованиям статьи 9 Закона №16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В развитие названной нормы Министерство транспорта РФ приказом от 11.02.2010 №34 утвердило Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – Приказ Минтранса РФ №34).
План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства согласно пункту 2 названного Приказа разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции (пункт 3 Приказа Минтранса РФ №34).
Пунктом 4 Приказа Минтранса РФ №34 определены сведения, которые должен содержать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства. Указанный план разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства.
Таким образом, план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства составляется в отношении каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства только на основании результатов оценки уязвимости.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона №16-ФЗ порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
В развитие названных положений Приказом Министерства транспорта РФ от 12.04.2010 №87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – Приказ №87).
В силу положений названного приказа оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее - оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона №16-ФЗ, пункту 4 Порядка проведения оценки оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
Приказом ФСТ РФ от 10.11.2010 № 534-а, опубликованным в «Российской газете» 11.02.2011, введенным в действие 22.02.2011, утвержден Административный регламент Федеральной службы по тарифам по исполнению государственной функции по установлению тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств необходимо для минимизации ущерба, быстрой и эффективной его локализации, устранения последствий правонарушения.
Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств был утвержден приказом Минтранса РФ от 03.11.2009 № 194, который утратил свою силу в связи с вступлением в законную силу 01.04.2011г. приказа Минтранса РФ от 21.02.2011 № 61.
Таким образом, на момент возбуждения в отношении предпринимателя Харитонова А.Г. производства по делу об административном правонарушении, нормативные документы, регламентирующие порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, и транспортных средств специализированными организациями не утверждены, а также порядок и сроки категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не были разработаны.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в действиях предпринимателя отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах суд считает, что в действиях индивидуального предпринимателя не установлено и не доказано событие и состав вменяемого обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, постановление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу (УГАН НОТБ Ростраснадзора) от 23.03.2011 является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление от 23.03.2011г. №0041/1000/0044, вынесенное Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу в отношении индивидуального предпринимателя Харитонова Андрея Германовича (ИНН 760600137935, ОГРН 304760435000159) по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров), в установленном законом порядке.
Су Судья
Глызина А.В.