Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А82-3682/2011
31 мая 2011 года
Резолютивная часть решения от 24 мая 2011 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Т.Б.Красновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скляровым В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении к административной ответственности
Государственного унитарного предприятия Ярославской области «Ростовское автотранспортное предприятие»
по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии
от заявителя : не присутствовал,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО1, представитель по доверенности от 15.01.2010 № 163,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель)обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства, связанного с лицензированием отдельных видов деятельности, Государственного унитарного предприятия Ярославской области «Ростовское автотранспортное предприятие» по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил. Дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя в соответствии со статьями 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Представитель Предприятия признал нарушения, указанные в пунктах 5, 6, 7 протокола об административном правонарушении, в отношении остальных нарушений, указанных в протоколе представил письменные возражения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя Предприятия, суд установил следующее.
В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону состава правонарушения, ГУП Ярославской области «Ростовское автотранспортное предприятие» вменяется нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637.
Протоколом об административном правонарушении от 11.04.2011 № 17-НА, составленным старшим государственным инспектором УГАДН по Ярославской области, установлено нарушение Государственным унитарным предприятием Ярославской области «Ростовское автотранспортное предприятие» требований законодательства, действующего в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении перевозки пассажиров, выразившееся в следующих нарушениях:
1. Должностные лица, выполняющие обязанности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения не прошли в установленном порядке обучение и аттестацию на право занятия этих должностей.
2. Должностные обязанности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения выполняет заместитель начальника мастерских ФИО2, не прошедший в установленном порядке обучение по организации перевозок автомобильным транспортом.
3. Не обеспечен контроль за времени труда и отдыха водителей:
3.1. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей превышает 12 часов.
3.2. Не соблюдается междусменный отдых водителей, менее 12 часов.
4. Предрейсовый медицинский осмотр водителей проводится с нарушением Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 (отсутствует лицензия).
5. Допускаются случаи выпуска транспортных средств на линию с неисправностями и условиями, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.
6. Отсутствуют тахографы на транспортных средствах, предназначенных для междугородных перевозок пассажиров, отсутствуют регистрационные листы для тахографа (тахограммы) при осуществлении междугородных перевозок пассажиров.
7. Допускаются нарушения в оформлении и порядке ведения путевой документации: в путевых листах отсутствуют обязательные реквизиты.
Оценивая необходимость привлечения Предприятия к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Государственное унитарное предприятие Ярославской области «Ростовское автотранспортное предприятие» на основании лицензии Серии ДА № 051397 регистрационный номер АСС-76-28092 от 03.01.2010г. осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Одним из условий осуществления данного вида деятельности является соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Статьей 20 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995г. установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Исследовав материалы дела, возражения ГУП Ярославской области «Ростовское автотранспортное предприятие», суд пришел к следующим выводам относительно вменяемых Предприятию нарушений.
1. Должностные лица, выполняющие обязанности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения не прошли в установленном порядке обучение и аттестацию на право занятия этих должностей (заместитель начальника мастерских ФИО2).
Представитель ГУП ЯО «Ростовское автотранспортное предприятие» в представленных возражениях указывает, что механики и руководители ремонтного производства, к которым относится заместитель начальника мастерских ФИО2, не включены в перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации.
В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденного Приказом Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 № 13/11 аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств. Аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации.
Согласно Перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации, являющемуся приложением к Положению на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте аттестации подлежат руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности, начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта; диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.
В соответствии с должностной инструкцией заместитель начальника мастерских ФИО2 безусловно наделен полномочиями, связанными с обеспечением безопасности дорожного движения, замещает начальника отдела в период его отсутствия, в связи с чем указанное лицо должно проходить специальную подготовку и иметь удостоверение установленной формы о прохождении аттестации.
2. Должностные обязанности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения выполняет заместитель начальника мастерских ФИО2, не прошедший в установленном порядке обучение по организации перевозок автомобильным транспортом.
Представитель ГУП «Ростовское автотранспортное предприятие» в письменных возражениях указывает, что в квалификационных требованиях указана именно организация перевозок автомобильным транспортом, а не ремонт транспортных средств, поэтому считает что отсутствие у ФИО2 диплома или удостоверения, подтверждающего прохождение в установленном порядке обучения по организации перевозок автомобильным транспортом, не является нарушением лицензионных требований.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75 профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по названным в требованиях специальностям (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации".
Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт), техническое обслуживание и ремонт автомобилей и двигателей входит в перечень специальностей автомобильного профиля.
ФИО2 является заместителем начальника мастерских, его деятельность связана с обеспечением безопасности дорожного движения, он должен обладать знаниями и опытом, необходимыми в том числе для обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава. Учитывая изложенное, профессиональная компетентность указанного лица должна быть подтверждена наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля либо удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации".
Учитывая, что Предприятие не оспаривает факт отсутствия у ФИО2 указанных документов, суд усматривает в действиях Предприятия состав вменяемого административного правонарушения в данной части
3. Не обеспечен контроль времени труда и отдыха водителей: при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей превышает 12 часов; не соблюдается междусменный отдых водителей, менее 12 часов.
Представитель предприятия пояснил, что при определении продолжительности ежедневной работы (смены) не приняты во внимание перерывы для обеда и разрывы рабочей смены.
В соответствии с пунктом 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15 продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая во внимание, что ГУП «Ростовское автотранспортное предприятие не представлено доказательств наличия перерывов и разрывов рабочей смены, суд признает наличие в действиях Предприятия данного нарушения лицензионных требований.
4. Предрейсовый медицинский осмотр водителей проводится с нарушением Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 (отсутствует лицензия).
Представитель предприятия в письменных возражениях, а также в ходе судебного заседания пояснил, что медицинские предрейсовые и послерейсовые осмотры проводятся только в отношении водителей предприятия. Услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров другим водителям и организациям не оказывается, прибыли от проведения медицинскирх осмотров не имеется.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, являющегося приложением N 2 к методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденным Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации 29.01.2002, предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств могут проводиться только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.
Таким образом, из смысла указанных норм следует, что требование о необходимости иметь лицензию по осуществлению медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной.
Принимая во внимание, что основным видом деятельности Государственного унитарного предприятия Ярославской области «Ростовское автотранспортное предприятие» является перевозка пассажиров, доказательств оказания Предприятием услуг по проведению медицинских осмотров иным хозяйствующим субъектам не имеется; предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся работниками Предприятия ФИО3 и ФИО4, имеющие документы, подтверждающие наличие у указанных работников соответствующей квалификации, суд не усматривает в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
5. Допускаются случаи выпуска транспортных средств на линию с неисправностями и условиями, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.
Статьей 20 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995г. установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктами 3, 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993г. техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации. Запрещается эксплуатация автомобилей, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению).
Согласно пункту 3.3, 5.2, 7.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, являющегося приложением к Основным положениям, запрещается эксплуатация транспортного средства, если не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели; шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины; не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.
В ходе проверки установлено, что установлено нарушение ГУП «Ростовское автотранспортное предприятие» требований законодательства, действующего в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении перевозки пассажиров, выразившееся в эксплуатации 07.04.2011 автобуса ПАЗ-423400 гос. номер АВ 810 76 регион с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства: не работают в установленном режиме внешние световые приборы – не горит задний левый противотуманный фонарь; 07.04.2011 автобуса ПАЗ-4234 гос. номер <***> регион с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства: не работают в установленном режиме внешние световые приборы – не горит задний левый противотуманный фонарь; 07.04.2011 автобуса Scania гос. номер ВЕ 050 76 регион с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства: отсутствует рисунок протектора шины, имеются видимые повреждения, обнажающие корд заднего внутреннего колеса; 07.04.2011 автобуса ПАЗ-4234 гос. номер АК 628 76 регион с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства: не работают в установленном режиме внешние световые приборы – не горит задний левый противотуманный фонарь; 07.04.2011 автобуса ЛиАЗ-525636 гос. номер <***> регион с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства: не работают в установленном режиме внешние световые приборы – не горит передняя левая противотуманная фара; 07.04.2011 автобуса ГАЗ-322132 гос. номер АК 140 76 регион с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства: отсутствует замок задней двери.
Представитель Предприятия признал факт нарушения.
Суд в данной части усматривает в действиях Предприятия нарушение лицензионных требований.
6. Отсутствуют тахографы на транспортных средствах, предназначенных для междугородных перевозок пассажиров, отсутствуют регистрационные листы для тахографа (тахограммы) при осуществлении междугородных перевозок пассажиров.
Согласно пункту 5.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2 Автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 г. и используемые на междугородных автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.
В соответствии с пунктом 9 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 07.07.1998 № 86 владелец транспортного средства выдает водителям достаточное количество регистрационных листов установленного образца, пригодных для использования в тахографе, которым оборудовано транспортное средство, имея при этом в виду персональный характер регистрационных листов.
Пунктом 8 указанных Правил установлено, что водитель транспортного средства использует регистрационные листы каждый день, в течение которого водитель управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки.
Представитель ГУП Ярославской области «Ярославское автотранспортное предприятие» признал факт нарушения, пояснил, что транспорт предприятия оборудован навигационным оборудованием ГЛОНАСС.
Принимая во внимание, что доказательств установки аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС Предприятием не представлено, суд усматривает в действиях предприятия, выразившихся в отсутствии тахографов и регистрационных листов для них при осуществлении междугородных перевозок пассажиров, нарушение лицензионных требований.
7. Допускаются нарушения в оформлении и порядке ведения путевой документации: в путевых листах отсутствуют обязательные реквизиты.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637 лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров является наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1.1 Постановления правительства от 23.10.1993г. № 1090 «О правилах дорожного движения» водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе в установленных случаях путевой лист.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Согласно пункту 5.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 организация обязана обеспечить водителей необходимыми путевыми документами.
Положением об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденным Приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008г. № 152, предусмотрены требования для оформления и порядка ведения путевой документации.
В соответствии с пунктами 2.3.1, 2.3.4, 2.6.4, 2.3.5, 2.7.1 указанного положения путевой лист должен содержать номер путевого листа, сведения о транспортном средстве (дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку), сведения о водителе(фамилию, имя, отчество водителя), фамилию, инициалы должностного лица, ответственного за техническое состояние транспортного средства.
Представитель Предприятия признал факт нарушения лицензионных требований в этой части.
Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что ГУП Ярославской области «Ростовское автотранспортное предприятие» не обеспечило надлежащий контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, в связи с чем усматривает в действиях Предприятия вину в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, а также признаков малозначительности совершенного правонарушения судом не установлено.
Учитывая тяжелое финансовое положение Предприятия, подтвержденное им в ходе судебного заседания, суд считает возможным назначить наказание в минимальном размере.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь Государственное унитарное предприятие Ярославской области «Ростовское автотранспортное предприятие» (ОГРН <***>, зарегистрировано по адресу: Ярославская обл., г.Ростов, Савинское шосее) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить взыскание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Штраф подлежит перечислению на счет 40101810700000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области г. Ярославль, ИНН <***>, КПП 760401001, БИК 047888001, КБК 10611690040040000140, ОКАТО 78401000000, получатель - УФК по Ярославской области (УГАДН по Ярославской области).
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в установленном порядке в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья Т.Б.Краснова