ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-368/2011 от 07.04.2011 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело № А82-368/2011

25 апреля2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Мухиной Е.В.

при ведении протокола судебного заседания    секретарем Быстровой Е.О.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области

к   Ярославскому Управлению Федеральной антимонопольной службы России

об   оспаривании решения и предписания антимонопольного органа

при участии:

от заявителя   – ФИО1, доверенность от 08.02.2011г.

от ответчика   – ФИО2, доверенность от 09.11.2010г.

ФИО3, доверенность от 26.07.2010г.

установил:

Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (далее – Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Управление) от 03.12.2010г. по делу № 06-03/51-10 (изготовлены в полном объеме 17.12.2010г.).

Заявитель оспариваемое решение считает незаконным, полагает, что Административный регламент Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области исполнения государственной функции по лицензированию медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), утвержденный приказом Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 22.10.2008г. №5, соответствует требованиям федерального законодательства и не препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке.

Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемого решения.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства 3 декабря 2010г. принято Решение по делу № 06-03/51-10 (изготовлено в полном объеме 17.12.2010г.) о признании Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Указанным положением закона установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1).

Признаки антимонопольного правонарушения усмотрены Комиссией в установлении Департаментом в Административном регламенте, утвержденном приказом №5 от 22.10.2008г., требований к соискателям лицензии (пункт 3.4.7.), которые Положением о лицензировании медицинской деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. №30) установлены к лицензиатам, а не к соискателям, что, по мнению Управления, препятствует осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности на рынке медицинских услуг и ограничивает конкуренцию на данном рынке.

На основании оспариваемого решения Управлением вынесено предписание, которым Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области предписано внести изменения в Административный регламент Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области исполнения государственной функции по лицензированию медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), утвержденный приказом Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 22.10.2008г. №5, исключающие применение к соискателям лицензии на осуществление медицинской деятельности требований, отнесенных Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. №30 исключительно к лицензиатам; а также Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области предписано при осуществлении проверки возможности выполнения соискателями лицензий лицензионных требований и условий не предъявлять к соискателям лицензий требований, отнесенных Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. №30, исключительно к лицензиатам.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

22.10.2008г. Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области издан Приказ №5 «Об утверждении Административного регламента Департамента», которым утвержден Административный регламент Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области исполнения государственной функции по лицензированию медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи).

Пунктом 3.4.7. Административного регламента установлено, что при осуществлении проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проверке подлежит:

- соответствие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг) медицинской деятельности, сведениям, предоставленным в соответствии с подпунктом 1.6.4. пункта 1.6. раздела 1 Регламента и подпунктом «а» пункта 5, подпунктом «а» пункта 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, а также установленным к ним требованиям;

- соответствие фактического штатного расписания соискателя лицензии сведениям, предоставленным в соответствии с подпунктами 1.6.5. – 1.6.7. пункта 1.6. раздела 1 Регламента и подпунктами «б» - «г» пункта 5, подпунктами «б» - «г» пункта 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, а также установленным к ним требованиям;

- соблюдение соискателем лицензии:

- медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в установленном порядке;

требований, предъявляемых к организации:

- медицинской деятельности;

- оказания первичной медико-санитарной помощи;

- оказания скорой медицинской помощи;

- оказания специализированной медицинской помощи в соответствии с видами и стандартами, установленными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

- медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу;

санитарных правил при осуществлении медицинской деятельности;

требований к обеспечению контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) при осуществлении медицинской деятельности;

правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;

требований к ведению учетной и отчетной медицинской документации.

В соответствии с подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельности подлежит лицензированию.

Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Пунктом 2 Положения определено, что лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (далее - лицензирующие органы).

Пунктом 5 Положения установлены лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

б) наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;

в) наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);

д) повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет;

е) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;

з) обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);

и) соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;

к) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;

л) ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.

В соответствии с пунктом 9 Положения установлено, что при рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что Административный регламент, утвержденный приказом Департамента №5 от 22.10.2008г. полностью соответствует требованиям Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ №30 от 22.01.2007г. в той части, в какой предусматривает проведение проверки соискателей лицензии на предмет возможности выполнения соискателем лицензионных требований и условий.

При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем считает оспариваемые решение и предписание незаконными и нарушающими интересы Департамента.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу №06-03/51-10 от 03 декабря 2010г. (изготовлено в полном объеме 17.12.2010г.).

Признать недействительным Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу №06-03/51-10 от 03 декабря 2010г.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья Е.В. Мухина