ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-3761/15 от 26.05.2015 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 
http://yaroslavl.arbitr.rue-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль         

Дело № А82-3761/2015

01 июня 2015 года

              Резолютивная часть решения объявлена  26 мая 2015 года

              Полный текст решения изготовлен  01 июня  2015 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Марусина В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Белозеровой Я.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление  Общества с ограниченной ответственностью «Туристическое агентство МБС-ТУР» (ИНН  7606037185, ОГРН  1027600847218) победителя, заключение и исполнение контракта с исполнителем,

к  Агентству по туризму Ярославской области (ИНН  7604233716, ОГРН  1127604016330)

третье лицо – Департамент государственного заказа Ярославской области

о признании незаконным положения документации об электронном аукционе, объект закупки: оказание услуг по формированию туристского продукта «Туристский Поезд, посвященный празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» закупка № 0171200001915000207 в части установления требований к исполнителю,

при участии:

от заявителя – не явился,

от ответчика  –  Михайлова О.В., представитель по доверенности от 25.05.2015, от третьего лица  – Плескачев С.В., представитель по доверенности от 01.10.2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Туристическое агентство МБС-ТУР»обратилось в арбитражный суд Ярославской области  с заявлением к Агентству по туризму Ярославской области о признании незаконными положений документации об электронном аукционе(объект закупки: оказание услуг по формированию туристского продукта «Туристский Поезд, посвященный празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» закупка № 0171200001915000207) в части установления требований к исполнителю:

«- зарегистрирован в едином федеральном реестре туроператоров со сферами туроператорской деятельности: внутренний туризм и международный выездной туризм,

- является членом объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

         К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент государственного заказа Ярославской области.

         В судебном заседании представители ответчика и третьего лица требования не признали, представили письменные отзывы на заявление.

         Представители заявителя, извещенного надлежащим образом о  времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

         Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей ответчика и третьего лица, суд установил следующее.

          25 февраля 2015 года  ответчиком (заказчиком) и третьим лицом (организатором аукциона) на сайте www.rts-tender.ru размещено извещение №  0171200001915000207 о проведении электронного аукциона с предметом «Оказание услуг по формированию туристского продукта «Туристский Поезд, посвященный празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Также на сайте размещена документация об аукционе.

         Среди требований, предъявляемых к участнику торгов, в документации об аукционе указаны следующие:

«- зарегистрирован в едином федеральном реестре туроператоров со сферами туроператорской деятельности: внутренний туризм и международный выездной туризм,

- является членом объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

          В рассматриваемом заявлении ООО «Туристическое агентство МБС-Тур»  ставит вопрос о незаконности предъявления таких требований к участнику аукциона, поскольку полагает, что совокупность услуг, являющихся предметом аукциона, не включающая в себя организацию размещения, не является туристским продуктом, в связи с чем такие услуги могут оказываться и лицом, не зарегистрированным в едином федеральном реестре туроператоров со сферами туроператорской деятельности: внутренний туризм и международный выездной туризм. Предъявление  таких требований к участнику аукциона в данном случае, по мнению заявителя, является нарушением принципа обеспечения конкуренции, закрепленного в статье 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

         Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

 В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

 Предметом аукциона в рассматриваемом случае является оказание услуг по формированию туристского продукта «Туристский Поезд, посвященный празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

          Согласно  статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"  туристский продукт – это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие).

В свою очередь  туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (там же).

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации, должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом. Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в реестр.

В реестре содержатся следующие сведения о туроператоре:

полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке - также наименование туроператора на этом языке;

адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

сведения об учредителях туроператора;

серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;

серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;

фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность (далее - руководитель туроператора);

размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - договор страхования ответственности туроператора) либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - банковская гарантия), наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;

сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);

адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность;

адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в реестр также включаются сведения:

об общем объеме денежных средств, полученных туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, от реализации в этой сфере туристского продукта за предыдущий год (по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации);

о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма;

о размере уплаченного взноса в компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма (далее также - компенсационный фонд).

Реестр является федеральной государственной информационной системой, содержащей зафиксированные на материальном носителе сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Ведение реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на бумажном и электронном носителях. Ведение реестра на электронном носителе осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этого реестра с иными федеральными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

 Из содержания оспариваемой аукционной документации следует, что в комплекс туристского продукта «Туристский Поезд, посвященный празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» включено, помимо прочего, размещение туристов в туристском поезде.

         Согласно пункту 4.1.1.2. Методологических рекомендаций по формированию генеральной совокупности коллективных средств размещения, утвержденных Госкомстатом РФ 24.12.2002 N МС-09-23/5746, общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты) относятся к специализированным средствам размещения.

Группа "пассажирский транспорт" состоит из средств размещения с помещениями для ночевки, которые относятся к средствам общественного транспорта и не отделены от него в плане проездного билета. Сюда относятся круизные суда всех видов (туристские теплоходы, экскурсионные теплоходы), размещение на пассажирских судах в спальных вагонах, подчиняющихся расписанию, а также размещение на спальных полках в поездах и автобусах. Эта категория коллективных средств размещения является особой в том плане, что она подвижна. Условно к этой группе может быть причислен наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега (пункт 4.1.2. указанных Методологических рекомендаций).

           Таким образом, «Туристский Поезд, посвященный празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» является туристским продуктом, формирование которого должно осуществляться туроператором.

           В связи с этим установление в оспариваемой аукционной документации  требований к участнику аукциона, общих для всех туроператоров,  работающих в сфере международного выездного туризма, является законным и обоснованным.

           При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья                                                                                                    Марусин В.А.