150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28,
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль Дело №А82-3766/2013
27 мая 2013г.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" (ИНН 7604119315, ОГРН 1077604029590)
к Государственной жилищной инспекции Ярославской области (ИНН 7604077295, ОГРН 1057600606612)
об оспаривании постановления № ЖН 34-03-9/13 от 12.03.2013 о назначении административного наказания
установил:
Открытое акционерное общество «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» (далее – Общество, Управляющая компания) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее – Инспекция, административный орган) от 12.03.2013 № ЖН 34-03-9/13 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Стороны надлежащим образом уведомлены о сроках представления в суд дополнительных документов по делу.
Административный орган представил материалы по делу об административном правонарушении, а также письменный отзыв, согласно которому считает постановление законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Ярославской области 01.02.2013 на основании приказа начальника инспекции от 01.02.2013 № 03-224 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» правил содержания и ремонта дома № 5 по пр-ту Октября в г.Ярославле.
В ходе проверки выявлено нарушение требований, установленных пунктами 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.14, 4.2.1.3, 4.3.1, 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003г. № 170, а именно: разрушение стропильной системы дома, прогиб стропильных ног, неисправность мауэрлата и стоек; наличие разрушения кирпичной кладки наружных стен дома, отклонение карнизной части кладки от вертикали, трещины в кирпичных стенах дома; нарушение чердачного перекрытия – неисправность несущих балок, потеря устойчивости.
Результаты проверки оформлены актом от 01.02.2013 № 199-03-9.
Усмотрев в действиях (бездействии) Управляющей компании признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, государственным жилищным инспектором Ярославской области 25.02.2013 составлен протокол об административном правонарушении.
12.03.2013 заместителем начальника Государственной жилищной инспекции по результатам рассмотрения дела вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 45000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Согласно статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из указанной нормы следует, что субъектом административного правонарушения является, в том числе лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии со статьей 210 Гражданского Кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать, в том числе, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечить благоприятные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Жилой дом № 5 по пр-ту Октября в г.Ярославле был передан в управление заявителю согласно договору управления многоквартирным домом от 25.12.2007, в связи с чем Общество является лицом, ответственным за содержание и ремонт данного дома, следовательно, обязано соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Указанные требования к содержанию и ремонту жилых домов определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003г. № 170 (далее – Правила).
Данные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил).
В ходе проведенной проверки технического состояния дома Инспекцией выявлены нарушения пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.14, 4.2.1.3, 4.3.1, 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил.
Наличие выявленных нарушений подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки от 01.02.2013.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины Общества не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку заявителем не представлено доказательств, что им были приняты все зависящие от него меры по содержанию данного жилого дома в надлежащем состоянии.
Доводы заявителя о том, что дом находится в аварийном состоянии и Обществом приняты все зависящие от него меры, судом отклоняются. Указанные доводы были рассмотрены административным органом, им дана надлежащая оценка, с которой суд соглашается. Общество знало о необходимости проведения капитального ремонта еще на момент принятия дома в управление, что подтверждается Описанием общего имущества собственником помещений, являющегося приложением № 1 к Договору управления многоквартирным домом от 25.12.2007, однако на протяжении пяти лет не предприняло достаточных и эффективных мер для обеспечения соблюдения требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасности жизни и здоровья граждан, имущества; соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме по обеспечению благоприятных условий проживания.
Поскольку управляющая компания является специализированной коммерческой организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, все неотложные работы, направленные на сохранение общего имущества, должны выполняться незамедлительно, независимо от наличия решения органов власти, от решения общего собрания собственников помещений в доме.
В соответствии с разделом II Правил N 170 организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечить нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы, оборудование и технические устройства.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 3.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения проживающих в нем лиц (например, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям, участку и территории жилых зданий) и при ненадлежащем содержании возможность привлечения виновных лиц к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд полагает, что административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Признаков малозначительности правонарушения суд не усматривает. При вынесении постановления административным органом учтены конкретные обстоятельства дела, штраф применен в пределах санкции, установленной статьей 7.22 Кодекса.
С учетом изложенного требование заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.
Судья Т.Б.Краснова