ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-3798/12 от 20.06.2012 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28,

http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело №А82-3798/2012

20.06.2012г.

Арбитражный суд в составе судьи Красновой Т.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Франгу А.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению 

Индивидуального предпринимателя ФИО1

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановлений Отдела надзорной деятельности по Заволжскому району г.Ярославля Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ярославской области   № 39, № 40 от 26.03.2012г.

третье лицо:   Прокуратура Заволжского района г.Ярославля

при участии:

от заявителя   – ФИО1;

от административного органа   – ФИО2 по довер.от 23.01.2012;

от 3-го лица   – ФИО3 по удостоверен. от 10.05.2011, довер. от 01.06.2012;

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконными постановлений Отдела надзорной деятельности по Заволжскому району г.Ярославля Управления надзорной деятельности главного управления МЧС России от 26.03.2012 № 39, 40 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

 Заявитель указывает, что все пожарные нормы соблюдаются, в помещении имеются первичные средства пожаротушения, линолеум соответствует установленным требованиям. Огнетушители стояли в конце коридора, в месте, где осмотр не осуществлялся, сертификаты были представлены арендатором не на тот линолеум; поскольку Предпринимателя не уведомили о проведении проверки, она не смогла представить надлежащие сертификаты.

Административный орган и прокуратура Заволжского района г.Ярославля считают постановления законными и обоснованными, просят отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.

В рамках задания прокуратуры Ярославской области о проверке исполнения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних прокуратурой Заволжского района г.Ярославля с привлечением специалистов Отдела надзорной деятельности по Заволжскому району г.Ярославля и Управления Роспотребнадзора по Ярославской области проведена выездная проверка соблюдения норм действующего законодательства Центром раннего развития «Маленькие ножки», расположенном по адресу: <...>, в ходе которой установлено, что помещения площадью 43 кв.м., используемые Центром раннего развития «Маленькие ножки», предоставлены индивидуальным предпринимателем «ФИО1 индивидуальному предпринимателю ФИО4 на основании договора аренды жилого помещения от 11.07.2011. Общая площадь всех помещений, принадлежащих ФИО1 по указанному адресу, составляет 161,7 кв.м.

Проверкой установлено, что в нарушение пунктов 16, 52, 53, 108 Правил пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее ППБ 01-03), пункта 6.25 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасности зданий и сооружений», утвержденных постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7 (далее – СниП 21-01-97*) в помещении отсутствуют первичные средства пожаротушения, для отделки пола в общем коридоре применен легковоспламеняемый (В3), умереннораспространяющий пламя (РП3) материал – линолеум; отсутствует план (схема) эвакуации людей в случае пожара; дверь на пути эвакуации в коридоре открывается не по направлению выхода из здания.

Усмотрев в действиях предпринимателя признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, прокурором Заволжского района г.Ярославля 06.03.2012 вынесены постановления об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых 26.03.2012 главным государственным инспектором Заволжского района по пожарному надзору вынесены постановления № 39 и 40 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафов в размере 20 000 рублей и 30 000 рублей.

Не согласившись с вынесенными постановлениями, предприниматель обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценивая правомерность привлечения предпринимателя к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрена обязанность, в том числе руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, законодатель возлагает обязанность по выполнению требований пожарной безопасности, а также бремя ответственности, как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

 Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее ППБ 01-03).

В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии с пунктом 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Согласно пункту 52 Правил двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается, в том числе, применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (пункт 53 Правил).

Согласно пункту 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно пункту 6.25* СНиП 21-01-97* в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

Пунктом 108 ППБ 01-03 установлено, что помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

В ходе проверки установлено нарушение предпринимателем указанных требований пожарной безопасности: для отделки пола в общем коридоре применен легковоспламеняемый (В3), умереннораспространяющий пламя (РП3) материал – линолеум; отсутствует план (схема) эвакуации людей в случае пожара; дверь на пути эвакуации в коридоре открывается не по направлению выхода из здания. Кроме того, установлено отсутствие первичных средств пожаротушения, как в помещениях арендатора, так и в общих коридорах. Допущенные нарушения образуют состав административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Доводы предпринимателя о соответствии линолеума требованиям пожарной безопасности судом не принимаются. В судебном заседании предпринимателем представлен сертификат пожарной безопасности на линолеум, согласно которому группа горючести линолеума – Г4 (сильногорючий по СНиП 21-01-97*), группа воспламеняемости – В3 (легковоспламеняемый по СНиП 21-01-97*), группа распространения пламени РП1 (не распространяющий пламя по СНиП 21-01-97*), с высокой дымообразующей способностью (группа Г3 по СНиП 21-01-97*), умеренно опасный по токсичности продуктов горения (Группа Т2 по СНиП 21-01-97*). Исследовав представленный сертификат, суд пришел к выводу, что он не подтверждает соответствие линолеума требованиям пожарной безопасности, установленным пунктом 6.25* СНиП 21-01-97*.

Доводы предпринимателя о том, что помещение было оснащено первичными средствами пожаротушения, судом не принимаются, как недоказанные. Согласно пункту 19 Приложения 3 к ППБ 01-03 первичные средства пожаротушения в коридорах, проходах следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м. В ходе проверки первичные средства пожаротушения обнаружены не были, лица, присутствовавшие при проверке, показать местонахождение огнетушителей не смогли. При этом, как пояснили представители ответчика и третьего лица, осмотр был произведен всего общего коридора, предприниматель при осмотре не присутствовала, поэтому достоверной информацией не владеет.

Доводы предпринимателя о том, что ее не уведомили о проведении проверки, подлежат отклонению, поскольку проверка проводилась Центра раннего развития «Маленькие ножки», принадлежащего предпринимателю ФИО4 В отношении предпринимателя ФИО1 проверка не проводилась, нарушения выявлены в ходе осмотра помещений общего пользования. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.

Как свидетельствуют материалы дела, правонарушения выявлены при осуществлении Прокуратурой Заволжского района прокурорского надзора в сфере соблюдения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних. Возбуждая дело об административном правонарушении, прокурор действовал в пределах компетенции, предоставленной ему статьей 28.4 КоАП РФ.

Учитывая, что проверка проводилась именно прокурором с привлечением специалистов Отдела надзорной деятельности по Заволжскому району г.Ярославля и Управления Роспотребнадзора по Ярославской области, принимая во внимание положения пункта 3 части 3 статьи 1 Федерального Закона № 294-ФЗ, суд не усматривает нарушений при проведении проверки.

Иных процессуальных нарушений при производстве по делам об административных правонарушениях судом не установлено.

Признаков малозначительности правонарушений суд не усматривает.

Таким образом, суд не находит правовых оснований для признания постановлений незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй апелляционный арбитражный суд (г.Киров) в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Т.Б.Краснова