150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-3823/2016 |
24 мая 2016 года |
Резолютивная часть решения от 11.05.2016.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Т.Б.Красновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Я.С. Коуровой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Акционерного общества "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ" в лице филиала в г.Ярославле (ИНН 7604012347, ОГРН 1027600677554)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (ИНН 7606052909, ОГРН 1057601079470)
о признании незаконным постановления от 01.03.2016 № 315,
о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 01.03.2016 № 161
при участии:
от заявителя – Шереметьев В.Н. по доверенности от 20.11.2015
от административного органа – Батина Е.Г. по доверенности от 10.05.2016
установил:
Акционерное общество "ГАЗПРОМГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ" в лице филиала в г.Ярославле (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным постановления от 01.03.2016 № 315 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), а также о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 01.03.2016 № 16.
Заявитель считает, что в его действиях отсутствует объективная сторона вменяемого правонарушения, поскольку взимание платы за вызов слесаря предусмотрено прейскурантом Общества, утвержденным в соответствии с приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2011 № 35 «Примерный прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем» и письмом Федеральной антимонопольной службы от 23.06.2010 «О рассмотрении обращений по вопросам формирования тарифов на услуги организаций, осуществляющих деятельность в сфере газоснабжения». Считает, что Обществом не допущено действий, указанных в диспозиции части 1 статьи 14.7 КоАП РФ, направленных на обман потребителя. В связи с чем, вынесенные административным органом постановление по делу об административном правонарушении от 01.03.2016 № 315, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 01.03.2016 № 161 являются незаконными.
Административный орган считает вынесенные постановление и представление законными и обоснованными, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
На основании распоряжения от 12.01.2016 № 21 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении Акционерного общества "ГАЗПРОМГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ" в лице филиала в г.Ярославль с целью проверки доводов, указанных в письменном обращении гр.Гвоздевой Н.С. (вх. № 4252 от 16.12.2015), на предмет соблюдения обязательных требований в сфере защиты прав потребителей при оказании Обществом платных услуг по адресу: г.Ярославль, ул. 2-я Мельничная, д.38, кв.5.
В ходе указанной проверки Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области установлено следующее.
Собственник жилого помещения №5 по ул.2-я Мельничная г.Ярославля 12.11.2015 обратился в АО «Газпром газораспределение» с заявкой для замены вторичного теплообменника. Работы, непосредственно относившиеся к заявке потребителя, не были выполнены работником АО «Газпром газораспределение», собственнику помещения были даны определенные указания для подготовки личного имущества с целью выполнения работ АО «Газпром газораспределение», а также выписана квитанция на оплату услуг по вызову мастера. 16.11.2015 жилое помещение потребителя посетили трое мастеров, которые не смогли снять болты с теплообменника, при этом был поломан вентиль для наполнения, что повлекло за собой отключение воды. Указанные обстоятельства послужили причиной обращения потребителя в иную организацию для ремонта теплообменника.
По результатам выполнения заявки Обществом были составлены акт-наряд на отключение газовых приборов № 1233 от 16.11.2015, выписана квитанция «на оплату услуг газификации и газоснабжения» от 12.11.2015 № 001960 на оплату услуг за вызов мастера на сумму 181,82 руб.
С учетом изложенных обстоятельств административный орган пришел к выводу, что Акционерное общество "ГАЗПРОМГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ" в лице филиала в г.Ярославль допустило обман потребителя Гвоздевой Н.С., поскольку заявка по замене вторичного теплообменника Обществом не была выполнена, при этом потребителю выписана квитанция на оплату услуг по вызову мастера.
Результаты проверки оформлены актом от 11.02.2016 № 21.
По результатам проверки в отношении Акционерного общества "ГАЗПРОМГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ" 15.02.2016 составлен протокол об административном правонарушении и 01.03.2016 вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 315 о привлечении Общества административной ответственности по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В адрес Общества также вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения от 01.03.2016 № 161.
Не согласившись с вынесенными постановлением и представлением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценивая законность вынесенного постановления, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона вменяемого Обществу правонарушения состоит в совершении противоправных действий, которые относятся к следующим формам обмана потребителей: обмеривание, обвешивание, обсчет или иной обман потребителей. В результате таких действий потребителю причиняется имущественный ущерб.
Отношения между потребителями и исполнителями при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг регулирует Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Согласно статье 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.
Оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.
Пунктом 3.1.1 ГОСТ Р 50646-2012. Национальный стандарт РФ. Услуги населению. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1612-ст, установлено, что услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя услуг по удовлетворению потребностей потребителя услуг.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика отказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно объяснениям заявителя, 12.11.2015 по заявке потребителя, проживающего по адресу: г.Ярославля, ул.2-я Мельничная, д.38 кв.5, был направлен слесарь. Слесарем было установлено, что в помещении потребителя установлен котел Vaillant, срок эксплуатации которого составляет 8 лет. Абонент просил произвести замену теплообменника на аналогичный, работником было принято решение о том, что дальнейшие работы не могут быть произведены, необходимо приостановить предоставление отопления в помещении на выходные, произвести подготовительные работы по замачиванию соединительных узлов.
Из объяснений заявителя также следует, что в процессе замены теплообменника были обнаружены неисправности вентиля для заполнения котла, а также поломка заглушки на аквасенсорной системе котла. Поломка заглушки на аквасенсорной системе котла была устранена силами ОАО «Газпром газораспределение Ярославль».
Управление считает, что действия АО «Газпром газораспределение Ярославль» по установлению и взиманию платы за вызов слесаря являются незаконными, поскольку заявка по замене вторичного теплообменника Обществом не была выполнена.
Суд считает позицию административного органа ошибочной.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона №147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях» АО "Газпром газораспределение Ярославль" является субъектом естественных монополий.
Одним из основных видом деятельности АО "Газпром газораспределение Ярославль" является обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Указанная деятельность Общества регламентируется Постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.2008, № 410 от 14.05.2013 и ГОСТ Р 54961-2012 на основании которых в целях обеспечения безопасности пользования газовыми приборами со всеми абонентами - пользователями газа заключаются договора на техническое обслуживание газового оборудования.
Стоимость работ определяется на основании прейскуранта АО "Газпром газораспределение Ярославль" по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения утвержденного первым заместителем генерального директора ОАО "Газпром газораспределение Ярославль" приказом № 429/А от 10.11.2014г.
Указанный прейскурант разработан согласно "Примерному прейскуранту на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем", разработанному ОАО ГИПРОНИИГАЗ, введенному в действие приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 № 35 и рекомендованному для использования газораспределительными организациями при оказании услуг по эксплуатации газового оборудования и подводящих газовых сетей. Кроме этого, Приказом ОАО "Росгазификация" от 27.05.2002 № 58 утвержден Состав (содержание) работ к Примерному прейскуранту.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы России от 23.06.2010 № АГ/19556 "О рассмотрении обращений по вопросам формирования тарифов на услуги организаций, осуществляющих деятельность в сфере газоснабжения, помимо платы за техническое обслуживание и ремонт, организации могут устанавливать плату за вызов слесаря. По своему содержанию такая плата является компенсацией расходов обслуживающей организации, связанных с выполнением заявки на ремонт, в том числе оплатой проезда специалиста к месту нахождения газоиспользующих приборов заказчика, а также с оплатой работы специалиста по установлению причин неисправности приборов, и взимание такой платы не противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие государственного регламентирования цен на выполняемые Обществом работы и оказываемые услуги, суд приходит к выводу, что действия АО "Газпром газораспределение Ярославль" по установлению и взиманию платы за вызов слесаря являются законными, в указанных действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Доводы административного органа о невозможности применения в рассматриваемом случае письма Федеральной антимонопольной службы, судом отклоняются.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как: навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки.
Согласно статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган, в том числе, обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушений, предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства.
В силу пункта 5 части 2 статьи 23 указанного Федерального закона антимонопольный орган уполномочен давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства.
Таким образом, разъяснения, данные Федеральной антимонопольной службой в письме от 23.06.2010 № АГ/19556, подлежат применению АО "Газпром газораспределение Ярославль", являющегося субъектом естественных монополий. Действия, совершенные в соответствии с разъяснением уполномоченного органа, не могут образовывать состав административного правонарушения.
С учетом изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 01.03.2016 № 315, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области, о привлечении Акционерного общества "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ" (ИНН 7604012347, ОГРН 1027600677554) к административной ответственности по части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признать недействительным представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 01.03.2016 № 161, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области в адрес Акционерного общества "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ" (ИНН 7604012347, ОГРН 1027600677554).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья Т.Б.Краснова