Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Ярославль Дело № А82-388/2011
25.02.2011г.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Скляровым В.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД по Ярославской области
о привлечении к административной ответственности
Общества с ограниченной ответственностью «Стимул»
по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя – Жукова О.А. по довер. от 25.11.2009;
от ООО «Стимул» - Тишков В.И. по довер. от 05.10.2010;
установил:
Центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД Ярославской области обратился в Арбитражный суд Ярославской области (далее – административный орган) с заявлением о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства, связанного с лицензированием отдельных видов деятельности, Общества с ограниченной ответственностью «Стимул» (далее – ООО «Стимул», Общество) на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вменяемое Обществу правонарушение заключается в осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, без специального разрешения (лицензии).
Заявитель в судебном заседании поддержал предъявленное требование.
Представитель ООО «Стимул» в судебном заседании пояснил, что Общество азартную деятельность не осуществляет, проводит две лотереи, одна – бестиражная лотерея «Госпожа удача», где выигрыш определяется на стадии изготовления лотерейных билетов, вторая – стимулирующая лотерея «Феникс», участие в которой возможно в случае приобретения карты оплаты доступа к интернет-ресурсу.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.
27.11.2010 Центром по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД Ярославской области проведена проверка лотерейного клуба, расположенного по адресу: Ярославская обл., г.Углич, ул.Ольги Бергольц, д.13 «а», принадлежащего ООО «Стимул».
В ходе проведенных проверочных мероприятий согласно протоколу об административном правонарушении АА №036537/27 административным органом установлено, что в лотерейном клубе осуществляется деятельность по распространению лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Госпожа удача» и проведение стимулирующей лотереи «Феникс». При этом под видом реализации лотерейных билетов посредством использования лотерейных автоматов и предложения участникам игры на указанных автоматах Обществом фактически осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования, без специального разрешения (лицензии).
Оценивая необходимость привлечения ООО «Стимул» к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Федеральным законом от 29 декабря 2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон №244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон.
Частями 1 и 2 статьи 5 Закона №244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим законом и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным перечисленными федеральными законами.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах (часть 4 статьи 5 Закона №244-ФЗ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона №244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Исходя из системного толкования норм Закона № 244-ФЗ существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.
Таким образом, запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно статье 4 Закона №244-ФЗ под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; выигрышем признаются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; игровой автомат - оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Таким образом, обязательным условием, позволяющим квалифицировать деятельность как осуществление организации и проведения азартных игр является, в том числе, соглашение о выигрыше, равно как наличие оборудования, случайным образом определяющего результат игры.
Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, а также требования к лотерейному оборудованию определяет Федеральный закон от 11.11.2003г. №138-ФЗ «О лотереях», пунктом 1 статьи 2 которого определено, что лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Согласно пункту 14 статьи 2 Закона под лотерейным оборудованием понимается оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Обществу с ограниченной ответственностью «Стимул» вменяется осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования под видом проведения лотереи.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
На основании статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В качестве доказательств осуществления Обществом азартной деятельности заявителем представлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27.11.2010, протокол изъятия вещей и документов т 27.11.2010, объяснения оператора Лебедевой Н.В., понятых Староверовой Т.Б. и Аристова Н.Д. от 27.11.2010, а также директора Общества Яковлева А.А. от 14.01.2011.
Исследовав представленные документы, суд установил, что ими не подтверждается факт осуществления Обществом деятельности по проведению азартных игр, поскольку данные документы не содержат доказательств наличия основного условия, позволяющего квалифицировать деятельность Общества как осуществление организации и проведения азартных игр - соглашения о выигрыше.
Кроме того, не представлено доказательств, что установленные в клубе аппараты являются игровыми. Как пояснил в судебном заседании представитель Общества, терминалы являются лотерейными, оснащенными лотерейными программами, в подтверждение своих доводов представил сертификаты соответствия на лотерейные терминалы, а также на лотерейные программы.
Оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами согласно пункту 14 статьи 2 Закона является лотерейным оборудованием.
В соответствии с частью 3 статьи 9, частью 5 статьи 12.1 Федерального закона «О лотереях» условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения, позволяющие совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков. Не допускается использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей.
Данные требования установлены Федеральным законом № 214-ФЗ от 27.07.2010 «О внесении изменений в Федеральный законно «О лотереях», вступившим в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 30.07.2010).
В соответствии со статьей 2 указанного Закона организатор стимулирующей лотереи, направивший уведомление о проведении стимулирующей лотереи в федеральный орган исполнительный власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, имеет право продолжать проведение стимулирующей лотереи до 31 декабря 2010 года включительно.
Как усматривается из материалов дела, между ООО «Стимул» и ООО «Мидас» заключен договор комиссии № 71 от 01.08.2009, согласно которому ООО «Стимул» приняло на себя обязательство по распространению лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Госпожа удача», проводимой на основании разрешения ФНС России от 24.08.2009 № 658, а также заключен агентский договор № А-5 от 01.07.2010, согласно которому ООО «Стимул» (Агент) обязуется реализовывать карты оплаты доступа и услуг, принадлежащие Принципалу (ООО «Мидас»), реализовывать услуги и проводить от своего имени стимулирующую лотерею «Феникс» регистрационный номер Н200С/001744ФНС в точном соответствии с условиями проведения стимулирующей лотереи. Согласно разделу 8 Условий проведения стимулирующей лотереи «Феникс» розыгрыш тиража призового фонда стимулирующей лотереи проводится с использованием лотерейного оборудования. В материалах дела имеется уведомление о проведении стимулирующей лотереи «Феникс» от 25.12.2009 № 1, в связи с чем проведение 27.11.2010 лотереи с использованием лотерейного оборудования (оборудования, оснащенного лотерейными программами) не противоречит требованиям Федерального закона «О лотереях».
Анализ правовых норм Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр…» и Федерального закона от 11.11.2003г. №138-ФЗ «О лотереях» позволяет заключить, что проведение лотереи не допускает участие физического лица в качестве лица, определяющего условия выпадения выигрышной комбинации на оборудовании, данное лицо не может влиять на проведение лотереи, не может управлять лотерейным оборудованием. Игровой же автомат предполагает непосредственное участие игрока, его управление процессом игры, комбинацией символов. Суть азартной игры состоит в случайном выпадении последовательности условных символов, в зависимости от комбинации которых клиент либо теряет денежные средства, зачисленные на его баланс, либо его баланс увеличивается. Лицо самостоятельно управляет игрой при помощи нажатия клавиши клавиатуры; сумма, оставшаяся на балансе клиента после окончания игры, может быть выплачена клиенту.
Вместе с тем, ни один представленный административным органом документ не содержит в качестве доказательств информации о том, каким образом осуществлялась в проверенном клубе азартная игра на игровом оборудовании.
Согласно объяснениям оператора лотерейного клуба Лебедевой Н.В. от 27.11.2010 билеты в лотерейном клубе посетителям она не выдавала, однако, из объяснений усматривается, что Лебедева Н.В. работала 27.11.2010 первый день, основным оператором была Степанова О.В. Объяснения у оператора Степановой О.В. административный орган в ходе проверки не взял. Кроме того, из представленных в материалы дела письменных объяснений Лебедевой Н.В. усматривается, что они даны 27.11.2010 в городе Ярославль, тогда как проверка проводилась в это время в городе Углич Ярославской области, кроме того, данный документ не соответствует требованиям статьи 25.6 КоАП РФ: Лебедевой Н.В. не разъяснены права и обязанности, лицо не предупреждено об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. С учетом изложенного, объяснения оператора как процессуальный документ обесценивается.
Представленные административным органом объяснения директора ООО «Стимул» Яковлева А.А. от 14.01.2011 не соответствуют изложенным в протоколе об административном правонарушении объяснениям данного лица, поэтому не могут являться доказательством осуществления Обществом азартной деятельности.
Иных доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что ООО «Стимул» осуществляло деятельность по проведению азартных игр с использованием игровых автоматов заявителем не представлено.
В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Общество заключало или способствовал заключению каких-либо соглашений о выигрыше, устанавливало правила проведения азартных игр, располагало игровыми аппаратами, выплачивало выигрыши посетителям, что является обязательным условием, позволяющим квалифицировать деятельность как осуществление организации и проведения азартных игр, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом факта осуществления Обществом 27.11.2010 деятельности по организации и проведению азартных игр в помещении клуба, расположенного по адресу: Ярославская обл., г.Углич, ул.Ольги Бергольц, д.13 «а».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного Центром по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД Ярославской области требования о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Стимул» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Стимул» лотерейные терминалы в количестве 26 шт., поименованные в протоколе изъятия вещей и документов от 27.11.2010.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья Т.Б.Краснова