ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-3932/2022 от 29.08.2022 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-3932/2022

Резолютивная часть решения оглашена 29 августа 2022 года.

Арбитражный суд Ярославской области

в составе судьи Захаровой М.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маянцевой Л.В.

рассмотрев в судебном заседании исковое заявлениеМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ИНН <***>, ОГРН <***>) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об обязании принять в казну Российской Федерации объекты недвижимого имущества,

при участии:

от истца – не явился;

от ответчика – 1,2 – не явился;

от третьего лица – не явился;

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области (далее – истец, Инспекция) обратилось с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее – ответчик-1, МТУ) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее – ответчик-2, Росимущество) об обязании принять в казну Российской Федерации объекты недвижимого имущества:

а) расположенные в нежилом помещении административного здания по адресу: <...>:

- нежилое помещение №№1,15, кадастровый номер 76:03:01113:65, 49,9 кв. м.;

- нежилое помещение №2, кадастровый номер 76:03:01113:69, 20,5 кв. м.;

- нежилое помещение №4, кадастровый номер 76:03:01113:64, 10,1 кв. м.;

- нежилое помещение №10, кадастровый номер 76:03:01113:62, 15,9 кв. м.;

- нежилое помещение №№7-11, кадастровый номер 76:03:01113:63, 95,2 кв. м.;

- нежилое помещение №3, кадастровый номер 76:03:01113:68, 30,9 кв. м.;

- нежилое помещение №№9,16, кадастровый номер 76:03:01113:70, 34,7 кв. м.;

- нежилое помещение №№5-8,11-14,17 (этаж 1), 12,13,15 (этаж 2), кадастровый номер 76:03:01113:61, 133,3 кв.м.;

б) земельный участок с кадастровым номером 76:03:011413:3, 620 кв.м.;

2) оборудование котельной, расположенное по адресу: <...>.

Стороны в судебное заседание не явились. Ранее в судебных заседаниях представитель истца требования поддерживал, поясняя, что с 2018 налоговый орган освободил спорные помещения ввиду закрытия ТОРМ, МТУ и Росимущество с 2018 не могут рассмотреть вопрос об изъятии имущества в государственную казну Российской Федерации.

Ответчики, надлежащим образом извещенные о начавшемся процессе, явку представителя не обеспечили.

Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в письменном отзыве сообщило, что спорное имущество учитывается в федеральной базе по учету федерального имущества, право собственности Российской Федерации на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано в установленном законном порядке, данные объекты недвижимого имущества закреплены за МИ ФНС № 3 по Ярославской области на праве оперативного управления, земельный участок предоставлен в постоянное бессрочное пользование, о чем в ЕГРН сделаны соответствующие записи регистрации. Обращения истца по вопросу изъятия имущества из оперативного управления направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для рассмотрения и принятия соответствующего решения. Нежилые помещения с кадастровым номером 76:03:011413:66, 76:03:011413:67 были изъяты у Инспекции и закреплены за Прокуратурой Ярославской области на праве оперативного управления. В отношении объектов с кадастровыми номерами 76:03:011413:65, 76:03:011413:69, 76:03:011413:64, 76:03:011413:62, 76:03:011413:61, в соответствии с вышеуказанным поручением Росимущества необходимо осуществить мероприятия, направленные на заключение договора безвозмездного пользования между Межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области и Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области без процедуры изъятия имущества в состав государственной казны Российской Федерации. Кроме того, обращает внимание суда на то, что в обращениях МИ ФНС № 3 по Ярославской области не были указаны следующие объекты: - нежилое помещение № 4 (кадастровый номер 76:03:01113:64), 10,1 кв.м.; - нежилое помещение № 10 (кадастровый номер 76:03:01113:62), 15,9 кв.м.; - нежилое помещение № 7-11 (кадастровый номер 76:03:01113:63), 95,2 кв.м. Соответственно, заявителем не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Ответчик-2 - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, письменных отзывов не представили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие сторон и третьего лица.

Исследовав материалы дела, суд установил.

29.06.2005 за Межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области на праве оперативного управления было закреплено нежилое административное здание, общей площадью 492,1 кв.м., с кадастровым номером 76:03:011413:49, расположенное по адресу: <...>, собственником которого является Российская Федерация (запись № 76-76-04/7/2005-168 от 26.09.2005).

Кроме того, 29.06.2005 на праве постоянного бессрочного пользования за Межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области был закреплен земельный участок с кадастровым номером 76:03:011413:3, общей площадью 620,0+/-8,72 кв.м., расположенный по адресу: <...>, для обслуживания указанного административного здания, собственником которого является Российская Федерация (запись № 76-76-04/7/2005-165 от 26.09.2005).

Также на балансе налогового органа числится движимое имущество, являющееся неотъемлемой частью нежилых помещений (оборудование котельной) в административном здании, по адресу: <...>.

В данном здании располагалось территориальное обособленное рабочее место Межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области.

В связи с тем, что 01.07.2018 на основании Приказа Межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области от 29.06.2018 № 02-14/25 «О закрытии территориального обособленного рабочего места в с. Брейтово» в соответствии с Планом - графиком, утвержденным УФНС России по Ярославской области письмом от 28.04.2018 №10-21/1/09349@, ТОРМ был закрыт, налоговый орган освободил указанные помещения от имущества, оборудование котельной не использует.

В соответствии с приказом ФНС России от 12.07.2021 № ЕД-7-4/656 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы Ярославской области», приказом УФНС России по Ярославской области от 17.08.2021 № 01-05/0106@ «О структуре Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области» с 01.11.2021 прекращена деятельность Межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области путем реорганизации в форме присоединения к Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области.

Письмом от 19.04.2019 № 02-117/03454 Межрайонная ИФНС России № 8 по Ярославской области направила в МТУ пакет документов для проведения процедуры изъятия из оперативного управления Инспекции вышеуказанного имущества в собственность Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области.

Рассмотрев обращение Инспекции, МТУ письмом от 21.05.2019 №10680-10 сообщило, что в целях наиболее эффективного использования федерального имущества для размещения территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, МТУ направлены предложения об использовании данных объектов недвижимости в адреса учреждений и организаций федерального уровня собственности.

Письмом от 16.09.2019 № 33-ЕК-10/20466 МТУ в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом был направлен комплект документов, необходимых для рассмотрения и принятия решения о передаче объектов федерального недвижимого имущества от Межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области в собственность Ярославской области.

21.11.2019 МТУ представлено письмо Федерального агентства по управлению государственного имущества № 33-ЕК-10/25763, в котором указано на необходимость использования указанного федерального имущества для федеральных нужд.

24.12.2019 МТУ принято распоряжение № 33-2141-р «О преобразовании объекта учета федерального имущества», согласно которого Межрайонной ИФНС России №8 по Ярославской области следует преобразовать объект учета площадью 492,1 кв.м., кадастровый номер 76:03011413:49, расположенный по адресу: <...>.

На основании указанного распоряжения Инспекцией были проведены кадастровые работы по преобразованию объекта учета и выделено 10 объектов:

1. нежилое помещение 5-8, 11-14, 17 (1 этаж), 12, 13, 15 (2 этаж), кадастровый номер 76:03:011413:61, 133,3 кв.м.;

2. нежилое помещение 10 (1 этаж), кадастровый номер 76:03:011413:62, 15.9 кв.м;

3. нежилое помещение 7-11, 14, 16 (2 этаж), кадастровый номер 76:03:011413:63, 95,2 кв. м;

4. нежилое помещение 4 (1 этаж), кадастровый номер 76:03:011413:64, 10,1 кв. м;

5. нежилое помещение 1,15 (1 этаж), кадастровый номер 76:03:011413:65,49,9 кв. м;

6. нежилое помещение 4-6 (2 этаж), кадастровый номер 76:03:011413:66, 38,7 кв. м;

7. нежилое помещение 1-3 (2 этаж), кадастровый номер 76:03:011413:67, 62,9 кв. м;

8. нежилое помещение 3 (1 этаж), кадастровый номер 76:03:011413:68, 30,9 кв. м;

9. нежилое помещение 2 (1 этаж), кадастровый номер 76:03:011413:69,20,5 кв. м;

10. нежилое помещение 9, 16 (1 этаж), кадастровый номер 76:03:011413:70, 34,7 кв.

м.

Записи в реестр о праве собственности на указанные объекты учета внесены 29.04.2020.

Письмом от 23.10.2020 № 0-30/19680@ УФНС России по Ярославской области направлено в Инспекцию согласование ФНС России на изъятие из оперативного управления объектов недвижимого имущества для последующей передачи их в государственную казну Российской Федерации. Инспекции поручено организовать проведение необходимых мероприятий в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Письмом от 27.10.2020 № 02-118/08009 Межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области в МТУ направлен пакет документов для проведения процедуры изъятия в казну Российской Федерации из оперативного управления налогового органа объектов недвижимого имущества:

- нежилое помещение №№1,15, кадастровый номер 76:03:01113:65, 49,9 кв. м.;

- нежилое помещение №2, кадастровый номер 76:03:01113:69, 20,5 кв. м.;

- нежилое помещение №4, кадастровый номер 76:03:01113:64, 10,1 кв. м.;

- нежилое помещение №10, кадастровый номер 76:03:01113:62, 15,9 кв. м.;

- нежилое помещение №№7-11, кадастровый номер 76:03:01113:63, 95,2 кв. м.;

- нежилое помещение №3, кадастровый номер 76:03:01113:68, 30,9 кв. м.;

- нежилое помещение №№9,16, кадастровый номер 76:03:01113:70, 34,7 кв. м.;

- нежилое помещение №№5-8,11-14,17 (этаж 1), 12,13,15 - (этаж 2), кадастровый номер 76:03:01113:61, 133,3 кв. м.;

- нежилое помещение №№1-3, кадастровый номер 76:03:01113:67, 62,9 кв. м.;

- нежилое помещение №№46, кадастровый номер 76:03:01113:66, 38,7 кв. м., а также прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области на земельный участок с кадастровым номером 76:03:011413:3, а также дополнительно 27.11.2020 письмом № 02-118/08869 направлена просьба об изъятии из оперативного управления Инспекции движимого имущества, являющегося неотъемлемой частью нежилых помещений (оборудование котельной) в административном здании, расположенном по адресу: <...>, для передачи в государственную казну Российской Федерации.

В ответ, МТУ письмом от 30.11.2020 № 33-10/25108 сообщило, что представленный комплект документов направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для рассмотрения и принятия соответствующего решения, о результатах рассмотрения которого будет сообщено дополнительно.

Письмом от 12.02.2021 № 02-118/01013 Межрайонная ИФНС России № 8 по Ярославской области обратилась МТУ с просьбой предоставить информацию о результатах рассмотрения писем Инспекции по проведению процедуры изъятия из оперативного управления.

Письмом от 20.09.2021 № 33-ЕК/18985 МТУ до Межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области доведено распоряжение от 04.09.2021 №33-1413-р «О закрепления федерального недвижимого имущества за Прокуратурой Ярославской области на праве оперативного управления», согласно которого прекращено право оперативного управления Межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области в отношении:

- нежилого помещения с кадастровым номером 76:03:011413:66 площадью 38,7 кв.м., РНФИ П13350036550, балансовой стоимостью 600762,05 руб., расположенного по адресу: <...>;

- нежилого помещения с кадастровым номером 76:03:011413:67 площадью 62,9 кв.м., РНФИ П13350036555, балансовой стоимостью 976432,37 руб., расположенного по адресу: <...>.

Данные объекты закреплены на праве оперативного управления за Прокуратурой Ярославской области.

12.10.2021 Инспекцией направлено повторное обращение № 02-118/07531 в МТУ по вопросу прекращения права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <...>.

Письмом от 08.11.2021 № ЗЗ-МР/22784 МТУ Росимущество сообщило, что в отношении объектов с кадастровыми номерами 76:03:011413:65, 76:03:011413:69, 76:03:011413:64, 76:03:011413:62, 76:03:011413:61, в связи с поручением Росимущества необходимо осуществить мероприятия, направленные на заключение договора безвозмездного пользования между Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области и Государственным учреждением - Отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области без процедуры изъятия имущества в состав государственной казны Российской Федерации.

Поскольку вопрос об изъятии имущества из оперативного управления Инспекции не был решен ответчиками, Инспекция обратилась с иском в суд.

Оценивая материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, Инспекция имеет право на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.

В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее - Положение № 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления федеральных государственных учреждений, а также без согласия федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления указанных учреждений.

Пунктом 4 Положения № 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9. приложения № 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 № 278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.

Таким образом, бездействие Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого истцом, со ссылкой на обязание Инспекции заключить договор безвозмездного пользования с Государственным учреждением - Отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание наличие у Инспекции права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Доводы Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о несоблюдении досудебного порядка в отношении помещений с кадастровыми номера 76:03:01113:64, 76:03:01113:62 судом отклонен как противоречащий материалам дела, истец неоднократно обращался к Управлению изъять все здание (в т.ч. указанные помещения), закрепленное на праве оперативного управления за Инспекцией.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ИНН <***>, ОГРН <***>) принять в казну Российской Федерации: 1) объекты недвижимого имущества

а) расположенные в нежилом помещении административного здания по адресу: <...>:

- нежилое помещение №№1,15, кадастровый номер 76:03:01113:65, 49,9 кв. м.;

- нежилое помещение №2, кадастровый номер 76:03:01113:69, 20,5 кв. м.;

- нежилое помещение №4, кадастровый номер 76:03:01113:64, 10,1 кв. м.;

- нежилое помещение №10, кадастровый номер 76:03:01113:62, 15,9 кв. м.;

- нежилое помещение №№7-11, кадастровый номер 76:03:01113:63, 95,2 кв. м.;

- нежилое помещение №3, кадастровый номер 76:03:01113:68, 30,9 кв. м.;

- нежилое помещение №№9,16, кадастровый номер 76:03:01113:70, 34,7 кв. м.;

- нежилое помещение №№5-8,11-14,17 (этаж 1), 12,13,15 (этаж 2), кадастровый номер 76:03:01113:61, 133,3 кв.м.;

б) земельный участок с кадастровым номером 76:03:011413:3, 620 кв.м.;

2) оборудование котельной, расположенное по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

М.А. Захарова