ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-4077/17 от 27.06.2017 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28    
http://yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль

Дело № А82-4077/2017

07 июля 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена 27.06.2017г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Ловыгиной Н.Л.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Солодовниковой А.Е.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Метро" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрегиональному Управлению по Центральному федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу

о признании незаконным  постановления № 07-17/14/10ПЮЛ2 от 22.02.2017 г.

при участии

от заявителя: ФИО1- представитель по доверенности от 07.04.2017г.

от административного органа: ФИО2- представитель по доверенности от 23.06.17г ( после перерыва)., ФИО3- представитель по доверенности от 27.06.17г.( после перерыва)

установил:

            Общество с ограниченной ответственностью «Метро» обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления от 22.02.2017г. № 07-17/14/10ПЮЛ2 Межрегионального Управления по Центральному федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 15.27 КоАп РФ.

Заявитель считает, что административным органом не установлено событие административного правонарушения.  

Административный орган  считает вынесенное постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении требований.  Полагает, что отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным и применении меры ответственности в виде предупреждения.

            Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.

Управлением в ходе выездной проверки, установлено, что Обществом не принимаются меры по соблюдению законодательства о противодействии  (отмыванию)  доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган ведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, административным органом составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого  принято оспариваемое постановление  о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценивая законность привлечения ООО «Метро» к административной ответственности, суд исходит из следующего.

            В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

         В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

       В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в виде административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

      Соответственно частью 1 названной статьи определено, что неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

        Объективной стороной рассматриваемого правонарушения, является неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

        Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, и их должностные лица.

        Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Законом о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

       Положения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ) направлены на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

        Согласно статье 5 указанного Закона организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, права и обязанности которых установлены статьей 7 указанного Федерального закона.

         В силу пунктов 1.1, 4 статьи 6 Федерального закона 07.08.2001 N 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей.

         Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

        В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами. Клиентом является физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (статья 3 Федерального закона N 115-ФЗ).

        Одной из мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в силу статьи 4 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ является организация и осуществление внутреннего контроля.

         Согласно статье 3 Федерального закона N 115-ФЗ внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

         Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. К клиентам относятся физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

         Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (пункт 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).

        Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 N 59 утверждено Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Положение).

         Указанное Положение применяется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации), указанными в статье 5 Закона N 115-ФЗ, за исключением кредитных организаций, в том числе являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя, в том числе, установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя.

Сведения о клиенте, а также представителе клиента и (или) выгодоприобретателе целесообразно фиксировать в анкете клиента (Приложение 4 к Положению) либо иным способом, предусмотренным организацией в правилах внутреннего контроля (пункт 2.8 Положения).

Согласно п. 2.16 Положения, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 г. N 59, оценка степени (уровня) риска, а также обоснование оценки риска фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 804 утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, согласно пункту 2 которых перечень формируется Федеральной службой по финансовому мониторингу путем включения физических лиц в перечень в случаях получения от государственных органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, информации о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона, для включения в перечень, к которым относятся также прокуратуры субъектов Российской Федерации.

        Административным органом установлено, что Общество не использовало Личный кабинет, размещенный на официальном портале Росфинмониторинга, Перечень не просматривался и не скачивался.

В нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ Обществом не проводилась проверка наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию денежных средств или иного имущества. Информацию о результатах проверки своих клиентов в Росфинмониторинг не направляло.

       Правила внутреннего контроля Общества от 01.02.2016г. содержат ссылки на недейстсвующие документы, в правилах не отражены изменения, внесенные в нормативно-правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. До 22.11.2016г. Правила внутреннего контроля не разрабатывались и не утверждались руководителем Общества.

        Приказом № 34 от 22.11.2016г. специальным должностным лицом, ответственным  за реализацию Правил внутреннего контроля назначена ФИО4, которая не соответствует квалификационным требованиям в части наличия высшего образования.

Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Положение).

Во исполнение пункта 2 Положения, руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Генеральным директором Общества не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обучение и соответственно обучение сотрудников не проводилось. 

         Административным органом установлено, что Обществом  не представлены сведения об операциях подлежащих обязательному контролю.

      Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами  подтверждается наличие в бездействии заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

      Судом отклоняется довод заявителя о том, что при совершении спорных сделок с недвижимостью он не является организацией, оказывающей посреднические услуги в понимании статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, так как обществом не проводились непосредственно и самостоятельно операции с имуществом и денежными средствами, как основанный на неправильном толковании вышеуказанных положений Федерального закона N 115-ФЗ.

       Общество обязано соблюдать требования, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ и является субъектом вмененного ему административного правонарушения, так как осуществляемые обществом посреднические услуги соответствуют понятию посреднических услуг, предусмотренному статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.

       В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

       Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

         В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

       Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

       В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

      По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

      ООО "Метро" не представило достаточных пояснений и доказательств, подтверждающих надлежащее принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, а также отсутствия возможности для их соблюдения.

       Таким образом, состав административного правонарушения доказан административным органом.

       Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии, по настоящему делу, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения ни административным органом при вынесении оспариваемого постановления, ни судом в ходе судебного разбирательства не установлены.

      Управление ссылается на то, что нарушение ООО "Метро" требований Федерального закона N 115-ФЗ характеризует пренебрежительное отношение к установленным правовым требованиям и предписаниям и представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

        Нормы Федерального закона N 115-ФЗ, устанавливающие обязанности для организаций, а также статья 15.27 КоАП РФ направлены, прежде всего, на обеспечение безопасности общества и государства, жизни и здоровья людей путем принятия мер, направленных на предотвращение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

        По мнению административного органа, отсутствие определенных элементов противодействия, их неэффективное функционирование увеличивают уязвимость и угрозы, связанные с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма и не позволяют организациям и индивидуальным предпринимателям предпринять все меры, направленные на создание постоянно действующей системы внутреннего контроля.

        На основании части 2 статьи 4.2. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

      В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждением является мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда, в том числе жизни и здоровью людей, а также при отсутствии имущественного ущерба.

      В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющемуся субъектом малого или среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

      В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.

       Поскольку в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ статья 15.27 этого же Кодекса не поименована, то законом не исключается замена штрафа предупреждением и при совершении рассматриваемого административного правонарушения.

       По мнению суда, в рассматриваемом конкретном случае причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствует, как отсутствует и причинение имущественного ущерба.

      Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "Метро" ранее привлекалось к административной ответственности за нарушение требований законодательства, в материалах дела отсутствуют.

      Учитывая совершение обществом административного правонарушения впервые (доказательств повторности совершения административного правонарушения административным органом не представлено, об их наличии не заявлено, факт привлечения к административной ответственности на момент совершения правонарушения отсутствовал), отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектов животного или растительного мира, окружающей среде, отсутствие доказательств причинения имущественного ущерба, принимая во внимание, что общество является субъектом малого предпринимательства (согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенным на официальном сайте налоговой службы), административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля, суд  полагает, что имеются  основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

       В связи с вышеизложенным судом не принимаются доводы административного органа   об отсутствии оснований для изменения административного наказания на предупреждение .

          Руководствуясь статьями    207-211 Арбитражного процессуального кодекса    РФ, статьей 4.1.1 КоАП РФ суд

Р Е Ш И Л :

      В удовлетворении заявленного требования отказать.

      Изменить назначенное обществу с ограниченной ответственностью "Метро"(ИНН <***>, ОГРН <***>)   постановлением Межрегионального Управления по Центральному федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу№ 07-17/14/10ПЮЛ2 от 22.02.2017  наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей на предупреждение.

         Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в 10-ти дневный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная  жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья

Ловыгина Н.Л.