ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-4090/09 от 04.05.2009 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

  150054 г.Ярославль, пр-т Ленина, 28 факс 32 12 51

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело №А82-4090/2009

05.05.2009.

Резолютивная часть решения от 04.05.2009.

  Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.

при ведении протокола судебного заседания судьей Красновой Т.Б.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению 

Войсковой части 96497

об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области   от 07.04.2009 № 07-16/09-86

при участии

от заявителя:  ФИО1 – довер. от 10.03.2009,

от административного органа:   ФИО2 – довер. от 08.08.2009г., ФИО3 – довер. от 13.01.2009г.

установил:

Войсковая часть 96497 (далее – Часть) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области (далее - административный орган, Управление) № 07-16/09-86 от 07.04.2009г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ.

Правовая позиция заявителя основана на том обстоятельстве, что в действиях Части отсутствует вина в совершении правонарушения. Представитель Части пояснил, что в связи с задержкой финансирования опасность нарушения прав военнослужащих не могла быть устранена иными средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал предъявленные требования.

Административный орган считает постановление законным и обоснованным. Указывает, что состав правонарушения является формальным, правонарушение считается оконченным с момента его совершения, независимо от того, наступили вредные последствия или нет; принципы Бюджетного Кодекса РФ не могут исполняться выборочно; при вынесении постановления учтено имущественное положение Части, затруднительность уплаты максимальной суммы штрафа за счет выделяемых по смете доходов и расходов средств на содержание Части, штраф назначен в минимальном размере, процедура привлечения Части к административной ответственности соблюдена.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Войсковой части 96497 за период с 01.01.2008 по 31.12.2008. В ходе ревизии выявлено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетов, бюджетной росписью и уведомлением о бюджетных ассигнованиях.

Так, было установлено, что за счет средств федерального бюджета, выделенных на выплату заработной платы гражданскому персоналу, 20.05.2008г. произведена выплата денежного довольствия военнослужащим в сумме 16873,31 руб.

Усмотрев в действиях Части признаки состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, контролером–ревизором Территориального отдела Управления в присутствии законного представителя Части 01.04.2009г. составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого 07.04.2009г. заместителем руководителя Управления вынесено постановление о привлечении Войсковой части 96497 к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Всесторонне исследовав обстоятельства дела и объективно оценив имеющиеся доказательства, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Одним из принципов, на которых основана бюджетная система Российской Федерации, является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 Бюджетного кодекса РФ), который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Административным органом в ходе ревизии установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что 20.05.2008г. Частью произведены расходы на выплату денежного довольствия военнослужащим (КБК 1870201202 5800014211) в размере 16873,31 руб. за счет средств, выделенных на выплату заработной платы гражданскому персоналу (КБК 18702012027000014211).

Таким образом, в действиях Части имеется состава вменяемого административного правонарушения.

Вместе с тем, согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценив представленные доказательства и приняв во внимание характер и степень общественной опасности правонарушения, учитывая, что право граждан на своевременную и в полном объеме оплату труда является конституционным правом, а обеспечение такого права является основным принципом правового регулирования трудовых отношений (статья 2 Трудового кодекса РФ), принимая во внимание, что неправомерные действия Части связаны с задержкой финансирования по коду бюджетной классификации 18702012025800014211 (средства на выплату денежного довольствия военнослужащим), а материальное обеспечение военнослужащих является одной из приоритетных задач государства, данные действия не повлекли ущемление прав гражданского персонала - заработная плата гражданским лицам выплачена своевременно и в полном объеме, превышение лимитов бюджетных обязательств по итогам года Частью не допущено, в связи с чем правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, суд считает возможным расценить совершенное правонарушение как малозначительное и освободить Войсковую часть от административной ответственности.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 07.04.2009г. № 07-16/09-86, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о привлечении Войсковой части 96497 к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья Т.Б.Краснова