ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-413/12 от 22.05.2012 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28,

http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Ярославль Дело № А82-413/2012

22.05.2012.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Т.Б.Красновой

при ведении протокола судебного заседания помощником

судьи И.Г.Богачевой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Покровская управляющая компания"   (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановления Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области   от 28.12.2011 № 02-15

о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.13 Кодекса об административных правонарушениях.

3-е лицо: Администрация Покровского сельского поселения

при участии:

от заявителя –   не присутств.;

от административного органа –   ФИО1 по довер. от 09.02.2012;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Покровская управляющая компания» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее – Департамент, административный орган) от 28.12.2011 № 02-15 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ, Кодекс).

Заявитель считает себя ненадлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, кроме того, считает, что Общество повторно привлечено к административной ответственности за одно и тоже административное правонарушение.

Административный орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области выявлен факт нарушения водоохранного режима на водосборе безымянного ручья – правого притока первого порядка р.Коровка в поселке Искра Октября Рыбинского района.

В ходе проведенной 02.12.2011 рейдовой проверки и административного расследования установлено, что отведение сточных вод от домов №№ 10, 14 по ул.Спортивная и дома № 41 по ул.Молодежная пос.Искра Октября Рыбинского района Ярославской области осуществляется в выгребные ямы, расположенные в непосредственной близости от указанных домов.

На момент проведения проверки выгребная яма дома № 41 по ул.Молодежная полностью заполнена сточными водами черного цвета, имеющими характерный канализационный запах. Через оголовок смотрового колодца указанной выгребной ямы осуществляется утечка сточных вод на рельеф местности, и далее по естественному уклону сточные воды попадают в дренажную канаву в районе дома № 10 по ул. Спортивная.

Выгребная яма дома № 10 по ул. Спортивная также полностью заполнена сточными водами черного цвета, имеющими характерный канализационный запах. В связи с переполнением выгребной ямы производится излив сточных вод на рельеф местности и далее в проходящую в 15 метрах от нее дренажную канаву.

Выгребная яма дома № 14 по ул. Спортивная также полностью заполнена сточными водами черного цвета, имеющими характерный канализационный запах. Вокруг оголовка выгребной ямы в понижении рельефа образовалось скопление сточных вод, которые далее через 5 метров поступают в дренажную канаву, идущую от дома № 10 по ул. Спортивная в северо-восточном направлении.

Дренажная канава, в которую поступают сточные воды из выгребных ям домов № 10, № 14 по ул. Спортивная и дома № 41 по ул. Молодежная п.Искра Октября, по состоянию на 02.12.2011 заполнена водой, присутствует стойкий канализационный запах, имеется течение воды по канаве в северо-западном направлении. На расстоянии примерно 250 метров от дома № 10 по ул.Спортивная дренажная канава примыкает к левому берегу и имеет гидрологическую связь с безымянным ручьем, являющимся правым притоком р.Коровка и является водосбором указанных водных объектов, в связи с чем, сточные воды по канаве попадают в поверхностный водный объект - безымянный ручей и далее — в р. Коровка.

Административным органом также установлено, что управление многоквартирным домом № 41 по ул. Молодежная п.Искра Октября осуществляется ООО «Покровская управляющая компания». Управление многоквартирными домами № 10, № 14 по ул. Спортивная п.Искра Октября осуществлялось ООО «Покровская управляющая компания» до 01.12.2011.

Усмотрев в действиях ООО «Покровская управляющая компания» признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.13 КоАП РФ, государственным инспектором Ярославской области региональному гос.контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов в присутствии директора Общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.12.2011 № 06-7, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Покровская управляющая компания» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценивая правомерность привлечения Общества к административной ответственности, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 8.13 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления.

Требования к охране водных объектов установлены Водным кодексом РФ. В соответствии с частью 1 статьи 56 Водного кодекса сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления запрещаются.

По водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4 статьи 1 Водного кодекса РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 60 Водного кодекса при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, в том числе осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

В силу части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" обеспечение юридическими лицами соблюдения нормативов качества окружающей среды осуществляется на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проведения мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Оспариваемым постановлением Обществу вменяется ненадлежащее выполнение обязанностей, связанных с несвоевременной и проводимой не в полном объеме откачкой сточных вод из выгребных ям многоквартирных домов № 41 по ул. Молодежная и домов №№ 10, 14 по ул.Спортивная пос.Искра Октября, что повлекло несанкционированный сброс очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на водосбор безымянного ручья – правого притока первого порядка р.Коровка и р.Коровка в пос.Искра Октября Рыбинского района Ярославской области, который может повлечь загрязнение указанных водных объектов и другие вредные явления.

Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Из пункта 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 следует, что твердые и жидкие бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

В соответствии с частью 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно на основании платежных документов, представленных управляющей организацией или иными органами управления.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.

Состав платы за коммунальные услуги установлен частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ.

Согласно пункту 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей.

Как установлено в судебном заседании, на момент проведения проверки ООО «Управляющая компания» не имело заключенных договоров с собственниками жилых помещений многоквартирных домов № 41 по ул. Молодежная и домов №№ 10, 14 по ул.Спортивная пос.Искра Октября на управление многоквартирными домами, не начисляло и не взимало с жителей домов №№ 10, 14 по ул.Спортивная плату за водоотведение, в связи с чем обязанности по своевременной откачке сточных вод из выгребных ям указанных многоквартирных домов у Общества не имеется и в действиях Общества в данной части отсутствует событие и состав вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 9 Устава Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.

Соглашением о передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения Покровского сельского поселения и Рыбинского муниципального района в 2011 году, утвержденным решением Муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 27.01.2011 № 100, полномочия по организации мероприятий, в том числе по водоотведению, переданы Рыбинскому муниципальному району.

Ссылка административного органа на договор по сбору и вывозу жидких отходов от 04.08.2010 № 90, заключенный между ООО «Покровская управляющая компания» и ООО «САХ» судом не принимается, поскольку указанный договор не свидетельствует о наличии у Общества обязанности по вывозу жидких отходов из выгребных ям домов №№ 10, 14 по ул.Спортивная.

В части дома № 41 по ул.Молодежная судом установлено, что несмотря на отсутствие договора управления указанным многоквартирным домом, Общество, в том числе, на момент проведения проверки, взимало с жильцов плату за откачку сточных вод из выгребных ям по установленным тарифам. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что между Обществом и собственниками помещений в многоквартирном доме сложились фактические отношения, не получившие закрепления в простой письменной форме договора, и Общество, оказывая собственникам помещений соответствующую услугу и взимая плату по установленному тарифу, обязано оказывать эту услугу надлежащим образом, своевременно и в полном объемы откачивать сточные воды из выгребных ям, не допускать сброс отходов (неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод) на почву, в водосборные площади и в водные объекты.

В судебном заседании Общество признало, что в соответствии с жилищным законодательством оно обязано обеспечить вывоз жидких бытовых отходов из выгребной ямы дома № 41 по ул.Молодежная. Пояснило, что вывоз осуществляется в соответствии с нормативами потребления горячей и холодной воды и установленными тарифами, однако объем используемой воды превышает установленные нормативы, при этом стоимость услуг не соответствует (значительно превышает) взимаемую плату по установленным тарифам.

Данные доводы судом не принимаются, поскольку Общество является коммерческой организацией, действует самостоятельно на свой страх и риск для систематического получения прибыли. При этом извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом. Соответственно, оказывая услуги, Общество взяло на себя риск возможного наступления неблагоприятных последствий.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины Общества не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку заявителем не представлено доказательств, что им были приняты все зависящие меры для соблюдения требований законодательства.

С учетом изложенного, суд полагает правомерным вывод административного органа о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.

Доводы заявителя о том, что Общество дважды привлечено к административной ответственности, поскольку в отношении директора также вынесено постановление о назначении наказания, судом отклоняются, поскольку в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Признаков малозначительности совершенного правонарушения суд не усматривает.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного Обществом с ограниченной ответственностью «Покровская управляющая компания» требования о признании незаконным постановления Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 28.12.2011 № 02-15 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Т.Б.Краснова