Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело №А82-4201/2010-28
13 мая 2010 года
Арбитражный суд в составе судьи Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Глызиной А.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Ярославской области
о привлечении к административной ответственности
Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации»
по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя – Некипелов О.И., Кощеева М.А. - предст. по пост. дов.
от лица, в отношении которого составлен протокол – Решетникова Ю.В. - предст. по пост. дов.
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Ярославской области обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства, связанного с лицензированием отдельных видов деятельности, Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика в судебном заседании ссылался на отсутствие в действиях предприятия оснований для привлечения к административной ответственности, а также процессуальные нарушения, допущенные заявителем при производстве административного дела.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
ОАО «Вымпел-Коммуникации», на основании лицензии № 49 441 от 09.03.07 со сроком ее действия до 09.03.12, предоставляло населению услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, на территории Ярославской области.
Условием осуществления данного вида деятельности является соблюдение предприятием (оператором связи) ОАО «Вымпел-Коммуникации» Федерального закона «О связи» от 07.07.03 № 126-ФЗ; Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.05 № 310; Перечнем лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.02.05 № 87; условий имеющейся лицензии № 49441.
Ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией, установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере от тридцати до сорока тысяч рублей - для юридических лиц.
По итогам проверки был составлен акт от 23.03.10.
Протоколом об административном правонарушении от 07.04.10 № 145, были установлены следующие нарушения предприятия требований законодательства, действующего в сфере услуг местной телефонной связи:
1. Заключение с абонентом договора на оказание услуг связи от 11.03.10, не соответствующего требованиям п.54 Правил оказания услуг связи – а именно, не указание в тексте договора дополнительного абонентского номера, выделенного абоненту.
При проведении проверки Общество ссылалось на отсутствие бланков необходимого образца в момент заключения договора. В судебном заседании представитель Общества ссылается на отсутствие вины Общества по данному нарушению.
2. В нарушение п.4 лицензионных условий, оператор не обеспечил абонентам предоставление на территории Ярославской области:
- абонентской линии в постоянное пользование;
- местных телефонных соединений для передачи голосовой информации, передачи факсимильных сообщений и передачи данных;
- доступа к телематическим услугам связи и услугам внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, а также к услугам связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
В ходе проверки предприятие подтвердило факт допущенных нарушений по соблюдению лицензионных условий (объяснительная Барышева В.С.), в судебном заседании Общество заявило суду довод о том, что административным органом не были исследованы технические параметры оборудования и предоставляемых населению услуг.
Оценив материалы дела и доводы сторон, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ исходя из следующего.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает привлечение юридических лиц к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Порядок лицензирования деятельности по предоставлению услуг связи установлена ст.29 Федерального закона «О связи», а также Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» от 18.02.05 № 87.
Общество осуществляло услуги связи на территории Ярославской области на основании лицензии № 49 441.
По мнению суда, изложенные заявителем доводы о нарушении Обществом лицензионных условий, подтверждены документально материалами дела, судом считаются установленными, свидетельствуют о наличии состава совершенного предприятием правонарушения.
Вместе с тем, суд отклоняет заявленные требования о привлечении Общества к административной ответственности с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5);копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
Соответственно, лицу, привлекаемому к административной ответственности, должны быть обеспечены гарантии предоставленных ему прав при производстве административного дела.
В данном конкретном деле, протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии представителя предприятия Барышева В.С., который действовал на основании доверенности от 20.02.08 № 4 со следующими общими полномочиями – «представлять интересы Общества в Федеральной службе по надзору в сфере связи (ее территориальных органах), в том числе по вопросам соблюдения требований нормативных правовых актов в области связи и лицензионных условий, а также осуществлять регистрацию объектов связи Филиала и получать разрешительную документацию на их эксплуатацию». Доверенность Барышева В.С. подписана директором Ярославского филиала Общества.
Уведомление о вызове законного представителя для составления протокола об административном правонарушении на дату – «07 апреля 2010 года на 14 часов 00 минут» в адрес юридического лица ОАО «Вымпел-Коммуникации (г. Москва, ул. 8-е Марта, д.10 стр.14) было направлено телеграммой от 06.04.10. При этом время сдачи телеграммы в почтовое отделение – 18часов 05 минут, время ее передачи – 18часов 34 минуты.
Сгласно факсового уведомления отделения связи, указанная телеграмма была вручена секретарю ОАО «Вымпел-Ком» 07.04.10 в 09 часов 30 минут – представлено в материалы дела заявителем.
Также дополнительно заявителем был извещен директор Ярославского филиала Общества.
Соответственно, с учетом отдаленности расположения административного органа и юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (г. Ярославль и г. Москва), а также того, что телеграмма от 06.04.10 юридическому лицу – ОАО «Вымпел-Коммуникации» о вызове на составление протокола была направлена за рамками рабочего времени, суд пришел к вывод, что данные о надлежащем извещении юридического лица либо его законного представителя, в материалах дела отсутствуют.
Несоблюдение установленного порядка вне зависимости от того, совершило ли привлекаемое лицо административное правонарушение, влечет за собой незаконность привлечения его к административной ответственности.
Данные недостатки не могут быть устранены в ходе судебного заседания.
Таким образом, заявленные требования о привлечении ОАО «Вымпел-Коммуникации» к административной ответственности, судом отклоняются.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявленного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Ярославской области требования - о привлечении Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья А.В. Глызина