Арбитражный суд Ярославской области
150054 г.Ярославль, пр-т Ленина, 28 факс 32 12 51
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело №А82-4240/2009
03 июня 2009г.
Резолютивная часть решения от 01.06.2009.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.
при ведении протокола судебного заседания судьей Красновой Т.Б.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Ростовского отделения Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ярославской области
об оспаривании постановления № 8 от 06.04.2009г. о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя - ФИО1 – председатель, ФИО2 – довер. от 01.06.2009;
от административного органа – ФИО3 – довер. от 25.01.2007г., ФИО4 – довер. от 12.12.2007;
установил:
Ростовское отделение Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции ФНС № 2 по Ярославской области от 06.04.2009г. № 8 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Правовая позиция заявителя основана на том обстоятельстве, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения. Ростовское отделение Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» использует бланки строгой отчетности, разработанные и утвержденные постановлением центрального правления Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» от 18.09.2008 № 74, изготовленные типографским способом Ярославской региональной общественной организацией «Областное общество охотников и рыболовов» и направленные Ярохотрыболовобществом централизованно в порядке строгой отчетности по накладной в филиалы и местные отделения, которые в силу специфики представляемого на основании путевок права, не наделены полномочиями по самостоятельному изготовлению подобных бланков. Применяемые бланки содержат необходимые реквизиты, наименование организации и ее ИНН в соответствии с письмом Управления ФНС России по Ярославской области от 25.12.2008 № 18-14/12753 указываются Обществом самостоятельно на первых экземплярах, выдаваемых на руки населению.
Административный орган считает постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией ФНС №2 по Ярославской области на основании поручения заместителя начальника инспекции от 25.03.2009г. № 088 проведена проверка Ростовского отделения Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью за период с 01.01.2009г. по 24.03.2009г.
В ходе проверки установлено, что для осуществления наличных денежных расчетов с физическими лицами Общество в проверяемом периоде применяло бланки строгой отчетности «Путевка (договор) на право охоты, рыбной ловли, отдыха», утвержденные постановлением Центрального правления Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» от 18.09.2008 № 74. Бланки строгой отчетности изготовлены типографским способом, не содержат реквизитов, предусмотренных пунктом 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359: наименование и организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика-организации, выдавшей документ, место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, должность, фамилия, имя, отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, печать организации. На бланках указаны реквизиты Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» (<...>, ИНН <***>).
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, должностным лицом Инспекции в присутствии законного представителя Общества был составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого начальником инспекции вынесено постановление № 8 от 06.04.2009 о привлечении Общества к ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценивая правомерность привлечения Ростовского отделения Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» к административной ответственности, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон) контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 2 Закона.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок установлен Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008г. № 359 (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения бланк строгой отчетности должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 - 6 настоящего Положения: наименование документа, шестизначный номер и серия; наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя; место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ; вид услуги; стоимость услуги в денежном выражении; размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты; дата осуществления расчета и составления документа; должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя); иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов (пункт 4 Положения).
Министерство финансов РФ в Информационном письме от 22.08.2008 "О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности", разъяснило, что, если иное не предусмотрено пунктами 5 и 6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", в силу названной нормы неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
Неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг является административным правонарушением, ответственность за которое установлена в статье 14.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае Общество, являясь юридическим лицом, не обеспечило соблюдение требований законодательства в сфере осуществления наличных денежных расчетов, то есть им не были предприняты все зависящие меры по соблюдению требований и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
При изложенных обстоятельствах суд полагает, что в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываетсяхарактер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Всесторонне исследовав обстоятельства дела и объективно оценив представленные доказательства, суд, принимая во внимание, что при получении денежных средств уполномоченным лицом выдавались бланки строгой отчетности, изготовленные типографским способом, на которых имелась печать Общества, суд полагает, что в рассматриваемом случае правонарушение не представляет существенной угрозы общественным и государственным интересам, не повлекло наступления каких-либо негативных последствий, в связи с чем расценивает совершенное Обществом правонарушение как малозначительное и на основании статьи 2.9 Кодекса считает возможным освободить Общество от административной ответственности.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Процессуальных нарушений со стороны административного органа при рассмотрении дела судом не установлено.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № 8 от 06.04.2009, вынесенное Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ярославской области, о привлечении Ростовского отделения Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).
Судья Т.Б.Краснова