ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-4358/14 от 16.07.2014 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51 
http://yaroslavl.arbitr.rue-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль           

Дело № А82-4358/2014

06 сентября 2014 года

Резолютивная часть решения оглашена 16.07.2014 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Украинцевой Е.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тепениной Ю.М.,

рассмотрев в судебном заседании заявление  Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля (ИНН  7605009820, ОГРН  1027600791998)

к Федеральному государственному унитарному предприятию «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Ярославский филиал (ИНН  7701018922, ОГРН  1027739346502)

спривлечением к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора Мэрии города Ярославля, Кукушкина Алексея Николаевича

о признании незаконным отказа в предоставлении сведений о правах на недвижимое имущество, выраженного письмом от 06.03.2014 №Ф-76/03-04/1438,

об обязании предоставить информацию,

при участии

от заявителя – Вышеславова А.В. (главный специалист-юрисконсульт, по доверенности от 05.03.2014 № 01-16/82),                                              

от ответчика – Олендарь В.В. (по доверенности от 19.08.2013 года),

от Мэрии города Ярославля – Серебрякова Е.М. (начальник отдела, по доверенности от 27.09.2013 № 8/50-4101),

Кукушкин Алексей Николаевич – не явился (извещён),

установил:

Территориальная администрация Красноперекопского района мэрии города Ярославля обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Ярославский филиал (далее по тексту – предприятие, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Ярославский филиал) в предоставлении сведений о правах на недвижимое имущество, зарегистрированных на имя Кукушкина А.Н., Кукушкиной Е.Ю., Тюкановой Н.И., выраженного письмом от 06.03.2014 №Ф-76/03-04/1438, об обязании предоставить информацию необходимую для предоставления муниципальной услуги по межведомственному запросу от 21.02.2014 № 01-16/172.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 08.04.2014г. к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Мэрия города Ярославля, Кукушкин Алексей Николаевич в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Кукушкин Алексей Николаевич, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку в суд не обеспечил, в связи с чем дело рассматривается в отсутствие данного третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал и указал, что ответчик является участником межведомственного взаимодействия и должен предоставлять соответствующие сведения  по запросу администрации бесплатно в порядке ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ), запрашиваемые сведения принадлежат государству и других альтернативных источников получения информации в данном случае не имеется.

Представитель ответчика, возражая против удовлетворения предъявленных требований, пояснил, что ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Ярославский филиал  является коммерческой организацией, предоставляющей платные услуги; данное юридическое лицо не участвует в оказании государственной (муниципальной) услуги и  неподведомственно Мэрии города Ярославля. По мнению представителя ответчика, у администрации имеется возможность получения необходимой информации у альтернативных источников (в налоговых органах и у нотариусов), а предприятие должно осуществлять предоставление такой информации за плату, что подтверждается разъяснением ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 25.04.2014 № 03/05256.

Мэрия города Ярославля поддержала позицию заявителя, сообщила, что ответчик имеет сведения о наличии объектов недвижимости в собственности физического лица и данные о площади объектов, необходимые для определения нуждаемости, поскольку ранее осуществлял технический учет объектов жилищного фонда в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 10.02.1985 №136 «О порядке государственного учета жилищного фонда»  и Инструкцией о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденной приказом Центрального статистического управления СССР от 15.07.1985 №380. При этом представитель этого третьего лица пояснил, что администрация может запрашивать соответствующие сведения в любом органе, где они имеются, а  исходя из действующих нормативных актов ответчик является участником межведомственного взаимодействия (постановление Правительства РФ от 27.05.2006 № 313 «Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца», приказ Департамента культуры Ярославской области от 29.06.2012 № 26 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по оформлению охранных обязательств собственника объекта культурного наследия, охранных обязательств пользователя объектом культурного наследия и признании утратившими силу отдельных приказов Департамента культуры Ярославской области», приказ Департамента строительства Ярославской области от 27.02.2012 № 5 «О внесении изменения в приказ Департамента строительства Ярославской области от 23.07.2009 N 6»).

Мэрия города Ярославля просит учесть, что в ч. 5  ст. 9 Закона №210-ФЗ установлен запрет требовать предоставления от лица, обратившегося за получением государственной (муниципальной) услуги, сведений, не включенных в перечень услуг, предоставление которых является необходимым и обязательным.

Правовая позиция Мэрии города Ярославля основана на положениях Закона №210-ФЗ, части 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, части 2 статьи 5 Закона Ярославской области от 11.07.2005 №40-з «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма».

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

На основании решения Красноперекопского районного суда от 11.10.2013г. по делу №2-2027/2013 на Территориальную администрацию Красноперекопского района мэрии города Ярославля возложена обязанность получить в Ярославском филиале ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в соответствии с п. 2.9.1. Административного регламента представления муниципальной услуги по приёму заявлений, документов, а также постановке граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждённого постановлением мэрии города Ярославля от 17.11.2011 № 3112 (далее по тексту – Административный регламент) сведения, запрошенные территориальной администрацией письмом от 01.08.2013 № 01-08/314, и рассмотреть заявление Кукушкина Алексея Николаевича, поданное им в территориальную администрацию 30.07.2013г. в 11.00 час., о признании его семьи малоимущей и постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в срок, предусмотренный пунктами 3.3., 3.4., 2.6 Административного регламента, со дня вступления решения суда в законную силу. К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Ярославский филиал.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 09.01.2014г. апелляционная жалоба Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля на решениеКрасноперекопского районного суда от 10.10.2013г.  оставлена без удовлетворения.

Во исполнение решения суда Красноперекопского районного суда от 11.10.2013г. по делу №2-2027/2013 Администрацией направлен в Ярославский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» межведомственный запрос от 21.02.2014 №01-16/172 о предоставлении документов и (или) информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в соответствии с которым в порядке  п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ, п. 2.9.1. Административного регламента,  предприятию в пятидневный срок предлагалось  представить информацию о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности следующим гражданам:

- Кукушкину Алексею Николаевичу, 26.03.1978г.р., зарегистрированному по адресу: город Ярославль, ул. Павлова, д. 1, кв. 16,

- Кукушкиной Е.Ю., 23.11.1980г.р., зарегистрированной по адресу: город Ярославль, ул. Павлова, д.1, кв. 16,

- Тюкановой Н.И., 10.03.1930г.р., зарегистрированной по адресу: город Ярославль, ул. Павлова, д.1, кв. 16.

В ответ на запрос письмом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Ярославский филиал от 06.03.2014 № ф-76/03-04/1438 заявителю  сообщено, что архив предприятия является федеральной собственностью, доступ к архивным документам обеспечивается путём предоставления копий документов, справочной информации из инвентарных дел, что является платной услугой и предложено рекомендовать заинтересованным лицам, ходатайствующим об истребовании каких-либо документов, но не использовавшим своё законное право на их самостоятельное получение в структурных подразделениях филиала, самостоятельно обращаться с соответствующим судебным запросом с целью получения необходимых копий документов на договорной (платной) основе.

Посчитав отказ ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Ярославский филиал в предоставлении запрашиваемых сведений незаконным, Территориальная администрация Красноперекопского района мэрии города Ярославля обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии со ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления (приказы, решения суда, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции), а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

При этом обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, в том числе не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы.

Основываясь на итогах состоявшегося судебного разбирательства, изложенных в судебных актах по делу №2-2027/2013, суд при рассмотрении настоящего дела оценивает правомерность отказа ответчика в предоставлении запрашиваемых сведений, исходя из того, что для Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля получение таких сведений у ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Ярославский филиал является обязательным. Соответственно, исковые требования заявителя о признании решения ответчика от 06.03.2014 №Ф-76/03-04/1438 недействительным по существу направлены на исполнение вступившего в законную силу судебного решения в общеустановленном порядке.

Доводы представителя ответчика о том, что предприятие не является участником межведомственного взаимодействия и  должно предоставлять соответствующие сведения только за плату по запросу лиц, обратившихся за получением государственной (муниципальной услуги) судом отклоняются как несостоятельные, поскольку данный вопрос был предметом оценки в ходе судебного разбирательства в Красноперекопском районном суде по делу №2-2027/2013. По результатам рассмотрения указанного спора решением суда  от 11.10.2013г. и апелляционным определением от 09.01.2014 г. установлено, что испрашиваемые сведения являются архивной информацией, отнесенной к федеральной собственности, и подлежат получению в порядке межведомственного взаимодействия по  запросу территориальной администрации на основании Закона №210-ФЗ.

При этом ссылка предприятия  на разъяснение, изложенное в письме ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 25.04.2014 № 03/05256, судом не принимается, поскольку соответствующий документ не относится  нормативным актам, применение которого  освобождает ответчика от исполнения обязанности по представлению указанной информации. Из содержания указанного разъяснения следует, что изготовление документа содержащего результат анализа сведений архива, является услугой, бесплатное оказание которой законодательством РФ запрещено.

В ходе судебного разбирательства ответчиком  не доказано, что в отношении испрашиваемых администрацией сведений необходимо проведение какого-либо анализа архивных данных, и не приведено ссылки на нормы действующего законодательства, устанавливающие запрет  бесплатного предоставления данной информации  в порядке межведомственного взаимодействия.  Соответственно, наличие  приведенного разъяснения для предприятия  не имеет правового значения и не исключает его привлечения к выполнению государственной (муниципальной) услуги.

При таких обстоятельствах отказ ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Ярославский филиал в предоставлении сведений о правах на недвижимое имущество, выраженный письмом от 06.03.2014 №Ф-76/03-04/1438, является незаконным, в связи с чем предъявленные требования Администрации подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Ярославский филиал в предоставлении сведений о правах на недвижимое имущество, выраженного письмом от 06.03.2014 №Ф-76/03-04/1438, и обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Ярославский филиал предоставить Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля информацию о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Кукушкину А.Н., Кукушкиной Е.Ю., Тюкановой Н.И., необходимую для предоставления муниципальной услуги по межведомственному запросу от 21.02.2014 № 01-16/172, в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (610007 г. Киров, ул. Хлыновская, 3) в месячный срок.

Судья

Украинцева Е.П.