150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-4422/2022 | |
25 октября 2022 года | ||
Резолютивная часть решения принята октября 2022 года .
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Украинцевой Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Журебихиной Д.С.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации - в лице Жилищно-коммунальной службы №19 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Ярославской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 36 407 984,78 руб.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле – не явились (извещены);
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации - Жилищно-коммунальная служба №19 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Западному военному округу обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к Субъекту Российской Федерации в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области о взыскании 36 407 984,78 руб. убытков, возникших в результате потерь ресурсоснабжающей организации по причине возникновения межтарифной разницы в 2021 году.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Приказами директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18.01.2017 №171 и №172 за Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации закреплены на праве оперативного управления источники тепловой энергии и тепловые сети, а также сети водоснабжения и водоотведения, в том числе и на территории военных объектов и военных городков г. Ярославля и Ярославской области.
На данной территории расположены, в том числе и многоквартирные жилые дома, в отношении которых истец выступает в качестве ресурсоснабжаюшей организации, поставляющей тепловую энергию, горячее, холодное водоснабжение (приложение).
Между учреждением и управляющими организациями заключены договоры (контракты) на поставку тепловой энергии и теплоносителя, подачу холодной питьевой воды, прием сточных вод в целях последующего оказания коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Постановлениями органов местного самоуправления Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации присвоен статус гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжающей и теплосетевой организации, единой теплоснабжающей организации.
Приказами Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области истцу утверждены тарифы по видам осуществляемой деятельности (производство и передача тепловой энергии, горячей воды, холодное водоснабжение и водоотведение потребителей Ярославской области), а именно:
- Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 17.12.2020 № 250-тэ установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, и тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, на 2021 год,
- Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 03.12.2020 № 124-вс/во установлены тарифы на питьевую воду, транспортировку питьевой воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, 2021 год,
- Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 17.12.2020 № 421-г/в установлены тарифы на горячую воду, поставляемую потребителями Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, на 2021 год.
Ввиду возникновения убытков в виде выпадающих доходов, образовавшихся в результате межтарифной разницы, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В ходе рассмотрения спора ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, подтвердил оказание истцом услуг по производству и передаче тепловой энергии, горячей воды, холодному водоснабжению и водоотведению потребителям Ярославской области по утвержденным тарифам, считал неправомерным предоставление субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг государственному бюджетному учреждению, указал на отсутствие противоправности в действиях Департамента.
При разрешении спора суд основывается на следующем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пункты 4, 5.1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривают, что регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Аналогичные нормы содержатся в подпункте «б» пункта 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».
Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Части 2, 5, 8 статьи 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривают, что регулированию подлежат:
- в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;
- в сфере горячего водоснабжения: тариф на горячую воду (горячее водоснабжение); тариф на транспортировку горячей воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения;
- в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с частью 14 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
В соответствии с частью 26 статьи 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Законами Ярославской области от 02.12.2013 № 64-з «О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области», от 02.12.2013 № 65-з «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области» правом на льготные тарифы наделены физические лица – собственники или наниматели жилых помещений, являющиеся потребителями коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению на территории Ярославской области; лица, приобретающие тепловую энергию, теплоноситель для оказания коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению, в части объемов оказанных физическим лицам коммунальных услуг. Установлено, что компенсация выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов, осуществляется за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Льготные тарифы на тепловую энергию, питьевую холодную воду, горячую воду, водоотведение на 2021 год утверждены приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 17.12.2020 № 405-лт.
Согласно частям 1 и 2 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Ярославской области Порядок предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций утвержден постановлением Правительства области от 25.07.2014 № 721-п.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4, 2.2 Порядка предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям: теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в процессе осуществления деятельности которых возникают убытки, связанные с установлением льготных тарифов, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, иностранных юридических лиц. Главным распорядителем бюджетных средств является департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Субсидии предоставляются на основании договора, ежемесячных отчетов и документов, подтверждающих размер недополученных доходов коммунальных ресурсов (услуг).
24.02.2021, 15.07.2021 и 21.09.2021 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обращалось в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области с просьбой возместить недополученный доход в 2021 году, возникший в результате предоставления услуг населению по установленным льготным тарифам на тепловую энергию, горячую воду, питьевую воду, водоотведение.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области сообщил о разработке проекта постановления Правительства Ярославской области «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий», однако данные гранты не предоставил.
В силу пункта 5 статьи 3 Закона № 190-ФЗ одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. В пункте 4 части 2 статьи 3 Закона № 416-ФЗ одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Пунктом 14 Устава Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации к основным видам деятельности учреждения отнесены производство, передача и распределение тепловой энергии, производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения, транспортировка по трубам тепловой энергии и теплоносителя, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, оказание услуг, связанных с транспортировкой воды, удаление и очистка сточных вод, отходов, оказание услуг, связанных с транспортировкой сточных вод.
Организационно-правовая форма ресурсоснабжающей организации сама по себе не может служить основанием для отказа истцу в предоставлении субсидии на возмещение объективно существующих выпадающих доходов, образовавшихся в результате осуществления истцом регулируемой деятельности. Компенсация таких доходов в пределах экономически обоснованных затрат направлена исключительно на их восполнение, без получения дополнительных выгод. Выбор ответчиком механизма компенсации путем предоставления субсидии такой компенсации не препятствует. У истца отсутствует иная возможность компенсировать образовавшиеся у него в результате установления для населения льготных тарифов убытки. Отказ ответчика в возмещении истцу расходов в связи с наличием у него статуса государственного бюджетного учреждения противоречит требованию о компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в полном объеме.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Размер убытков подтверждается представленным истцом отчетом о фактической потребности в субсидии за январь – декабрь 2021 года, проверен ответчиком и не оспаривается.
Поскольку применение режима тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным размером платы для населения и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на поставку тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях соответствующей организации понесенных ею экономических потерь, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Отсутствие в спорном периоде утвержденных регулирующим органом тарифов в случаях, когда законодательством установлена необходимость применения регулируемых цен, не может освобождать потребителей от исполнения обязательства по оплате фактически принятого количества энергии. Получив утвержденные тарифы в пределах спорного расчетного периода, истец не мог выставить счета и произвести расчеты с потребителями по иным ценам. С учетом положений статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации на добросовестную сторону нельзя отнести риск имущественных потерь.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» разъясняется, что по делам о взыскании возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Убытки, возникшие у истца в январе – декабре 2021 года в результате межтарифной разницы и не компенсированные за счет субсидии, составляют 36 407 984,78 рубля и данная величина не оспорена ответчиком в ходе рассмотрения спора. При таких обстоятельствах убытки истца, возникшие в связи с оказанием услуг по льготным тарифам населению по соответствующим договорам и муниципальным контрактам в период с января по декабрь 2021 года, подлежат возмещению.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для предоставления ответчику субсидии, суд отклоняет как несостоятельные в следующим основаниям.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ определено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 14 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», за счет казны субъекта Российской Федерации осуществляется исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации.
Исходя из определений понятий «денежные обязательства» и «получатель бюджетных средств», приведенных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к числу денежных обязательств главных распорядителей бюджетных средств, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 – 242.6, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
Исходя из принципа равенства участников гражданских правоотношений, истцу не может быть отказано в возмещении недополученных доходов по причине того, что он является государственным бюджетным учреждением.
Кроме того, в силу статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, которые могут предоставляться также и на другие цели.
В соответствии с пунктами 2.8, 2.9, 2.10, 2.14 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденным Постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 №1315-п, Департамент осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также государственное регулирование иных регулируемых цен (тарифов), плат, надбавок, наценок.
Согласно пункту 5.5 Положения, а также пункту 1.4 Порядка № 721-П Департамент является главным распорядителем, получателем средств областного бюджета, главным администратором доходов областного бюджета. Департамент организует и осуществляет исполнение бюджета Ярославской области в соответствии с общими принципами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, Департамент является главным распорядителем бюджетных средств по статье расходов, связанных с выплатой субсидии на компенсацию выпадающих доходов и надлежащим ответчиком по иску.
Учитывая изложенное, исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации подлежат удовлетворению полностью.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить полностью.
Взыскать с Ярославской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) за счет казны Ярославской области в пользу федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы № 19 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>) 36 407 984,78 руб. убытков в виде межтарифной разницы за 2021 год.
Исполнительный лист выдать по ходатайству взыскателя после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья | Е.П. Украинцева |