ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-4464/12 от 16.08.2012 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28,

http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело №А82-4464/2012

16.08.2012г.

Арбитражный суд в составе судьи Красновой Т.Б.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Богачевой И.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению 

Департамента недвижимости администрации городского округа город Рыбинск   (ИНН 7610070227, ОГРН 1067610046570)

об оспаривании постановления Департамента культуры Ярославской области   от 17.01.2012г.

при участии:

от заявителя –   Танцева Е.Б. по довер.от 30.12.2011;

от административного органа   – Борисоглебская И.С. по довер. от 26.06.2012;

установил:

Департамент недвижимости администрации городского округа город Рыбинск обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Департамента культуры Ярославской области от 17.01.2012 о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, считает, что охрана объектов культурного наследия федерального значения не является полномочием городского округа город Рыбинск.

Административный орган считает постановление законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Департаментом культуры Ярославской области на основании приказа директора Департамента от 28.11.2011 № 906 проведена внеплановая выездная проверка состояния объекта культурного наследия «Усадьба Михалковых: главный дом», 1730-е г. – 1810-е г. и соблюдения собственником требований, установленных законодательством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В ходе проверки установлено, что наружные и внутренние несущие стены здания по всему периметру разобраны до уровня второго этажа. Юго-восточный угол здания полностью обрушен. Утрачена крыша и перекрытия второго этажа. Выявлены нарушения части 1 статьи 33, части 3 статьи 48, части 1,2 статьи 52 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 20.12.2011.

Усмотрев в действиях Департамента недвижимости администрации городского округа город Рыбинск признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, главным специалистом Департамента культуры Ярославской области в присутствии законного представителя Департамента недвижимости составлен протокол об административном правонарушении от 22.12.2011 № 81, по результатам рассмотрения которого заместителем директора Департамента культуры вынесено постановление о привлечении Департамента недвижимости к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Департамент недвижимости администрации городского округа г.Рыбинск обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценивая законность оспариваемого постановления, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, контроль за состоянием объектов культурного наследия; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера объекта культурного наследия (подпункты 4, 13 пункта 2 статьи 33 указанного Федерального закона.

В соответствии со статьей 48 того же закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия.

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Согласно статье 52 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде. Использование объекта культурного наследия с нарушением закона запрещается.

Как усматривается из материалов дела, здание, расположенное по адресу: Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Свердлова, д.26 (литер В), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического культурного наследия федерального (общероссийского) значения» является объектом культурного наследия «Усадьба Михалковых: главный дом», 1730-е г. – 1810-е г. Собственником здания является городской округ г.Рыбинск.

В соответствии со статьей 34 Устава городского округа город Рыбинск, принятого решением Муниципального Совета городского округа г. Рыбинск от 30.03.2006 № 31, к полномочиям Администрации городского округа город Рыбинск по вопросам управления муниципальным имуществом относится осуществление от имени города Рыбинска прав собственника в отношении муниципального имущества.

Подпунктом 12 пункта 1.1 статьи 37 Устава установлено, что в состав имущества, находящегося в собственности города Рыбинск находятся объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Администрация города Рыбинска в пределах полномочий, установленных настоящим Уставом самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается указанным муниципальным имуществом (пункт 3 статьи 37 Устава).

В соответствии с пунктом 3 приложения к Решению Муниципального Совета городского округа г.Рыбинск от 24.12.2009 № 401 Департамент недвижимости администрации городского округа город Рыбинск является отраслевым (функциональным) органом администрации, обладающим правами юридического лица.

Осуществление Департаментом недвижимости прав собственника в отношении муниципального имущества от имени Администрации заявителем не оспаривается.

Таким образом, Департамент недвижимости Администрации городского округа г.Рыбинск несет бремя содержания вышеуказанного объекта культурного наследия и обязан соблюдать требования законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

29.03.2007 Городским округом г.Рыбинск в лице Департамента недвижимости подписано охранное обязательство собственника памятника истории и культуры № 1169/1, в соответствии с которым собственник принял на себя обязательства при осуществлении прав собственности на вышеуказанный памятник истории и культуры. В соответствии с пунктами 1.1, 1.8 Обязательства собственник несет полную ответственность за сохранность памятника; собственник обязан обеспечивать режим содержания памятника, своевременно производить текущий и капитальный ремонт, благоустроительные работы, ремонтно-реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния, составляющим неделимое целое с охранным обязательством.

Приложением №1 к охранному обязательству «Акт осмотра технического состояния памятника» зафиксировано состояние памятника на момент выдачи охранного обязательства, определены сроки проведения необходимых ремонтно-реставрационных и иных работ на памятнике.

При осмотре состояния памятника, проведенном в ходе проверки 20.12.2011, установлено, что наружные стены здания по всему периметру разобраны до уровня второго этажа. Внутренние несущие стены разобраны до уровня второго этажа. Юго-восточный угол здания обрушен полностью. Полностью утрачена крыша и перекрытия второго этажа. То есть, установлено значительное ухудшение состояния объекта культурного наследия.

Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия, образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины Департамента не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку заявителем не представлено доказательств, что им были приняты все зависящие от него меры по содержанию памятника культуры в надлежащем состоянии.

Суд полагает, что при должном исполнении Департаментом своей обязанности по содержанию имущества, при осуществлении надлежащего контроля, при своевременном проведении ремонтно-реставрационных и иных работ на памятнике, заявитель мог предотвратить совершение административного правонарушения, но им не были предприняты все зависящие от него меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции.

Таким образом, исследовав обстоятельства дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, что административным органом сделан правильный вывод о наличии в действиях (бездействии) Департамента недвижимости состава вменяемого административного правонарушения.

Все доводы заявителя, изложенные в судебном заседании, были рассмотрены Департаментом культуры Ярославской области при вынесении постановления, им была дана надлежащая правовая оценка.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для признания незаконным оспариваемого постановления, судом не установлено.

Признаков малозначительности совершенного правонарушения, суд не усматривает.

При назначении наказания административным органом учтены все обстоятельства дела, штраф применен в минимальном размере, установленном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного Департаментом недвижимости администрации городского округа город Рыбинск требования о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 17.01.2012 отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.

Судья Т.Б.Краснова