ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-4488/17 от 15.11.2017 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28    
http://yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль           

Дело № А82-4488/2017

27 ноября 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена 15.11.2017г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Ловыгиной Н.Л.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Лисицыной О.Ю.

рассмотрев в судебном заседании заявление  ОТДЕЛА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАВОЛЖСКОМУ ГОРОДСКОМУ РАЙОНУ (ИНН  7603066702, ОГРН  1177627000506)

о привлечении к административной ответственности   Индивидуального предпринимателя Зайцева Андрея Валентиновича (ИНН  760200619846, ОГРН  314760302000021) по ч.2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии

от заявителя – Маматказина О.С.- представитель по дов. от 10.03.17г.

от ответчика – Бородин А.Л.- представитель по доверенности от 19.01.17г.

   установил:

       Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дзержинскому городскому району          обратился в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции индивидуального предпринимателя Зайцева Андрея Валентиновича по ч..2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ).

       Заявитель в судебном зас6едании поддержал требования.

       Представитель ответчика, заявленные требования не признал. Указывает на допущены при производстве по делу процессуальные нарушения, кроме этого полагает, что на реализацию антисептических средств не распространяется действие Федерального Закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).

В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону состава правонарушения, предпринимателю вменяется реализация в принадлежащей ему торговой точке спиртосодержащей продукции  - дезинфицирующее средство Антисептин-Марат, производства РСО-Алания, г. Владикавказ, Ставропольская,6, лосьонов косметических без надлежаще оформленных товаротранспортных документов.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей суд установил.

Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

Положения приведенной статьи базируются на положениях статьи 26 Федерального закона о производстве и обороте этилового спирта и спиртосодержащей продукции, согласно которой запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, установленных в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.

Объективная сторона правонарушения части 2 статьи 14.16 состоит в нарушении указанных запретов.

Субъектами данного административного правонарушения являются должностное лицо либо юридическое лицо.

С субъективной стороны указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Индивидуальному предпринимателю Зайцеву вменяется осуществление незаконного оборота спиртосодержащей продукции, в торговой точке, расположенной по адресу: г. Ярославль, пр-т Машиностроителей,11, на территории ОАО «Заволжский рынок» спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных статьей 10.2 Федерального закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

Из содержания статьи 10.2 Федерального закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции следует, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции), заверенных подписью руководителя организации и ее печатью копия извещений об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 указанной выше статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Под оборотом в соответствии со статьей 2 Федерального закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие указанного Федерального закона.

В соответствии со статьей 3 Закона его действие не распространяется на деятельность физических лиц, производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт; обращение спиртосодержащих лекарственных средств, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола); деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций; деятельность по обороту спиртосодержащей непищевой продукции, расфасованной в металлическую аэрозольную упаковку емкостью не более 450 миллилитров; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предназначенных для официального пользования дипломатических представительств, консульских учреждений, межгосударственных и межправительственных организаций, иных официальных представительств иностранных государств, в том числе представительств иностранных государств при межгосударственных и межправительственных организациях; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предназначенных для показа в качестве образцов на выставках и для проведения сертификации, в количестве не более пяти единиц (бутылок или иной потребительской тары) в отношении каждого соответствующего наименования; обращение спиртосодержащих медицинских изделий, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, за исключением производства спиртосодержащих медицинских изделий в жидком виде с содержанием фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

       Материалами дела установлено, что реализуемая предпринимателем жидкость является спиртосодержащей непищевой продукцией, расфасованной  в тару объемом   1,5л и 5 литров.

       Следовательно ,  при реализации данной продукции необходимо руководствоваться положениями ФЗ  № 171-ФЗ. порядок реализации данной спиртосодержащей продукции

       Ссылку предпринимателя  на подпункт 2 части 1 статьи 179.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд отклоняет.

       Согласно указанной норме организациям, осуществляющим такой вид деятельности, как производство неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт, выдается свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

       По мнению представителя предпринимателя, указанной нормой введено понятие "производство неспиртосодержащей продукции", которое будучи закрепленным в статье 179.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является единым для всех сфер деятельности и не может трактоваться по-иному в зависимости от того, в рамках какой деятельности используются денатурированный этиловый спирт в качестве сырья для производства продукции.

        Указанные доводы суд признает несостоятельными.

Приведенная выше статья Налогового кодекса Российской Федерации 179.2 называется "Свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом" и в рассматриваемом случае применению не подлежит, поскольку, во-первых, регулирует только порядок и условия выдачи соответствующего свидетельства, во-вторых, упоминая "производство неспиртосодержащей продукции в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт", данная статья не раскрывает, что под этим понимается.

Пунктом 1 статьи 10.1 Закона N 171-ФЗ определено, что спиртосодержащая непищевая продукция является денатурированной при условии содержания в ней следующих денатурирующих веществ или их смесей по выбору организации-производителя:

- керосин или бензин в концентрации не менее 0,5% объема этилового спирта;

- денатониумбензоат (битрекс) в концентрации не менее 0,0015% массы этилового спирта;

- кротоновый альдегид в концентрации не менее 0,2% объема этилового спирта.

При этом, согласно заключения эксперта  исследуемая продукция является  спиртосодержащей,  денатурирующие добавки в представленных на исследование жидкостях не обнаружены.

Кроме того, приведенные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о том, что ООО "Марат" не может производить также и спиртосодержащую продукцию.

Указанное дезинфицирующее средство не может быть рассмотрено и как товар медицинского назначения, поскольку доказательства того, что спорное дезинфицирующее средство относится к товарам медицинского назначения в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в материалах дела отсутствуют, предпринимателем  не представлены.

Таким образом, суд полагает доказанным факт оборота спиртосодержащей продукции без документов, сопровождающих оборот такой продукции.

        В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

        В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении  являются любые фактические данные, на основании которых  устанавливают наличие административного правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значения для разрешения дела. При этом, установлен запрет на  использование доказательств полученных с нарушением закона.

       Порядок проведения экспертизы установлен статьей 26.4 КоАП РФ. Согласно данной нормы, до направления определения о назначении экспертизы должностные лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении,  обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы, для дачи на них ответов в заключении эксперта.

        В рассматриваемом судом случае административным органом не были исполнены вышеназванные требования закона.

        Определение о назначении экспертизы получено представителем предпринимателя, в доверенности которой отсутствуют полномочия на представление интересов в правоохранительных органах.

        В связи с этим, заключение эксперта является недопустимым доказательством факта совершения предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 статьи 14.16 КоАП РФ.

        Иные доказательства, того обстоятельства, что реализуемый товар является спиртосодержащим, материалы дела не содержат.

     Таким образом, административным органом допущены существенные процессуальные нарушения, которые исключают возможность привлечения Зайцева к административной ответственности.

 Согласно пункту 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, не вправе применить административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения. Вместе с тем в резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ.

Если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 N 401 (далее - постановление Правительства РФ от 25.06.2007 N 401) утверждены Перечень парфюмерно-косметической продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Перечень N 1) и Перечень парфюмерно-косметической продукции в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, на деятельность по обороту которой не распространяется действие названного Федерального закона при ввозе в Российскую Федерацию (далее - Перечень N 2).

        Из деклараций о соответствии усматривается, что товарам, реализуемым предпринимателем, присвоен код ТН ВЭД 3304 99 0000.

        Согласно Перечню N 2 парфюмерно-косметическая продукция, код ТН ВЭД 3304 в потребительской упаковке не более 250 мл, не подпадает действие Закона N 171-ФЗ.

        Следовательно, лосьон косметический «Перец красный » емкостью 0,1л.(481 шт),  лосьон косметический «Боярышник», емкостью 100 мл (800шт),  лосьон косметический с экстрактом боярышника емкостью 100мл ( 275 шт),  лосьон вита-септ емкостью 100 мл.  (в количестве 629шт) подлежит возврату предпринимателю.

Продукция, емкостью 5л и 1,5 л. находится в незаконном обороте, она подлежит уничтожению.

         Руководствуясь статьями 202-206 АПК РФ,  суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Изъятую протоколом от 21.12.16г. продукцию – дезинфецирующее  средство «Антисептик- Марат», емк. 5,0 л,  1,5л., 300мл уничтожить.

         Уничтожение продукции  поручить   Отделу Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Заволжскому городскому району (ИНН  7603066702, ОГРН  1177627000506).

         Изъятый протоколом  лосьон косметический «Перец красный » емкостью 0,1л.(481 шт),  лосьон косметический «Боярышник», емкостью 100 мл (800шт),  лосьон косметический с экстрактом боярышника емкостью 100мл ( 275 шт),  лосьон вита-септ емкостью 100 мл. ( в количестве 629шт) возвратить Индивидуальному предпринимателю Зайцеву Андрею Валентиновичу(ИНН  760200619846, ОГРН  314760302000021).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Ловыгина Н.Л.