ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-4503/11 от 09.09.2011 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Ярославль Дело № А82-4503/2011

21 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 09.09.2011

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Брызгуновой Н.Н., секретарем Куликовой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области (ИНН 4401059400, ОГРН 1054408729100)

к    Индивидуальному предпринимателю Сковородиной Светлане Николаевне (ОГРН 307760406500073, ИНН 760405589504),

о   взыскании 11 867 руб. компенсации ущерба с владельцев автотранспортных средств при провозе тяжеловесных грузов по автодорогам Костромской области,

при участии:

от истца  - не явились

от ответчика  - Сковородина С.Н.- индивидуальный предприниматель,

установил:

Инспекция государственного административно-технического надзора Костромской области обратилась в суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Сковородиной Светланы Николаевны 11867руб. компенсации ущерба с владельцев автотранспортных средств при провозе тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Костромской области.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил письменные пояснения на отзыв ответчика.

Ответчица заявленное требование не признала по основаниям, изложенным в отзыве, указала, что перед пунктом весового контроля был установлен дорожный знак «6 тонн на ось», о что записано в протоколе об административном правонарушении 44 ВВ № 262344, выданном на посту весового контроля. Об ограничении осевой нагрузки до 5,0т дорожный знак установлен не был.

Кроме того, водитель не согласился с составленным на СПВК актом № 4834 от 31.05.2008 о превышении транспортным средством установленных ограничений и попросил провести контрольное взвешивание, в котором ему было отказано. Контрольные весы на СПВК отсутствуют. В соответствии с распоряжением Минтранса РФ от 10.11.2002 № ИС-1004-Р, Приложение 2 п.3.2, результат контрольного взвешивания является окончательным при определении весовых параметров. Отказ в контрольном взвешивании по требованию является основанием для признания акта незаконным.

Ответчица обращает внимание, что форма акта, предусмотренная распоряжением Минтранса РФ от 10.11.2002 № ИС-1004-Р, которая составлялась при определении нарушения при перевозке данного груза, не позволяет произвести четкую идентификацию ее транспортного средства. На данном посту весового контроля не происходило видео- или фотодокументирования процесса взвешивания транспортных средств, поэтому истец не в состоянии доказать, что зафиксированные цифры относятся именно к ее грузовому автомобилю.

Ответчица также считает, что постановление Администрации Костромской области от 25.03.2008 № 72-а о временном ограничении движения транспортных средств с 10 апреля 2008 года по 31 мая 2008 года, то есть на 52 дня, неправомерно по количеству дней. Согласно приказу Росавтодора от 06.11.2007 № 83 временное ограничение вводится продолжительностью не более 30 дней, на что указано в распоряжении начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенанта Кирьянова В.Н. № 13/6-20 от 14.02.2008.

В соседних северных областях весенние ограничения вводились на 30 дней и в этот период уже были сняты, а природно-климатические условия более неблагоприятны, чем на участке автодороги Кострома – В.Спасское. 31 мая 2008 г. грузовой автомобиль ответчицы не мог нанести ущерб дорожному покрытию, так как закончился период снижения прочности дорожных одежд, фактически уже было лето с высокими температурными режимами и просохшей почвой.

Также ответчица просит суд учесть, что ею за 2008 год был уплачен транспортный налог в сумме 28 797,08руб., ежемесячно уплачивается кредит за автомобиль в сумме 61тыс.руб., она является многодетной матерью, воспитывающей троих несовершеннолетних детей, и грузоперевозки на данном транспортном средстве являются ее единственным источником дохода.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы ответчика, суд установил следующее.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.1995 № 962 и принятым в соответствии с ним постановлением Администрации Костромской области от 27.02.2007 № 30-а «О весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах Костромской области» (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Костромской области №280-а от 19.08.2008) и Положением о порядке осуществления весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования Костромской области, утвержденного постановлением Администрации Костромской области от 27.02.2007 № 30-а, взимается по установленным тарифам компенсация ущерба, нанесенного автодорогам общего пользования Костромской области при провозе тяжеловесных грузов. Указанная компенсация ущерба взимается с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы.

Постановлением Администрации Костромской области от 25.03.2008 № 72 было введено в период с 10 апреля 2008г. по 31 мая 2008 г. включительно временное снижение весовых параметров транспортных средств для проезда по автомобильным дорогам Костромской области.

31 мая 2008 года водитель ФИО1, управляя транспортными средствами тягач седельный «Фредлайнер CL120» гос.рег № Е 547 НК 76 с прицепом (полуприцепом) SCHMITZSC24 гос.рег № АВ 79051 76, принадлежащими согласно свидетельствам о регистрации транспортных средств ИП ФИО2, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автодорогам Костромской области по маршруту движения Кологрив – Кострома 341км, с превышением допустимых осевых нагрузок и полной массы машины, о чем сотрудниками СПВК-1 автодорога Кострома – В.Спасское 10 км ОГУ «Костромаавтодор» составлен акт превышения транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось № 4834 от 31.05.2008.

Согласно акту, предельно допустимая полная масса принадлежащего ФИО2 транспортного средства не должна превышать 28,5т., предельно допустимая осевая нагрузка в период снижения прочности дорожных одежд, согласно приложению № 3 к постановлению Администрации Костромской области от 27.02.2007 30-а, не должна превышать на первую ось 6,0т, на вторую - шестую оси транспортного средства – 5,0т.

Фактическая полная масса транспортного средства ФИО2 составила 34,3т., осевая нагрузка составила: на первую ось – 4,15т, на вторую ось – 6,45т, на третью ось – 6,18т, на четвертую ось – 5,82т, на пятую ось – 5,94т, на шестую ось – 5,76т.

Сумма компенсации ущерба, выставленная в соответствии со ст.1064 ГК РФ ИП ФИО2 как владельцу и пользователю транспортного средства, составила по данным акта 11 867руб.

В представленной истцом детализации расчета порядок расчета отсутствует, указана только сумма компенсации 11 867руб. (л.д.9).

Водитель с актом не согласился, о чем указал в акте.

Кроме того, в отношении водителя ФИО1 составлен протокол 44 ВВ № 262344 об административном правонарушении от 31.05.2008.

Областное государственное учреждение «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» 31.05.2008 был выставлен счет ИП ФИО2 о возмещении уплату 11867руб. ущерба, наносимого автомобильным дорогам Костромской области от перевозки тяжеловесных грузов.

Постановлением губернатора Костромской области от 12.08.2008 №282 «Об инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области, внесении изменений в постановления губернатора Костромской области от 14.12.2005 №774, от 14.01.2008 №5 и признании утратившими силу некоторых постановлений губернатора Костромской области» функции осуществления весового контроля транспортных средств, в том числе взимание платы за перевозку тяжеловесных грузов, предъявление исков в суды соответствующей юрисдикции в случае уклонения от оплаты ущерба пользователями автомобильных дорог от ОГУ «Костромаавтодор» переданы Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области.

В связи с неуплатой Инспекция обратилась в арбитражный суд за взысканием указанной суммы.

Ответчик заявленное требование не признал по указанным выше основаниям.

Допрошенный по ходатайству ответчицы в качестве свидетеля водитель ФИО1 показал, что были установлены дорожные знаки об ограничении нагрузки на ось 6т, контрольное взвешивание не производилось.

Истец в направленном в суд пояснении отметил, что водитель ФИО1, не указал в акте причину своего несогласия с актом. Довод ответчика о том, что на посту весового контроля водителю было отказано в контрольном взвешивании, ничем не подтверждены.

Истец считает необоснованной ссылку ответчицы на распоряжение Минтранса РФ от 10.11.2002 № ИС-1004-р, так как согласно преамбуле данный документ разработан в целях сохранности федеральных автомобильных дорог и, соответственно, не распространяется на пункты весового контроля, расположенные на региональных автодорогах.

Для предварительного взвешивания транспортных средств на СПВК-1 установлены весы КВА-25. При выявлении превышения допустимых весовых параметров транспортные средства взвешиваются на контрольных весах ВА-15С-3, которые зарегистрированы в Государственном реестре под № 19504-00 и допущены к применению. Применяемое весоизмерительное оборудование сертифицировано и в установленные сроки прошло поверку точности показаний (л.д.77-84).

При осуществлении весового контроля используется программное обеспечения «Система весового контроля», в соответствии с которым производится автоматическое сбрасывание показаний предыдущего взвешивания транспортного средства. Установление превышения допустимых весовых параметров производится сотрудниками СПВК путем поосного взвешивания с помощью автоматизированной системы контроля весовых параметров. При съезде оси транспортного средства с весовой платформы программа автоматически фиксирует в буфере изменений вес прошедшей оси.

По мнению истца, акт содержит полную информацию о факте превышения транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, а также на основании представленных водителем документов - другие необходимые сведения (данные о владельце и водителе автотранспортного средства, маршруте движения, протяженности маршрута, виде перевозимого груза и т.п.), позволяющие точно и достоверно подтвердить факт взвешивания. При составлении акта весового контроля законодательством не предусмотрено производить фото- и видеосъемку.

Истец также указал, что постановлением Администрации Костромской области от 25.03.2008 № 72-а введено временное ограничение движения транспортных средств с 10 апреля по 31 мая 2008г. в целях обеспечения сохранности автодорог Костромской области и безопасности дорожного движения в период снижения прочности дорожных одежд. В соответствии с п.2 указанного постановления временное снижение нагрузки на ось и разрешенной максимальной массы транспортного средства осуществляется посредством установки специальных дорожных знаков и знаков (табличек) дополнительной информации.

Исследовав представленные материалы дела, заслушав доводы ответчика, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 26.09.1995 № 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования», рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.

В соответствии с ним было принято постановление Администрации Костромской области от 27.02.2007 № 30-а «О весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах Костромской области» и Положение о порядке осуществления весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования Костромской области, утвержденного постановлением Администрации Костромской области от 27.02.2007 № 30-а, которыми установлены основания компенсации ущерба, нанесенного автодорогам общего пользования Костромской области при провозе тяжеловесных грузов, допустимые весовые параметры транспортных средств и ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по автодорогам Костромской области.

Приложением № 3 к постановлению Администрации Костромской области от 27.02.2007 № 30-а установлены допустимые весовые параметры транспортных средств для беспрепятственной эксплуатации на автодорогах Костромской области в период снижения прочности дорожных одежд.

Постановлением Администрации Костромской области от 25.03.2008 № 72-а было введено в период с 10 апреля 2008г. по 31 мая 2008 г. включительно временное снижение весовых параметров транспортных средств для проезда по автомобильным дорогам Костромской области.

Статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции, действовавшей в периоде составления акта), определены полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, согласно п.1 статьи в ведении Российской Федерации находятся:

формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения;

установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти или их региональными структурами государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения;

координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно п.3 ст.6 Закона субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Статьей 14 Федерального закона № 196-ФЗ также установлено, что временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в периоде составления акта) к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ определено, что временные ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно п.2 ст.30 названного Закона № 257-ФЗ временное ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Таким образом, действовавшим в 2008 году законодательством к полномочиям государственной власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности не было отнесено установление продолжительности временного ограничения движения по автодорогам регионального и межмуниципального значения в весенний период, отличного от установленного федеральными органами исполнительной власти.

В 2007 году действовал Приказ Минтранса России от 10.04.2007 № 41 «Об утверждении Порядка временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения» (зарегистрированный Минюстом России 15 июня 2007г. рег.№ 9655), в соответствии с п.8 которого продолжительность временного ограничения движения в весенний период не превышает 30 дней; период такого ограничения может быть продлен, но не более чем на 10 дней с внесением соответствующих изменений в акт о введении ограничения.

В соответствии с Приказом Росавтодора от 06.11.2007 № 83 «О введении периодов временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2008 году» временное ограничение вводится продолжительностью не более 30 дней.

Согласно приложению № 1 к названному приказу Росавтодора № 83 в соседних с Костромской областью и в более северных областях (Вологодской, Ярославской, Ненецком АО, Архангельской области) сроки начала и сроки окончания действия ограничений нагрузки на ось автотранспортного средства, допустимой для проезда по автодорогам общего пользования федерального значения, установлены с 15 апреля по 14 мая (Вологодская, Ярославская области) и с 25 апреля по 24 мая (Ненецкий АО, Архангельская область), то есть продолжительностью 30 дней (л.д.64).

Из этого видно, что на 31.05.2008 временное ограничение движения по автодорогам федерального значения в этих областях уже было отменено.

Дальнейшее развитие законодательства, регулирующего порядок осуществления временных ограничений при движении по автомобильным дорогам Российской Федерации, направлено на установление продолжительности таких ограничений сроком в 30 дней, а в исключительных случаях – не более 40 дней.

Приказом Министерства транспорта РФ от 27.08.2008 № 149 был признан утратившим силу приказ Минтранса России от 10.04.2007 № 41 и утвержден Порядок осуществления ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, разработанный на основании ст.30 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.

В соответствии с п. 2 названный Порядок определяет процедуру введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Российской Федерации, в том числе в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Пунктом 5.2 Порядка установлено, что акт о ведении ограничения принимается для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из формулировки «по автомобильным дорогам Российской Федерации», а также из п.5 и иных положений Порядка следует, что он распространяется на автомобильные дороги и федерального, и регионального или межмуниципального значения.

Согласно п.16 Порядка временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий вводятся в весенний период - в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением.

Пунктом 21 Порядка определено, что продолжительность временного ограничения движения в весенний период не должна превышать 30 дней. Срок ограничения продлевается в случае неблагоприятных природно-климатических условий, но не более чем на 10 дней, с внесением соответствующих изменений в акт о введении ограничения.

Таким образом, целью введения временного ограничения движения транспортных средств является обеспечение сохранности дорожных одежд при неблагоприятных климатических условиях (температурном режиме, переувлажнении).

Из приведенных норм законодательства также следует, что временное ограничение движения в весенний период в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, по общему правилу, устанавливается сроком на 30 дней и в исключительных случаях может быть продлено не более чем на 10 дней при неблагоприятных природно-климатических условиях. Данная продолжительность временного ограничения движения является достаточной для обеспечения сохранности автодорог.

При этом суд полагает, что при отсутствии соответствующих полномочий и иного правового регулирования в период 2008 года органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении продолжительности введения временного ограничения движения по автодорогам в весенний период должны были руководствоваться положениями федерального законодательства. В связи с этим установление постановлением Администрацией Костромской области от 25.03.2008 № 72-а временного ограничения движения с 10 апреля 2008 г. по 31 мая 2008 г., то есть сроком на 52 дня, является необоснованным и неправомерным, нарушает права и законные интересы грузоперевозчиков, поскольку при отсутствии в том необходимости возлагает на них дополнительные обязанности и устанавливает дополнительные ограничения.

Как следует из материалов дела, принадлежащее ИП ФИО2 транспортное средство двигалось по автодорогам Костромской области 31 мая 2008г., по истечении 30-дневного (и 40-дневного) срока действия временного ограничения движения, введенного с 10 апреля 2008г. Природно-климатические условия Костромской области, в том числе температурный режим, влажность конструктивных элементов автодороги, существующие на 31 мая, не позволяют считать, что грузовой автомобиль ФИО2 мог причинить повреждения дорожному покрытию, так как на эту дату уже закончился период снижения прочности дорожных одежд. Данное обстоятельство подтверждается отменой временных ограничений движения в соседних и более северных областях с худшими природно-климатическими условиями, чем в Костромской области.

Согласно приложению № 2 к постановлению Администрации Костромской области от 27.02.2007 30-а, осевая масса принадлежащего ФИО2 транспортного средства в прочие периоды не должна превышать 10т и 7т соответственно. Данные весовые параметры транспортным средством ФИО2 не превышены.

Таким образом, иск о компенсации ущерба не подлежит удовлетворению в связи с отсутствием причинения вреда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 216 АПК РФ, суд

Р ЕШ И Л:

  В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров), в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья Н.А.Розова