ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-4731/12 от 26.06.2012 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-4731/2012

26 июня 2012 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.,
  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носковой Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Совместное предприятие «Волмаг РК»   (ИНН – 7610072785, ОГРН – 1077610000368, адрес местонахождения - 152 916, Ярославская область, г. Рыбинск, пр. 50 лет Октября, д.60)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области

об оспаривании постановления от 10.04.12 № 13/6376 «  о назначении административного наказания» по статье 8.5 КоАП РФ

при участии:

от заявителя:   Гусенкова Ю.А. – представитель по доверенности от 27.01.2010г.;

Стекольщиков А.П. – представитель по доверенности от 04.06.2012г.;

от ответчика:   Зайцева Е.А. – представитель по доверенности от 20.03.2012г.;

установил:

Открытое акционерное общество "Совместное предприятие "Волмаг РК" (далее по тексту – Общество, ОАО «Совместное предприятие «Волмаг РК») обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Росприроднадзора по Ярославской области от 10.04.12012г. №13/6376 о признании его виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Заявитель в ходе судебного заседания поддержал заявленные требования в полном объеме; пояснил суду, что совершенное правонарушение является незначительным и не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области охраны окружающей среды и природопользования, так как необходимые сведения были представлены, но с опозданием. Заявитель также пояснил суду, что правонарушение совершено Обществом неумышленно, в период смены инженера по охране труда.

Представитель административного органа в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения заявленных требований; поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.

Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 04.04.2012г. Управлением Росприроднадзора по Ярославской области в ходе проверки было установлено, что ОАО «Совместное предприятие «Волмаг РК», расположенное по адресу: г.Рыбинск, пр. 50 лет Октября, д.60, не представило статистическую отчетность по форме 2-тп (отход) за 2011 год в установленные законодательством сроки.

Усмотрев признаки административного правонарушения ответственность за которое установлена в ст.8.5 КоАП РФ, государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Ярославской области 04.04.2012 составил в отношении ОАО «Совместное предприятие «Волмаг РК» протокол об административном правонарушении №19/6376.

Рассмотрев материалы дела о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в отношении ООО «Совместное предприятие «Волмаг РК», административный орган вынес постановление по делу об административном правонарушении от 10.04.2012 №13/6376, которым Общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 10000 рублей.

ОАО «Совместное предприятие «Волмаг РК», считая указанное постановление незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установил.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую ин формацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. Право на предоставление такой информации декларировано в статье 42 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Целью указанной правовой нормы является обеспечение социального контроля (от государственного до общественного, осуществляемого населением) за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитания.

Предметом - экологическая информация, то есть существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов; о вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охран у, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.

Несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц или органов либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведений – после установленных сроков.

В соответствии с частью 3 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.

Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон №89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно статье 19 Федерального закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (пункт 1).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2).

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Наличие отходов, возникающих в результате деятельности предприятия, требует разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также предоставления в уполномоченный орган статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы).

Из материалов дела установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ОАО «Совместное предприятие «Волмаг РК» образуются отходы производства и потребления; для реализации данных целей у Общества имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов №ОТ-18-000632 (76) от 17.11.2008г. Также установлено, что утверждены годовые нормативы образования отходов производства и потребления 17 наименований отходов в количестве 520,625 тонн. Утверждены лимиты на размещение отходов производства и потребления 3 наименования отходов в количестве 90,400 тонн. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выдан – 11.01.2009г. Управлением Ростехнадзора по Ярославской области, регистрационный номер №0057/15.

Годовой норматив образования отходов у ОАО «Совместное предприятие «Волмаг РК» составляет - более 50 тонн (90,4 тонн).

Также судом установлено, что Приказом Управления Росприроднадзора по Ярославской области от 19.12.2011г. №217 ОАО «Совместное предприятие «Волмаг РК» включено в перечень индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отчитывающихся по форме, федерального статистического наблюдения №2-тп (отходы) на территории Ярославской области.

Из изложенного следует и не оспаривается ОАО «Совместное предприятие «Волмаг РК», что в ходе осуществления деятельности указанного Общества образуются отходы производства.

Таким образом, заявитель, осуществляя производственную деятельность, обязан представлять в установленный срок утвержденную в установленном порядке отчетность в уполномоченные органы для осуществления с их стороны соответствующего контроля.

Приказом Росстата от 28.01.2011 №17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена форма федерального статистического наблюдения №2-ТП (отходы) «Сведения об образования, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Срок представления установлен до 01.02 после отчетного периода.

Форма, утвержденная данным Приказом Росстата от 28.01.2011 №17, введена в действие с отчета за 2010 год.

В ходе проверки административным органом было установлено, что заявителем, отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2011 год, не представлен административному органу в установленные законом срок.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается Обществом, что соответствующая отчетность за 2011 год в административный орган была сдана – 03.04.2012г., при этом срок представления данной отчетности - 01.02.2012г..

ОАО «Совместное предприятие «Волмаг РК» как субъект предпринимательства, в деятельности которого образуются отходы, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ; имея возможность для соблюдения установленных требований по предоставлению в установленные сроки отчетности об образовании отходов, общество не обеспечило их выполнение.

Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает доказанным факт наличия в деяниях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина заявителя в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не допущено .

Вместе с тем, Арбитражный суд считает возможным в данном случае применить положения ст. 2.9. КоАП РФ.

Как следует из п.18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 20.11.2008г. № 60 «О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусматривает, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Арбитражный суд, учитывая тот факт, что правонарушение совершено Обществом неумышленно, а также тот факт, что отчетность была сдана Обществом с нарушением срока в связи со сменой сотрудника ответственного за сдачу отчета, а также то обстоятельство, что отчетность направлена административному органу – 03.04.2012г., считает возможным квалифицировать совершенное заявителем административное правонарушение как малозначительное в соответствии с положениями ст. 2.9. КоАП РФ.

Согласно указанной норме при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При таких обстоятельствах заявление Открытого акционерного общества «Совместное предприятие «Волмаг РК» подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить   постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области от 10.04.12 № 13/6376, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества «Совместное предприятие «Волмаг РК»   (ИНН – 7610072785, ОГРН – 1077610000368, адрес местонахождения - 152 916, Ярославская область, г. Рыбинск, пр. 50 лет Октября, д.60) по статье 8.5 КоАП РФ, в связи с малозначительностью   совершенного Обществом правонарушения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок, во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров), в установленном законом порядке.

Судья

Глызина А.В.