ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-4734/2010 от 08.06.2010 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело №А82-4734/2010

15.06.2010.

Резолютивная часть решения оглашена 08.06.2010 

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.

при ведении протокола судебного заседания судьей Красновой Т.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

о признании незаконным постановления  от 05.04.2010, вынесенного Главным государственным инспектором отдела технологического надзора по Ивановской области Верхнее-Волского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Мишаниным Н.Г.

при участии:

от заявителя -    Ермолин А.С., довер. от 22.10.2009;

Андрианов А.В., довер. от 17.05.2010;

от административного органа –   Фиошкин В.Ф., довер. от 17.05.2010; Смирнова Е.Н., довер. от 19.10.2009;

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенного Главным государственным инспектором отдела технологического надзора по Ивановской области Верхнее-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Мишаниным Н.Г.

Заявитель считает, что административным органом допущено нарушение требований статьи 27.8 КоАП РФ – осмотр территории при проведении проверки осуществлялся без понятых; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору не наделена полномочиями осуществления контроля в сфере железнодорожного транспорта по вопросам безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности, такими полномочиями обладает Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Кроме того, заявитель полагает, что промышленный транспорт, имеющий выход на железнодорожные пути общего пользования, неправомерно относить к категории опасных производственных объектов, на которых транспортируются опасные вещества, поскольку перемещение грузов осуществляется в рамках договора перевозки.

Административный орган считает постановление законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Верхне-Волжским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании распоряжения Заместителя руководителя от 02.03.2010 № 14и/243 проведена внеплановая, выездная проверка структурных подразделений Ярославского отделения Северной железной дороги – филиала Открытого акционерного Общества «Российские железные дороги» - локомотивного депо Иваново ТЧЭ-5 и дистанции пути Иваново ПЧ-7, целью которой явилась проверка полноты и правильности идентификации опасных производственных объектов и соблюдений требований промышленной безопасности в ходе эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта при транспортировке опасных веществ.

В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности: Ярославское отделение СЖД - филиал ОАО «РЖД» имеет опасный производственный объект – участок транспортирования опасных веществ, включающий в себя структурные подразделения ПЧЭ-5 и ПЧ-7, эксплуатирующие локомотивы, с помощью которых транспортируются опасные вещества, определенные приложением к Федеральному Закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», железнодорожные пути необщего пользования, по которым транспортируются вагоны с опасными веществами. При этом, в нарушение требований статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Обществом не представлены на регистрацию в Федеральную службу сведения о имеющихся опасных производственных объектах.

Кроме того, в ходе проверки установлено отсутствие договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте – участке транспортирования опасных веществ.

Результаты проверки оформлены актом № 04/112-2010 от 30.03.2010.

Усмотрев в действиях (бездействии) ОАО «РЖД» признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, государственным инспектором отдела технического надзора по Ивановской области Верхнее-Волжского управления Ростехнадзора 30.03.2010 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 141/10.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении Главным государственным инспектором отдела технологического надзора по Ивановской области Верхнее-Волжского управления Ростехнадзора вынесено постановление от 05.04.2010 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО «РЖД» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Федерального закона).

Статьей 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к настоящему Федеральному закону (статья 2 Федерального закона N 116-ФЗ).

Согласно пункту 1 указанного приложения объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, взрывчатые, горючие, токсичные, высокотоксичные, вещества, способные возгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления), относятся к категории опасных производственных объектов.

В соответствии с пунктом 8 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 (далее - Правила регистрации), государственный реестр опасных производственных объектов ведет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Пунктом 4.3 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 N 606 предусмотрено, что осуществление государственной функции по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов регистрирующий орган проводит на основании результатов идентификации, проведенной организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты.

Пунктом 14 Административного регламента установлено, что государственная функция ведения государственного реестра опасных производственных объектов исполняется регистрирующими органами в отношении организаций, эксплуатирующих действующие опасные производственные объекты. Осуществление государственной функции по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов регистрирующий орган проводит на основании результатов идентификации, проведенной организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты. Основанием для осуществления процедуры регистрации опасных производственных объектов является заявление организации о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, эксплуатируемых в ее составе опасных производственных объектов.

Согласно приложению N 1 к Методическим рекомендациям по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.03.2008 N 131, участок транспортирования опасных веществ включен в Перечень типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре. В пункте 59 названного нормативного правового акта установлено, что идентифицируется объект организации, в случае если она владеет на правах собственности или аренды одним из перечисленных объектов: железнодорожными путями или автомобильными дорогами необщего пользования для транспортирования опасных веществ; техническими средствами, в которых осуществляется транспортировка опасных веществ, в том числе по путям (дорогам) необщего пользования; техническими средствами, с помощью которых транспортируются опасные вещества, в том числе по путям (дорогам) необщего пользования.

Из указанного следует, что железнодорожные пути необщего пользования, по которым транспортируются (перемещаются) опасные вещества, а также технические средства, в которых или с помощью которых осуществляется транспортировка опасных веществ, относятся к опасным производственным объектам.

Административным органом установлено, что ОАО «РЖД» имеет на праве собственности железнодорожные пути необщего пользования, по которым транспортируются вагоны с опасными веществами, а также локомотивы, с помощью которых транспортируются опасные вещества. Осуществление деятельности по транспортировке веществ, способных образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества), твердофазных и жидкофазных веществ, способных к спонтанному разложению со взрывом, подтверждается наличием лицензии № ЭВ-00-005323 сроком действия до 03.05.2010.

Следовательно, принадлежащий Обществу участок транспортирования опасных веществ, включающий в себя структурные подразделения ТЧЭ-5 и ПЧ-7 Ярославского отделения Северной железной дороги филиала ОАО «РЖД», эксплуатирующие железнодорожные пути необщего пользования, по которым транспортируются вагоны с опасными веществами, а также локомотивы, с помощью которых транспортируются опасные вещества, подлежит идентификации и регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

ОАО "РЖД" объект не идентифицировало, с заявлением о его регистрации в государственном реестре в регистрирующий орган не обращалось.

Кроме того, соответствии со статьей 9 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

Частью 1 статьи 15 Закона установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

В нарушение указанных норм ОАО «РЖД» ответственность за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте не застраховало.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины Общества не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку заявителем не представлено доказательств, что им были приняты все зависящие меры для соблюдения требований законодательства.

Доводы заявителя о том, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору не наделена полномочиями осуществления контроля в сфере железнодорожного транспорта по вопросам безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности, судом не принимаются.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктами 1, 5.3.1.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (далее - Положение), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности. Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объекта, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.

Ростенхнадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (пункт 6 Положения).

Ростехнадзор регистрирует опасные производственные объекты и ведет их государственный реестр (пункт 5.3.5 Положения).

Таким образом, Ростехнадзор является специализированным органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за исполнением требований Федерального закона N 116-ФЗ при эксплуатации опасных производственных объектов.

Кроме того, Ростехнадзор является компетентным органом, в полномочия которого входит привлечение нарушителей к административной ответственности на основании статьи 9.1 КоАП РФ.

Наличие у Управления Ространснадзора, согласно пунктам 1, 5.1.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, права на осуществление контроля и надзора в сфере промышленного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе за соблюдением законодательства Российской Федерации о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте, не ограничивает право органов Ростехнадзора проводить проверки опасных производственных объектов. Кроме того, к компетенции Ространснадзора рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.1 КоАП РФ, не относится.

Следовательно, проведение проверки, составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении осуществлено уполномоченным органом.

Доводы представителей Общества о невыполнении в ходе проверки требований статьи 27.8 КоАП РФ, судом отклоняются.

Проверка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в присутствии представителей Общества. Выявленные в ходе проверки и зафиксированные в акте нарушения явились поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при проведении проверки, а также при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Признаков малозначительности правонарушения суд не усматривает.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания незаконным оспариваемого постановления.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» требования о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 05.04.2010, вынесенного Главным государственным инспектором отдела технологического надзора по Ивановской области Верхне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Мишаниным Н.Г., отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).

Судья Т.Б.Краснова