ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-4756/2022 от 13.09.2022 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-4756/2022

Резолютивная часть решения оглашена 13.09.2022.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Секериной С.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротаевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Отдела по муниципальному имуществу и земельным отношениям Администрации городского поселения Данилов Ярославская область (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Обществу с ограниченной ответственностью "Завод деревообрабатывающих станков" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об установлении бессрочного частного сервитута

3-и лица:АО «Яркоммунсервис», временный управляющий ООО «Завод деревообрабатывающих станков» ФИО1, ИП ФИО2, оценщик ФИО3

при участии:

от истца – ФИО4 - по дов. от 01.11.2021

от ответчика – не явились

от 3-х лиц - не явились

установил:

Отдел по муниципальному имуществу и земельным отношениям Администрации городского поселения Данилов Ярославская область обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Завод деревообрабатывающих станков" об установлении для городского поселения Данилов бессрочного частного сервитута с целью обеспечения эксплуатации объектов коммунального назначения (сети теплоснабжения, котельная), на земельном участке с кадастровым номером № 76:05:010101:598 (выписка из ЕГРН от 10.03.2022г.) категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения промышленных объектов, для промышленной деятельности, площадью 7871 кв.м. почтовый адрес: Ярославская область, <...>) в указанных границах для обеспечения прохода и проезда к земельному участку истца 76:05:010101:624 (выписка из ЕГРН от 10.03.2022г.) к объектам недвижимости расположенных на нем, а также к объектам недвижимости с кадастровыми номерами:

- 76:05:010101:6789, что подтверждается записью в ЕГРН № 76-76/017-76/003/001/2016-1735/2 от 23.05.2016г. (теплотрасса);

- 76:05:010101:6344, что подтверждается записью в ЕГРН № 76-76-03/006/2011-404 от 30.06.2011г. (здание котельной);

- 76:05:010101:712, что подтверждается записью в ЕГРН № 76-76-03/007/2011-048 от 01.07.2011г. (насосная станция №3);

- 76:05:010101:5944, что подтверждается записью в ЕГРН № 76-76-03/001/2012-705- от 05.05.2012г. (надземный газопровод высокого давления).

Представитель истца требования поддержал, дал пояснения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Яркоммунсервис», временный управляющий ООО «Завод деревообрабатывающих станков» ФИО1, ИП ФИО2, оценщик ФИО3

Судом установлено, что в отношении ответчика Общества с ограниченной ответственностью "Завод деревообрабатывающих станков"(ИНН <***>, ОГРН <***>) возбуждено дело о банкротстве. Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2022 по делу №А40-229602/2021 в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1.

Представители ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело в порядке статьи 156 АПК РФ рассматривается в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил следующее.

Городское поселение Данилов Ярославской области является собственником объектов недвижимости коммунального назначения (тепловые сети, котельная) с кадастровыми номерами:

1)76:05:010101:7017, что подтверждается записью в ЕГРН № 76-76-03/001/2013-110 от 29.01.2013г. (теплосеть);

2)76:05:010101:6818, что подтверждается записью в ЕГРН № 76-76-03/001/2012-707 от 05.05.2012г.(магистральные сети теплотрассы);

3)76:05:010101:6820, что подтверждается записью в ЕГРН № 76-76-03/001/2012-704 от 05.05.2012г. (магистральные сети теплотрассы);

4)76:05:010101:6822, что подтверждается записью в ЕГРН № 76-76-03/001/2012-703 от 05.05.2012г. (магистральные сети теплотрассы);

5)76:05:010101:6344, что подтверждается записью в ЕГРН № 76-76-03/006/2011-404 от 30.06.2011г. (здание новой котельной).

Данные объекты расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 76:05:010101:624 (выписка из ЕГРН от 10.03.2022г., № 76-76-03/006/2011-405 от 30.06.2011), площадью 11436 кв. м, который также принадлежит городскому поселению Данилов, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание, находящегося по адресу: Ярославская область, р-н Даниловский, г. Данилов, участок находится примерно в 227 м по направлению на Северо-Запад от ориентира нежилое строение, адрес ориентира: <...>.

Также городское поселение Данилов Ярославской области является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами:

1) 76:05:010101:6789, что подтверждается записью в ЕГРН № 76-76/017-76/003/001/2016- 1735/2 от 23.05.2016г. (теплотрасса);

2) 76:05:010101:6344, что подтверждается записью в ЕГРН № 76-76-03/006/2011-404 от

30.06.2011 (здание новой котельной);

3) 76:05:010101:712, что подтверждается записью в ЕГРН № 76-7603/007/2011-048 от

01.07.2011 (насосная станция №3);

4) 76:05:010101:5944, что подтверждается записью в ЕГРН № 76-76-03/001/2012-705 от 05.05.2012 (надземный газопровод высокого давления).

Данные объекты возведены с целью обеспечения эксплуатации объектов коммунального назначения и расположены на земельном участке, который принадлежит Обществу с ограниченной ответственностью «Завод деревообрабатывающих станков» с кадастровым номером 76:05:010101:598 (выписка из ЕГРН от 10.03.2022г.) категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения промышленных объектов, для промышленной деятельности, площадью 7871 кв.м, почтовый адрес: Ярославская область, <...>.

Между Администрацией городского поселения Данилов и АО «Яркоммунсервис» заключен договор аренды муниципального имущества № 12 от 19.07.2021 года, в соответствии с которым, арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное пользование муниципальное имущество жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, расположенное по адресу: <...>.

АО «Яркоммунсервис» является единственным гарантирующим поставщиком тепловой энергии в городском поселении Данилов, а имущество, переданное организации по договору аренды, является единым энергетическим комплексом, отвечающий требованиям федерального законодательства о теплоснабжении, который обеспечивает население тепловой энергией.

По мнению истца, для АО «Яркоммунсервис» имеются риски возможности блокировании котельной со стороны ООО «Завод деревообрабатывающих станков» .

Истцу необходимо обеспечить беспрепятственный проход и проезд к вышеуказанным объектам недвижимости, так как они являются теплоснабжающим комплексом, комплексом инженерных сооружений, предназначенных для снабжения теплом жилых, общественных зданий социального назначения, то есть с целью обеспечения коммунально-бытовых потребностей (отопление, горячее водоснабжение) и технологических нужд потребителей.

Отдел по муниципальному имуществу и земельным отношениям Администрации городского поселения Данилов направил в адрес ООО «Завод деревообрабатывающих станков» соглашение об установлении частного сервитута.

Ответ в адрес отдела не поступил, вопрос не урегулирован.

Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского поселения Данилов относится к полномочиям органа местного самоуправления.

Проезд и проход к вышеуказанным объектам недвижимости, которые принадлежат городскому поселению Данилов, возможен только через земельный участок, принадлежащий ответчику.

Кроме того, как указал истец, на земельном участке ответчика установлено ограждение и введен пропускной режим для проезда транспортных средств по его территории.

Невозможность других способов проезда и прохода Истцом к объекту недвижимости подтверждается наличием на земельном участке не только ворот для проезда, а также отсутствием возможности организовать проезд к объектам с другой стороны участка, ввиду прохождения железнодорожных путей.

На предложение Отдела по муниципальному имуществу и земельным отношениям Администрации городского поселения Данилов о заключении соглашения об установлении сервитута на предложенных условиях ООО «Завод деревообрабатывающих станков» ответ не поступил.

Установление частного сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определенности в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом. Эти интересы могут быть обеспечены как путем добровольного подписания собственниками господствующего и обслуживающего земельных участков соглашения о сервитуте, так и в судебном порядке, если между этими лицами не достигнуто такое соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям (Постановление Президиума ВАС №11248/11 от 28.02.2012г.)

Указанное явилось основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.

Оценив все представленные в дело доказательства и доводы, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 274 ГК РФ определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 11248/11 указано, что требование, предусмотренное пунктом 3 статьи 274 ГК РФ, имеет целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации истцом своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).

Сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен, а также в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка (статья 276 ГК РФ).

В пунктах 4 и 6 "Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок", указано, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.

В пунктах 7 и 8 "Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок" указано, что сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом). Не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении » к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Следовательно, обеспечение прав жителей многоквартирных домов на надежное теплоснабжение, относящееся к вопросам местного значения, является обязанностью органа местного самоуправления, через осуществление полномочий которого реализуется право граждан на решение вопросов местного значения.

Как указал истец, в настоящее время готовится проект инициативной концессии в отношении объектов теплоснабжения городского поселения Данилов Ярославской области между Муниципальным образованием городское поселение Данилов и АО «Яркоммунсервис». Без установления сервитута исполнение данных объектов теплоснабжения в рамках концессионного соглашения, а также обеспечение населения тепловой энергией будет являться невозможным, так как имеется угроза блокирования котельной, которая, в свою очередь, является потенциально опасным объектом, расположенной по адресу: <...>.

Кроме того, требуется обеспечить устойчивое и безопасное функционирование объектов топливно-энергетического комплекса, обеспечить защиту интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

Также объектам топливно-энергетического комплекса в соответствии с ФЗ от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" должна быть обеспечена безопасность в целях предотвращения несанкционированного проникновения.

Таким образом, отсутствие проезда к земельному участку, на котором расположены объекты теплоснабжения, а также отсутствие доступа к теплосетям, которые частично проходят по земельному участку ответчика, не позволяет должным образом осуществлять полномочия в области теплоснабжения, создает угрозу к разрушению топливно­энергетического компекса, а также ведет к нарушению требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных законодательством. Кроме того, отсутствие проезда может являться предпосылкой к возникновению чрезвычайных ситуаций и срыва отопительного сезона.

Обременение земельного участка сервитутом не повлечет лишения собственника объекта прав владения, пользования и распоряжения.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Пунктом 5 статьи 274 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по делам об установлении сервитута на земельный участок (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017), плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования.

При этом необходимо учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по делам об установлении сервитута на земельный участок, плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.

Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования.

Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов истца и ответчика необходимо учитывать не только содержание заявленных истцом требований, но и объем сервитута.

Отдел по муниципальному имуществу и земельным отношениям Администрации городского поселения Данилов обратился к ИП ФИО2 для подготовки отчета об оценке об определении рыночной стоимости соразмерной платы за право ограниченного пользования (сервитут) части земельного участка с кадастровым номером 76:05:010101:598, площадью 1988 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - нежилое здание. Участок находится примерно в 4м по направлению на север от ориентира. Адрес ориентира: <...>.

Согласно отчету, соразмерная плата за сервитут земельного участка площадью 1988 кв.м. определена в размере 32 025,00 рублей в год.

Данный отчет при отсутствии доказательств иного суд признает достоверным.

Истец просит установить бессрочный частный сервитут на земельный участок ответчика с кадастровым номером 76:05:010101:598 по адресу: Ярославская область, <...> целью обеспечения эксплуатации объектов коммунального назначения (сети теплоснабжения, котельная) для обеспечения круглосуточного прохода и проезда к земельному участку истца с кадастровым номером 76:05:010101:624 по точкам координат и с установлением оплаты в соответствии с отчетом от 14.07.2021.

Определяя условие о сроке сервитута, суд учитывает, что доступ на земельный участок ответчика необходим истцу для обеспечения социальных функций - с целью обеспечения эксплуатации объектов коммунального назначения (сети теплоснабжения, котельная), в связи с чем испрашиваемый истцом бессрочный сервитут суд считает обоснованным.

Определяя порядок оплаты, суд считает возможным установить оплату сервитута ежемесячно равными частями, в срок не позднее 20-го числа текущего месяца. Размер платы за сервитут подлежит ежегодному изменению на размер уровня инфляции, начиная с года, следующего за годом, в котором установлен сервитут.

Иные предложения по условиям пользования сервитутом сторонами на обсуждение не поставлены, но отражены истцом в представленном соглашении от 15.11.2021 об установлении частного сервитута на земельный участок.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Установить на земельный участок с кадастровым номером 76:05:010101:598 по адресу: Ярославская область, <...> бессрочный частный сервитут с целью обеспечения эксплуатации объектов коммунального назначения (сети теплоснабжения, котельная) для обеспечения круглосуточного прохода и проезда к земельному участку с кадастровым номером 76:05:010101:624 по точкам координат и с установлением оплаты в соответствии с отчетом от 14.07.2021.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

С.Е. Секерина