г. Ярославль Дело № А82-4801/2008-20
07.10.2008г.
в составе судьи Коробовой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Коробовой Н.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Ярославский завод дизельной аппаратуры»
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Ярославля, Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля
о возврате сумм излишне взысканных пени по подоходному налогу
при участии представителей сторон:
заявителя – ФИО1, ФИО2 А;
первого ответчика – ФИО3;
второго ответчика – ФИО4
установил: Открытое акционерное общества «Ярославский завод дизельной аппаратуры» (далее – общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области о возврате излишне взысканных пеней по подоходному налогу с физических лиц в сумме 48419830,13 руб., начисленных на просроченные налоговые платежи по состоянию на 01.01.2002г.
В связи с выбытием из спорных правоотношений Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области по причине реорганизации в форме присоединения (приказ УФНС по Ярославской области от 24.04.2008г. №01-08/0119@) определением суда от 24.07.2008г. на основании ст.48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика на его правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Ярославля и к участию в деле привлечен второй ответчик – Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля, соответствующий месту постановки организации на налоговый учет.
В рассмотрении дела объявлялся перерыв до 14 час.00мин. 01.10.2008г.
В судебном заседании представители заявителя поддержали требование о взыскании с налогового органа излишне взысканных пеней и пояснили, что по состоянию на 01.01.2002г. организация имела задолженность по пеням, начисленным в связи с несвоевременным исполнением обязанности по перечислению подоходного налога в сумме 48420963,28 руб., в том числе: 19153386,48 руб. пеней, начисленных по результатам выездной налоговой проверки, состоявшейся в 1998г. (акт проверки от 28.01.1998г.) 25 669064,30 руб. пеней начисленных по результатам выездной налоговой проверки в 2001г. (решение от 06.12.2001г. №11/11); 3484081,43 руб. пеней, начисленных на выявленную вышеуказанными проверками задолженность за период с 01.07.2001г. по 31.12.2001г. и 114 431,46 руб. пеней, начисленных на задолженность, выявленную при проведении выездной налоговой проверки в 2005г. (решение от 04.07.2005г. №8) за период с момента неисполнения обязанности по перечислению удержанного из заработной платы физических лиц налога по 31.12.2001г. включительно.
Заявитель полагает, что суммы этих пеней подлежали списанию, либо не могли быть начислены (в части 114 431,46 руб.) в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2002г. №251 «О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994—1999годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002г на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и внебюджетные фонды», которым утверждены Правила списания задолженности по пеням, начисленным на просроченные налоговые платежи и рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить списание задолженности данной категории организаций по пеням, начисленным на 01.01.2002г. на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в бюджет субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Поскольку Решениями налогового органа от 07.08.2002г. №10 и №11 о списании задолженности по пеням, начисленным на 01.01.2002г. списание пеней, начисленных на неперечисленный в бюджет подоходный налог не производилось, заявителю как организации, включенной в реестр головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994-1999г.г, доведенный до сведения Межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области письмом Управления МНС России от 22.07.2002г. №МБ-09-06/1623 дсп, должны быть возвращены пени, обязанность по перечислению которых не подлежала исполнению.
Реквизиты платежных документов, в результате исполнения которых состоялось перечисление в бюджет спорных сумм пеней, приведены заявителем в дополнении №3 от 30.09.2008г. к заявлению от 19.06.2008г. Общая сумма начисленных пеней по состоянию на 01.01.2002г. уменьшена за давностью срока на платеж, произведенный 28.12.2004г. в сумме 411,88 руб. и составляет 48419830,13 руб., поступивших в бюджет в период с 24.01.2006г. по 30.10.2007г.
В возврате спорной суммы пеней по заявлению Общества от 30.04.2008г. было отказано по основаниям, изложенным в письме Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области от 30.09.2008г. №07-18/3567.
Ответчики требования заявителя не признали, полагают, что в отсутствие решений о списании пеней при непризнании вынесенных решений о списании или бездействия налогового органа незаконными, организацию следует признать обязанной перечислить начисленные по состоянию на 01.01.2002г. пени в бюджет. Кроме того, налоговые органы полагают, что Общество необоснованно исключило из сумм, перечисленных в уплату спорных пеней, платеж в размере 2 441175,47 руб., произведенный по платежному поручению №4847 от 30.12.2004г.; неправомерно квалифицировано заявленные к возврату суммы пеней как излишне взысканные, в то время как их уплата производилась по платежным поручениям (за исключением 1159421,32 руб., взысканных при исполнении инкассового поручения от 02.02.1998г. №452); начисленные в 2005г. пени в сумме 114431,46 руб. подлежали взысканию на общих основаниях, поскольку не будучи к 01.01.2002г. начисленными, не могли быть списаны.
Проверив доводы сторон и оценив имеющиеся в деле документы, суд признал, что Обществом перечислены в бюджет пени по подоходному налогу в отношении которых налоговым органом не было произведено списание задолженности в установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2002г. №251 порядке, в связи с чем они подлежат возврату из бюджета в пределах уплаченных не позднее трех лет со дня обращения с заявлением в суд.
При этом суд полагает, что реализация права на возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней не ставиться в зависимость от того, оспаривались ли решения ответчика о начислении пеней, о списании сумм задолженности и действия (бездействие) по их списанию.
Поскольку применительно к арбитражно-процессуальному законодательству заявленное требование является иском о взыскании (возврате) денежных средств из бюджета, вопрос о признании спорных сумм излишне взысканными или излишне уплаченными, суд расценивает как подлежащий оценке в целях правильной квалификации отношений сторон, не являющихся основанием для признания заявленного требования не подлежащим удовлетворению.
Вопрос о наличии законных оснований для исполнения обязанности по уплате пеней начисленных (подлежащих начислению) по состоянию на 01.01.2002г. на суммы несвоевременно перечисленного (неполностью удержанного) подоходного налога разрешается судом на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2002г. №251, статьи 88 Федерального Закона «О Федеральном бюджете на 2002г.» от 30.12.2001г. №194-ФЗ, Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июня 2004г. №1975/2004г.
Материалами дела подтверждено и ответчиком признано включение заявителя в установленном порядке в доведенный до сведения налоговых органов реестр исполнителей по государственному оборонному заказу 1994-1999г.г. Спорные суммы пеней (за исключением 114431,46 руб. пеней начисленных в 2005г.) – являются пенями, начисленными на 1 января 2002г. на просроченные налоговые платежи – налог на доходы физических лиц, зачисленный в Федеральный бюджет.
В бюджет спорные суммы пеней перечислены в период после 24.01.2006г. – в сумме, заявленной к возврату, в том числе: 1159421,32 руб. в результате исполнения банком инкассового поручения налогового органа, 47 260 408,81 руб. – по платежным поручениям организации, с указанием назначения платежа – «налог на доходы физических лиц пени погашение задолженности по акту проверки» и отражением в поле 108 платежного документа показателя ноль («0»), что в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденными Приказом Министерства Финансов Российской федерации от 24.11.2004г №106н, соответствует уплате текущих платежей или добровольному погашению задолженности.
Произведенная 30.12.2004г. уплата пеней по подоходному налогу в сумме 2 441176,47 руб. по результатам проверки возражений ответчика признана судом платежом, не относящимся к периоду начисления пеней до 01.01.2002г. с учетом показателя налогового периода (поле 107), за который уплачиваются пени – ГД.00.2003г., имевшего место начисления пеней за 2003г. в сумме 1056808,02 руб. и отсутствия сведений о принятии решения о зачете сумм пеней, превышающих указанный в платежном документе показатель налогового периода, в счет погашения задолженности по пеням, начисленным по состоянию на 01.01.2002г. с соответствующим уведомлением организации – налогового агента.
Определяя суммы пеней, перечисленных в бюджет по платежным поручениям в качестве излишне уплаченных, суд исходит из содержания платежных документов, свидетельствующих о добровольном погашении числящейся за организацией задолженности, а также учитывает то, что производя в 2006г.-2007г. уплату пеней по подоходному налогу, заявитель мог и должен был знать о возможности судебного урегулирования спора по списанию задолженности, но своим правом на судебную защиту не воспользовался.
Поскольку налоговый орган не мог не принять добровольного перечисления денежных средств в погашение принятой к учету на законных основаниях задолженности, последствия неисполнения заявления организации о возврате излишне перечисленных в бюджет сумм пеней, не должны нарушать баланс частных и публичных интересов.
Изложенные выше доводы относимы, в том числе и к пени, начисленным в 2005г. за период до 01.01.2002г. (114431,46руб.) поскольку, учитывая компенсационную природу пеней следует признать, что устанавливая порядок списания пеней, законодатель предусмотрел основания отказа от получения такой компенсации от ряда организаций, сохраняющие свое значение при установлении причин, повлекших неперечисление в бюджет налогов со сроком перечисления до 01.01.2002г.
Обязанность возвратить пени возлагается судом на налоговый орган по месту учета юридического лица.
В связи с удовлетворением заявленных требований, судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в размере 100000 руб. (по платежному поручению №8037 от 17.07.2008г) подлежат взысканию с ответчика, обязанного произвести возврат пеней.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 150, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд,
РЕШИЛ
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля возвратить Открытому акционерному обществу «Ярославский завод дизельной аппаратуры» из федерального бюджета 47260408,81 руб. излишне уплаченных пеней по подоходному налогу (в настоящее время – налогу на доходы физических лиц) и 1159421,32 руб. пеней по подоходному налогу (в настоящее время – налогу на доходы физических лиц), излишне взысканных по инкассовому поручению от 02.02.1998г. №452.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля в пользу открытого акционерного общества «Ярославский завод дизельной аппаратуры» 100000руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок со дня принятия.
Судья Н.Н.Коробова