ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-4892/10 от 10.09.2010 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело № А82-4892/2010-29

14 сентября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2010 года.

Арбитражный суд Ярославской области

в составе судьи Мухиной Е.В.

при ведении протокола судебного заседания

судьей  Мухиной Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Студия охотничьей миниатюры «Ловчий»

к   Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области

третьи лица   – 1.Департамент охраны окружающей среды и природопользования

Ярославской области

2. Департамент по управлению государственным имуществом

Ярославской области

о   признании незаконным отказа в выкупе земельных участков

при участии:

от заявителя   – ФИО1, доверенность от 28.03.2010г.

от ответчика   – ФИО2, доверенность от 22.09.2009г.

от третьих лиц –   1. не явился, 2. не явился

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Студия охотничьей миниатюры «Ловчий» обратилось в арбитражный суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области в предоставлении в собственность в порядке выкупа двух земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 76:08:010647:0001 и 76:08:010647:0002, площадью 51000 кв.м. каждый, расположенных по адресу: Ярославская область, Некоузский район, восточнее д.Погорелка, сформулированный в письме от 09.04.2010г. №782.

Заявитель также просит суд обязать Администрацию Некрасовского муниципального района устранить допущенные нарушения прав заявителя – принять решение о предоставлении ООО «Студия охотничьей миниатюры «Ловчий» указанных земельных участков в собственность за плату, соответствующую пяти процентам кадастровой стоимости земельных участков.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области на основании статьи 51 АПК РФ.

Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается судом без участия третьих лиц.

Заявитель оспариваемый отказ считает незаконным – не соответствующим положениям статьи 6.1. Закона Ярославской области «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области», а также части 4 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно которым переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Заявитель считает недоказанным факт включения спорных участков в состав земель особо охраняемых природных территорий, поскольку сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также Государственного кадастра объектов недвижимости свидетельствуют о принадлежности спорных земельных участков к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Ответчик требования заявителя не признает, указывает, что спорные земельные участки ограничены в обороте, так как входят в состав государственного природного заказника «Флористический (ботанический)» Некоузского муниципального района, включенного в Перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области, утвержденный постановлением Администрации Ярославской области от 21.01.2005г. №8 «Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области», и приватизации не подлежат. Кроме того, Администрация Некоузского муниципального района полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку особо охраняемые территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и распоряжаться ими могут только уполномоченные органы субъектов РФ.

Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области представлен письменный отзыв, из которого следует, что спорные земельные участки входят в границы особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника «Флористический» (пункт 1.8.3. Перечня, утвержденного постановлением Правительства области от 01.07.2010г. №460-п «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области»), что препятствует приватизации данных земельных участков. Кроме того, спорные участки расположены в водоохранной зоне реки Шумаровки, которая в соответствии с пунктом 4 статьи 65 Водного кодекса РФ составляет 100 метров от береговой линии, а также в прибрежной защитной полосе, что накладывает дополнительные ограничения на использование участков. В силу изложенного, Департамент считает неправомерным предоставление в собственность заявителя спорных земельных участков, однако указывает, что ООО «Студия охотничьей миниатюры «Ловчий» вправе использовать участки для сельскохозяйственного производства при соблюдении вышеуказанных ограничений и других требований природоохранного законодательства.

Департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области также представлен письменный отзыв, в котором Департамент оспариваемый отказ в предоставлении земельных участков в собственность считает соответствующим требованиям законодательства в том случае, если судом будет установлено, что спорные участки входят в границы охраняемой территории государственного природного заказника.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Между Администрацией Некоузского муниципального округа и ООО «Студия охотничьей миниатюры «Ловчий» 12 марта 2004г. заключен договор №55 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 76:08:010647:0001 и 76:08:010647:0002, площадью 51000 кв.м. (5,10 га) каждый, расположенных по адресу: Ярославская область, Некоузский район, Веретейский сельский округ, восточнее д.Погорелка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, целевое назначение – для сельскохозяйственного производства.

Договор аренды заключен сроком на 49 лет, зарегистрирован в установленном порядке.

Согласно представленным в материалы дела кадастровым выпискам от 30.10.2008г. спорные земельные участки относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, границы участков не установлены. Однако, составной частью кадастровых карт являются Планы (чертеж, схема) границ земельных участков, из которых следует, что участки являются смежными и с трех сторон (в том числе с севера) обрамлены руслом реки Шумаровки в районе деревни Погорелка .

04 марта 2010г. ООО «Студия охотничьей миниатюры «Ловчий» обратилось к Главе Некоузского района с заявлением о предоставлении в собственность арендуемых земельных участков.

09 апреля 2010г. в адрес заявителя Администрацией Некоузского муниципального района направлено письмо №782, в котором отказано в предоставлении участков в собственность на том основании, что они входят в границы особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного заказника «Флористический».

Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с частью 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.

Статьей 95 Земельного кодекса РФ установлен перечень категорий земель особо охраняемых природных территорий, в том числе, земли государственных природных заказников. Установлено, что земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. На землях государственных природных заповедников, государственных природных заказников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона №33-ФЗ от 14 марта 1995г. «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 23 Федерального закона №33-ФЗ от 14 марта 1995г. государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения утвержден постановлением Администрации Ярославской области от 21.01.2005г. №8. Под номером 1.28 в Перечень включен Флористический (ботанический) государственный природный заказник (Некоузский муниципальный район) площадью 9509 га; организация, ответственная за соблюдение установленного режима использования территории – администрация Шестихинского с/о; границы охраняемой территории - северная: р.Шумаровка; северо-восточная: Рыбинское водохранилище; южная: станция Шестихино – станция Волга; западная: автодорога Шестихино – Брейтово (за исключением земель населенных пунктов).

Постановлением Правительства Ярославской области от 1 июля 2010г. №460-п «Об утверждении перечня охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области» постановление Администрации Ярославской области №8 от 21.01.2005г. признано утратившим силу. Однако государственный заказник «Флористический» включен во вновь утвержденный Перечень за номером 1.8.3. с той же площадью и с теми же границами.

В ходе судебного разбирательства на основании представленного ответчиком картографического материала, отзыва Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, путем сопоставления и наложения планов в составе кадастровых карт спорных земельных участков и Карты зон действия ограничений по экологическим и иным требованиям Правил землепользования и застройки Веретейского сельского поселения суд установил, что спорные земельные участки расположены в границах Флористического государственного природного заповедника.

Принимая во внимание изложенное, на основании части 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ суд пришел к выводу о том, что спорные земельные участки не могут быть предоставлены в частную собственность, в связи с чем считает отказ Администрации Некоузского муниципального района от 09.04.2010г. соответствующим действующему законодательству и не нарушающим прав и законных интересов заявителя.

Судом не принимается ссылка заявителя на сведения Кадастра недвижимости, где категория спорных земельных участков определена как «земли сельскохозяйственного назначения», поскольку неисполнение уполномоченными органами обязанности по внесению в государственный кадастр соответствующих изменений, не влияет на статус земель, присвоенный в установленном законом порядке.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья Е.В. Мухина