ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-4916/13 от 25.06.2013 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-4916/2013

26 июня 2013 года

Резолютивная часть решения оглашена 25.06.2013г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ландарь Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликовой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Департамента инвестиционной политики Ярославской области   (ИНН 7604132475, ОГРН 1087604008491)

к Государственному учреждению - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации   (ИНН 7604006689 , ОГРН 1027600676344 )

о признании недействительными решения от 26.12.2012г. № 8087, требования от 26.12.2012г. № 8088

при участии

от заявителя   – Шевердина С.И. – дов. от 05.06.2013г., Никитнева А.О. – дов. от 27.02.2013г.

от ответчика   – Неробовой Д.Ю. – дов. от 20.12.2012г.

установил:

Департамент инвестиционной политики Ярославской области (далее – Департамент, заявитель) обратился в суд с заявлением о признании недействительными решения Государственного учреждения- Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение ФСС, ответчик) от 26.12.2012г. № 8087 и требования от 26.12.2012г. № 8080.

По мнению заявителя, оснований для отказа в принятии к зачету расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплаченных работнику Департамент Бакировой О.А., не имелось, расчет пособия произведен на основании положений Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в редакции, действовавшей до 01.01.2011г., исходя из денежного содержания работника на день наступления страхового случая.

Ответчик требования не признал, считает оспариваемые акты соответствующими закону. По мнению Отделения ФСС, расчет пособия следовало производить исходя из установленного работнику оклада.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Отделением ФСС проведена выездная проверка Департамента по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой составлен акт № 619-Р от 04.12.2012г.

По результатам проверки принято решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 91813 руб. 40 коп., требованием № 8088 от 26.12.2012г. Департаменту предложено произвести корректировку суммы расходов путем отражения не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и отчетности.

Основанием для непринятия к зачету расходов послужил вывод Отделения ФСС о необоснованном расчете пособия по уходу за ребенком работнику Департамента Бакировой О.А. исходя из заработка, рассчитанного за последние 12 месяцев работы у данного работодателя, предшествующих месяцу наступления отпуска. По мнению ответчика, расчет следовало производить из установленного трудовым соглашением оклада.

Оценив позиции сторон, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2006г. № 22-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователь обязан в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом,

Согласно пункту 7 статьи 14 данного Федерального закона особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

Положениями Федерального закона от 08.12.2010г. № 343-ФЗ внесены изменения в порядок расчета пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, при этом, согласно пункту 2 статьи 3 данного закона пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.

Факт наступления страхового случая сторонами не оспаривается, также ответчик признает обоснованным применение при расчете пособия положений Федерального закона от 29.12.2006г. № 255 в редакции, действовавшей до 01.01.2011г.

Спорным является вопрос о том, из расчета какой суммы должен производиться расчет пособия – из оклада работника или денежного содержания.

Согласно пункту 6 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007г. № 375 (в редакции, действовавшей до 01.01.2011г.) (далее – Положение) пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или за иные периоды, указанные в пунктах 10 и 11 настоящего Положения.

Пунктами 10,11 Положения предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка или этот период состоял из периодов, исключаемых из расчетного периода в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам. В случае если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения).

Из материалов дела следует, что с Бакиревой О.А. заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Ярославской области и замещении должности государственной гражданской службы Ярославской области с установлением денежного содержания, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки за выслугу лет на государственной гражданской службе, ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения в размере 1,3 должностных окладов.

Выплата государственным гражданским служащим денежного содержания предусмотрена статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и принятых на его основе распоряжений Губернатора Ярославской области от 05.06.2008г. № 91-Р, от 18.03.2008г. № 39-Р.

С учетом установленной системы оплаты труда расчет пособия обоснованно произведен Департаментом исходя из денежного содержания, включающего собственно оклад и надбавки за особые условия государственной службы. Правовых оснований исчислять пособие исходя из оклада не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными решение Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.12.2012г. № 8087 и требование от 26.12.2012г. № 8088, принятые в отношении Департамента инвестиционной политики Ярославской области.

Обязать Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента инвестиционной политики Ярославской области.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007 г. Киров, ул. Хлыновская, 3) в месячный срок.

Судья

Ландарь Е.В.