Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А82-503/2012
05 июня 2012г.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Н.А.Розовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Клевакиной Л.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными действий инспекции по начислению транспортного налога на транспортное средство марки HAMMER Н2, регистрационный номер <***>, в сумме 19333,33руб. за 2010 год из расчета ставки за легковой автомобиль, и об обязании инспекции произвести перерасчет транспортного налога на транспортное средство марки HAMMER Н2, регистрационный номер <***>, из расчета ставки за грузовой автомобиль,
при участии
от заявителя: ФИО2- представитель по доверенности от 23.01.2012,
от ответчика: ФИО3- специалист 1 разряда юротдела, доверенность от 05.08.2011,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Ярославской области по начислению транспортного налога на транспортное средство марки HAMMER Н2, регистрационный номер <***>, в сумме 19333,33руб. за 2010год из расчета ставки за легковой автомобиль, и об обязании инспекции произвести перерасчет транспортного налога на транспортное средство марки HAMMER Н2, регистрационный номер <***>, из расчета ставки за грузовой автомобиль.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, по данным ГИБДД Рыбинского МУ МВД России транспортное средство HAMMER Н2, регистрационный номер <***>, относится к типу транспортного средства «Легковой», и в соответствии со ст.2 Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» за данный объект налогообложения предусмотрена налоговая ставка в размере 145руб. за 1 л.с. Тип транспортного средства определен в соответствии с паспортом транспортного средства (ПТС). При определении ставки транспортного налога инспекция руководствуется не категорией транспортного средства, а типом транспортного средства.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
В собственности заявителя находится транспортное средство марки HAMMER Н2, регистрационный номер <***>, которое, согласно пояснениям представителя в судебном заседании, был получено в счет погашения задолженности.
Заявитель пояснил, что согласно ПТС 77 ТН 849152, выданному таможенным органом, данное транспортное средство 2003г. выпуска, производства США, имеет разрешенную максимальную массу 3901 кг (более 3,5т), мощность двигателя 320 л.с., в строке 3 ПТС «Наименование (тип ТС)» указано «Легковой», в строке 4 ПТС «Категория (А, В, С, D, прицеп)» указано «С». Со слов представителя заявителя, тип транспортного средства был указан в ПТС сотрудниками таможни по аналогии с автомобилями, предназначенными для европейских потребителей, ГТД не сохранилась.
В отличие от автомобилей марки HAMMER Н2 европейской сборки с разрешенной максимальной массой менее 3,5т, данный автомобиль изготовлен в США, предназначен для разнообразного использования, в том числе перевозки грузов, изначально имел сиденья, которые были демонтированы еще прежним владельцем, и фактически используется для перевозки грузов в предпринимательской деятельности.
Заявителем представлена в материалы дела справка от 24.03.2012, выданная страховой компанией ЗАО «Страхова группа «УралСиб», согласно которой расчет страховой премии производится по категории ТС, базовая ставка применяется для грузового автомобиля. Согласно представленной справке автотранспортной организации ООО «Трансмагистраль» от 16.03.2012 автомашина HAMMER Н2 производства США, категории «С» с разрешенной максимальной массой 3901кг по своим конструктивным особенностям приспособлена для использования в качестве грузового автомобиля, в том числе для перевозки крупногабаритного груза по дорогам общего пользования.
Налоговым органом было выставлено заявителю налоговое уведомление № 103285, в котором предложено уплатить транспортный налог за указанный автомобиль в сумме 19 333,30руб. за 5 месяцев 2010г. по налоговой ставке 145руб./л.с., установленной для легковых автомобилей, в то время как налоговая ставка для грузовых автомобилей той же мощности двигателя составляет 73руб./л.с.
Заявитель не согласен с начислением транспортного налога за указанный автомобиль по ставке 145руб./л.с. как за легковой автомобиль. Согласно паспорту транспортного средства 77 ТН 849152 автомобиль относится к категории «С», имеет разрешенную максимальную массу 3901кг, при этом в ПТС указан тип транспортного средства «Легковой». Заявитель обращалась в налоговый орган с заявлением от 15.11.2011 об изменении налоговой ставки с типа транспортного средства «Легковой автомобиль» на «Грузовой автомобиль», однако письмом от 27.12.2011 № 12-23/01/22828ей было отказано, поскольку в ПТС указан тип транспортного средства «Легковой», и на основании ст.ст.361, 358 НК РФ объектом налогообложения признается легковой автомобиль. В ГИБДД заявителю разъяснили, что для управления данным автомобилем необходима категория «С», категория «В» не дает права управления.
Заявитель указывает, что понятие грузового и легкового автотранспорта отсутствуют в Налоговом кодексе РФ, поэтому в силу ст.11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства РФ. Согласно письму Минфина России от 28.12.2004 № 03-06-04-04/16 при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории легковых или грузовых автомобилей следует руководствоваться следующими критериями:
- ОКОФ;
- Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 8.11.1968, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974г. № 5938-VШ.
Ставки транспортного налога зависят от таких критериев как категория транспортного средств, являющаяся наиболее обобщенным показателем, его характеризующим, и мощность (тяга, валовая вместимость), являющаяся наиболее характерным и существенным показателем для каждой категории. В качестве категорий транспортных средств, применительно к которым установлены налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.
Заявитель ссылается на письмо Минфина России от 22 ноября 2005 г. № 03-06-04-02/15, где сказано: «Следует отметить, что предусмотренное гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса распределение указанных транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 (далее - Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев - разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров, - позволяющих отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории.
Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.
В этой связи обращаем внимание на то, что согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, зарегистрированным в Минюсте России 29.07.2005 N 6842, в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно данному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в Приложении 3 к данному Приказу).
В отличие от Конвенции и указанных выше нормативно-правовых актов Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса. Это делает возможным его использование для целей, предусмотренных названной главой Кодекса, лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении».
Таким образом, по мнению заявителя, категории транспортного средства указываются в паспорте транспортного средства на основании указанной Венской конвенции.
Кроме того, согласно письму ФНС России от 01.12.2009 № 3-3-06/1769, если данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в паспорте транспортного средства, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, то этот вопрос должен решаться в пользу налогоплательщика.
Заявитель также указывает, что в пункте 27 Приказа МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» указано, что в строке 3 «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
Пункт 28 названного приказа устанавливает, что в сроке 4 «Категория ТС (А, Б, С, Д, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Венской Конвенцией о дорожном движении от 8 ноября 1968г.
Согласно категориям транспортных средств по классификации комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) автомобиль марки HAMMER Н2 в разрешенной максимальной массой 3901кг относится к категории N2 «Транспортные средства для перевозки грузов , разрешенная максимальная масса которых более 3,5т, но не превышает 12т», и по классификации Конвенции о дорожном движении к категории «С», как и указано в ПТС автомобиля заявителя.
Ответчик считает заявленное требование необоснованным, действия инспекции – правомерными.
Ответчик пояснил, что в соответствии с п.4, 5 ст.362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
На основании данных ГИБДД Рыбинского МУ МВД России транспортное средство HAMMER Н2, регистрационный номер <***>, находится в собственности ФИО1, с 05.08.2010, имеет мощность двигателя 320 л.с., относится к типу транспортного средства «Легковой», и в соответствии со ст.2 Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» за данный объект налогообложения предусмотрена налоговая ставка в размере 145руб. за 1 л.с.
Инспекция полагает, что при определении ставки транспортного налога следует руководствоваться типом транспортного средства, указанным органом ГИБДД в техническом паспорте.
Согласно ответу РЭО ГИБДД Рыбинского МУ МВД России № 55/4-3794 от 13.12.2011 на запрос инспекции № 12-24/01/07092 от 25.11.2011, автомашина HAMMER Н2, гос. номер <***>, произведена в США и относится к категории «С», так как разрешенная максимальная масса больше 3500кг (3901кг), тип транспортного средства «Легковой». Аналогичные машины HAMMER Н2 европейской сборки относятся к категории «В», так как их масса не превышает 3500кг (3493кг).
Исходя из этого инспекция при определении ставки транспортного налога руководствуется не категорией транспортного средства, а типом транспортного средства, указанным в ПТС.
Изменения в ПТС не вносились.
В соответствии со ст.361 НК РФ, ст.2 Закона Ярославской области № 71-з налоговая ставка определяется в зависимости от наименования объекта налогообложения (автомобили легковые, грузовые и т.д.), и нигде не фигурирует категория транспортного средства. На основании этого показатель «тип транспортного средства», указанный в ПТС, соответствует наименованию объекта налогообложения, предусмотренного в ст.361 НК РФ, а сама по себе принадлежность автомобиля к категории «С» не является критерием его принадлежности к группе грузовых автомобилей.
Таким образом, по мнению инспекции, транспортный налог исчислен в соответствии с действующим налоговым законодательством, основания для перерасчета налога отсутствуют.
Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей (статья 357 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Кодекса объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 Кодекса налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением реактивных), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В пункте 1 статьи 361 Кодекса указано, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
На территории Ярославской области транспортный налог введен Законом Ярославской области от 05.11.2002 N 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области», согласно которому ставки транспортного налога установлены в зависимости от мощности двигателя и типа транспортного средства.
Так, налоговая ставка транспортного налога за автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) мощностью свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) составляет 145 руб./л.с. Налоговая ставка за грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л.с.(свыше 183,9 кВт) составляет 73руб./л.с.
Как усматривается из материалов дела, заявитель имеет в собственности автомобиль HAMMER Н2, регистрационный номер <***>, производства США, с разрешенной максимальной массой 3901кг. Согласно ПТС 77 ТН 849152 данного автомобиля мощность двигателя составляет 320 л.с. (более 250 л.с.), в строке 3 ПТС «Наименование (тип ТС)» указано «Легковой», в строке 4 ПТС «Категория (А, В, С, D, прицеп)» указано «С».
За данный автомобиль инспекцией начислен заявителю транспортный налог по налоговой ставке 145руб./л.с., установленной для легковых автомобилей.
Понятия грузового и легкового автотранспорта в Налоговом кодексе Российской Федерации и в Законе Ярославской области N 71-з для целей налогообложения отсутствуют, поэтому в силу статьи 11 Кодекса следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В 35.4 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" указано, что при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств, в процессе которого осуществляется визуальная идентификация транспортного средства на предмет его соответствия данным паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа, а также при необходимости регистрационным и информационным учетам, с целью подтверждения, в том числе, марки (модели, модификации), типа, категории транспортного средства.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, он подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").
Согласно определениям, данным в «Правилах по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов», утвержденных указанным постановлением Госстандарта РФ, под типом транспортного средства понимаются транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.
Таким образом, паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили".
В соответствии с пунктами 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития Российской Федерации N 134 от 23.06.2005, в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструктивными особенностями и назначением; в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленная Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее - Конвенция о дорожном движении).
В Конвенции о дорожном движении определено, что к категории транспортных средств «C» относятся автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг.
В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.
Так, КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N 1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N 2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, M2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.
Из данных положений следует, что категория «В» может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям, категория "С", указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена грузовым автомобилям.
Таким образом, сама по себе принадлежность автомобиля к категории «С» не является критерием его принадлежности к группе грузовых автомобилей. Тип транспортного средства «легковой» и «грузовой» определяется совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях, и установленным производителем назначением транспортного средства.
Из приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что при выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять названный налог для конкретного транспортного средства, налогоплательщик (собственник) должен руководствоваться типом (видом) объекта налогообложения, сведения о котором указаны в его паспорте.
В рассматриваемом случае суд, исследовав паспорт спорного автомобиля, и с учетом пояснений представителя заявителя о наличии изначально установленных в автомобиле сидений для пассажиров, самостоятельно демонтированных прежним владельцем, пришел к выводу о том, что данный автомобиль относится к легковым, несмотря на разрешенную максимальную массу свыше 3,5т.
Суд считает не основанной на действующем законодательстве позицию заявителя о том, что ставка транспортного налога зависит от категории транспортного средства, под которыми заявитель указывает легковые, грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, и т.п. Согласно приведенным нормативным актам легковые, грузовые автомобили, мотоциклы и т.д. подпадают под понятие «тип транспортного средства», дающее характеристику транспортного средства, определяемую его конструктивными особенностями и назначением. Данный довод заявителя основан на подмене понятий.
Изменения в ПТС в части типа транспортного средства не внесены, поэтому оснований для пересмотра налоговой ставки не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201 АПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок во Второй арбитражный апелляционный суд, в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу – в арбитражный суд кассационной инстанции.
Судья Н.А.Розова