АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-5093/2018
08 октября 2018 года
Резолютивная часть решения оглашена 27.09.2018г.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровой Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании заявление ДЕПАРТАМЕНТА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 7604002275; ОГРН 1027600681261)
к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КРЕПКИЕ ТРАДИЦИИ" (ИНН 7604084630, ОГРН 1067604005622)
о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ,
при участии
от заявителя – Турдаков С.С. – по доверенности,
от ответчика – Серова Ж.В. - по доверенности от 03.09.2018,
установил:
Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью ООО «Крепкие традиции» по ч.1 ст.14.17 КоАП РФ.
Заявитель, в судебном заседании настаивает на законности требований. Полагает доказанным событие и состав административного правонарушения.
Представитель Общества заявленные требования не признает, полагает, что отсутствует событие административного правонарушения.
Административным органом, при проведении внеплановой проверки, установлено, что ООО «Крепкие традиции» в кафе расположенном по адресу : г. Ярославль, проспект Машиностроителей,23 при оказании услуг общественного питания, установлено отсутствие помещения для обслуживания посетителей и специально оборудованное помещение для приготовления блюд (кухня). осуществлена розничная продажа вина защищенного наименования
По данному факту начальником отдела контроля и декларирования комитета лицензировании департамента 14.03.2018г., составлен протокол об административном правонарушении ответственность за которое установлена ч 1 ст. 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст.23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 статьи 14.17 КоАП РФ совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Руководствуясь данной нормой, административный орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.17 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Так, согласно статье 18 Закона N 171-ФЗ деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.
При этом алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие данного Закона (пункт 16 статья 2 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается в том числе розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 171-ФЗ.
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Общие понятия и требования к объектам общественного питания изложены в ГОСТ 30389-2013, пунктом 3.1 которого установлено, что под предприятием (объектом) общественного питания (предприятие (объект) питания) понимается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров, как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
В пункте 3.3 указанного ГОСТ определено, что кафе - это предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.
Следовательно, из указанных положений ГОСТ 30389-2013 следует, что объект общественного питания представляет собой обособленное помещение, в котором оказываются услуги общественного питания.
Однако, из собранных Департаментом в ходе проверок доказательств, в том числе фотоматериалов, следует, что помещения для обслуживания посетителей фактически не оборудовано, для приготовления пищи в кафе отсутствует специально оборудованное помещение ( кухня). Сотрудников общества, осуществляющих приготовление каких-либо блюд, также не имелось. Вывеска на входе указывает, что по адресу проспект Машиностроителей,23, находится магазин.
Наличие меню, при фактическом отсутствии условий для приготовления пищи, направлено на создание видимости оказания услуг общественного питания в целях соблюдения лицензионных требований, кроме этого, в представленном меню отсутствует стоимость алкогольной продукции.
При этом фактов изготовления продукции (закусок) собственного производства и предложения его к продаже не выявлено.
При этом необходимо отметить, что в постановлении от 20.07.2016 №46-АД16-5 Верховный Суд Российской Федерации указал, что несоответствие объекта общественного питания требованиям ГОСТа, устанавливающим требования к предприятиям общественного питания, позволяет сделать вывод, что такой объект по своей сути предприятием общественного питания не является. В рассматриваемом случае такое несоответствие по состоянию на дату проверки суд считает установленным.
Суд принимает во внимание, то обстоятельство что Обществом в ответ на предписания Департамента, не отрицался факт отсутствия специально оборудованного помещения для приготовления пищи.
Доводы Общества о том, что наличие специально оборудованного помещения для приготовления пищи не является лицензионным требованиям судом не принимается, поскольку основано на неверно толковании норм права.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о наличии вины юридического лица в совершении вмененного правонарушения, поскольку им не приняты своевременные меры по соблюдению требований Закона N 171-ФЗ.
В силу п.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, в частности устранения выявленных нарушений, суд полагает возможным применить положения частей 2-2 и 2-3 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить Обществу административное наказание ниже низшего предела минимального размера санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ в виде назначения административного штрафа в размере 50000 рублей.
Суд полагает, что штраф в размере 50 000 рублей соответствует степени тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных статьей 3.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 202-206 АПК РФ , 4.1 КоАП РФ суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "КРЕПКИЕ ТРАДИЦИИ"(ИНН 7604084630, ОГРН 1067604005622), юридический адрес: 150001, г. Ярославль, Портовая наб., д. 30, к административной ответственности по ч.1 ст. 14.17 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей без конфискации алкогольной продукции.
Штраф может быть уплачен в добровольном порядке в 60-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу по реквизитам: получатель – УФК по Ярославской области (Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области), счет 40101810700000010010 в Отделении Ярославль г. Ярославль; ИНН 7604002275; КПП 760401001; ОКТМО 78701000; БИК 047888001; КБК 90511690040040000140; УИН 0000263415347551909395591; назначение платежа «Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей и табачной продукции».
В случае добровольной уплаты штрафа доказательства уплаты направить в суд. При неуплате штрафа в добровольном порядке решение направить в Службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья
Ловыгина Н.Л.