150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-5121/2020 |
21 октября 2020 года |
Резолютивная часть решения оглашена сентября 2020 года .
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Кузьмичева А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" городского округа города Переславля-Залесского (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Ярославской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН <***>,
ОГРН <***>),
третьи лица: Правительство Ярославской области (ИНН <***>,
ОГРН <***>), Департамент финансов Ярославской области
(ИНН <***>, ОГРН <***>), Администрация г.Переславля-Залесского (ИНН <***>, ОГРН <***>), Акционерное общество "Ярославский областной единый информационно-расчетный центр" (ИНН <***>,
ОГРН <***>),
о взыскании убытков в размере 3848.72 руб.
при участии:
от истца – ФИО1, по доверенности от 30.06.2020;
от ответчика – ФИО2, по доверенности от 01.09.2020 № 53-юр, служебному удостоверению II-079;
от третьих лиц – представители не присутствовали;
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" городского округа города Переславля-Залесского обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к Ярославской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области о взыскании убытков, возникших в 2018 году в связи с выпадающими доходами ресурсоснабжающей организации, в размере
6 773 848.72 руб.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2020 указанное исковое заявление принято к производству, возбуждено производство по делу № А82-5121/2020. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ярославской области, Департамент финансов Ярославской области, Администрация г.Переславля-Залесского, Акционерное общество "Ярославский областной единый информационно-расчетный центр".
Истец поддержал иск, дал объяснения, аналогичные исковому заявлению, представил дополнительные документы в обоснование заявленных требований, в том числе отчеты о фактической потребности в субсидии за январь – декабрь 2018 года, таблицу с расчетом фактической потребности в субсидии за январь – декабрь 2018 года.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзывах по делу, указал на несоответствие истца требованиям Порядка предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, наличие у него просроченной задолженности по возврату в бюджет Ярославской области субсидии на обеспечение равной доступности жилищно-коммунальных услуг для населения, невозможность заключения договора на предоставление субсидии по потребности предыдущего года. Также ответчик сообщил о заключении договоров о предоставлении субсидии за январь – декабрь 2019 года в размере 7 312 863.70 руб. и перечислении средств в полном объеме.
От третьего лица Правительства Ярославской области поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области самостоятельно предоставляет субсидии из областного бюджета муниципальным образованиям и организациям, решение по делу не затронет прав и обязанностей Правительства Ярославской области. Также третье лицо заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
От третьего лица Администрации г.Переславля-Залесского поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому МУП "ЖКХ" городского округа города Переславля-Залесского является организацией, которая имеет право на предоставление субсидии. Также администрация заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Исследовав доказательства по делу, судом установлено следующее.
Постановлением Администрации Переславского муниципального района от 29.11.2005 № 913 Муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство" городского округа города Переславля-Залесского переданы на праве хозяйственного ведения котельные, тепловые сети, сети водоснабжения и канализации, а также иные объекты коммунального назначения.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2017 № 213-вс/во для предприятия установлены экономические обоснованные тарифы на питьевую воду и водоотведение.
В соответствии с частью 14 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Законами Ярославской области от 02.12.2013 № 64-з «О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области», от 02.12.2013 № 65-з «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области» правом на льготные тарифы наделены физические лица – собственники или наниматели жилых помещений, являющиеся потребителями коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению на территории Ярославской области; лица, приобретающие тепловую энергию, теплоноситель для оказания коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению, в части объемов оказанных физическим лицам коммунальных услуг. Установлено, что компенсация выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов, осуществляется за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Льготные тарифы на тепловую энергию, питьевую холодную воду, горячую воду, водоотведение на 2018 год утверждены приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.12.2017 № 340-лт.
Согласно частям 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Ярославской области Порядок предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций утвержден постановлением Правительства области от 25.07.2014 № 721-п.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4, 2.2 Порядка предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям: теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в процессе осуществления деятельности которых возникают убытки, связанные с установлением льготных тарифов, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, иностранных юридических лиц. Главным распорядителем бюджетных средств является департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Субсидии предоставляются на основании договора, ежемесячных отчетов и документов, подтверждающих размер недополученных доходов коммунальных ресурсов (услуг).
Между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области и Муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" городского округа города Переславля-Залесского заключены договоры от 19.07.2019 № 52/2019, от 20.03.2020 № 53/2019ПД.
Согласно пункту 1.1 договора от 19.07.2019 № 52/2019, его предметом является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидий на возмещение убытков, возникающих в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов.
Размер субсидии составляет 4 991 229 руб. (пункт 2.2 договора от 19.07.2019 № 52/2019).
Согласно пункту 1.1 договора от 20.03.2020 № 53/2019ПД, его предметом является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидий на возмещение убытков, возникающих в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов.
Размер субсидии составляет 2 321 634.70 руб. (пункт 2.2 договора от 20.03.2020 № 53/2019ПД).
Путем предоставления субсидии в сумме 7 312 863.70 руб. компенсированы выпадающие доходы за январь – декабрь 2019 года.
Заключать договор о предоставлении субсидии и компенсировать выпадающие доходы за январь – декабрь 2018 года департамент отказался, сославшись на наличие просроченной задолженности по субсидии на обеспечение равной доступности жилищно-коммунальных услуг для населения, предоставленной на основании договора от 30.12.2011 № ПМР-2012/16, в размере 9 727 426.43 руб. (отказы от 16.08.2018, от 18.03.2019).
В соответствии с подпунктами 2.1.2, 2.1.6 Порядка предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, условиями предоставления субсидии являются наличие заключенного с департаментом ЖКХЭиРТ ЯО договора о предоставлении субсидии; отсутствие у организации просроченной задолженности по возврату в бюджет Ярославской области субсидий, бюджетных инвестиций.
Поступление в 2012 году средств из областного бюджета на 9 228 256 руб. больше, чем фактическая потребность в субсидии, отражено в годовом отчете о фактической потребности в субсидии на обеспечение равной доступности жилищно-коммунальных услуг для населения и истцом не оспаривается.
Ответчик требовал вернуть средства, перечисленные в счет субсидии, письмом от 07.10.2014 и претензией от 10.12.2015.
Пунктом 2.2 Положения о признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию, утвержденным приказом департамента от 08.06.2018 № 205а, к основаниям для признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию отнесено истечение срока исковой давности.
Решение о признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Комиссия принимает решение на основании служебной записки отдела планирования и исполнения бюджета комитета экономики о признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию. Заседание комиссии проводится в течение 10-ти календарных дней после поступления служебной записки. Комиссия может признать дебиторскую задолженность безнадежной к взысканию или отказать в признании. Решение комиссии по поступлению и выбытию активов по результатам рассмотрения служебной записки оформляется протоколом. Решение комиссии о признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию утверждается руководителем департамента (пункты 3.1, 3.2, 3.7 Положения о признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию).
Протоколом заседания комиссии по поступлению и выбытию активов от 18.06.2018 установлено, что срок исковой давности по взысканию просроченной дебиторской задолженности, числящейся за Муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" Переславского муниципального района, истек 17.06.2016. Комиссия приняла решение о признании дебиторской задолженности Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" Переславского муниципального района в сумме 9 228 256 руб. безнадежной к взысканию.
Приказом директора департамента от 28.09.2018 № 330 задолженность Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" Переславского муниципального района по договору от 30.12.2011 № ПМР-2012/16 в размере 9 228 256 руб. списана.
На основании приказа оформлена бухгалтерская справка от 28.09.2018 № 596 о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в размере 9 228 256 руб.
Заседание комиссии по поступлению и выбытию активов проведено 18.06.2018 в связи с тем, что в мае 2018 года на не списание данной дебиторской задолженности указала в качестве нарушения контрольно-счетная палата Ярославской области.
Однако пунктом 3 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации допускается создание резервов по сомнительным долгам на последнее число отчетного (налогового) периода.
Если бы департамент действовал разумно и добросовестно, то при наличии информации об истечение срока давности 17.06.2016 он должен был по итогам отчетного периода, то есть в 2017 году, принять меры к списанию дебиторской задолженности.
Также требованиям разумности и добросовестности не отвечает принятие приказа о списании дебиторской задолженности спустя более чем три месяца после решения комиссии по поступлению и выбытию активов о признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию.
В подписанном сторонами акте сверки взаимных расчетов на 01.01.2019 отражена бухгалтерская справка от 30.06.2018 № 535 о списании дебиторской задолженности в размере 9 228 256 руб.
Департамент подтвердил подлинность акта сверки взаимных расчетов, однако представить бухгалтерскую справку от 30.06.2018 № 535 отказался.
При наличии протокола заседания комиссии по поступлению и выбытию активов от 18.06.2018 суд критически относится к утверждению департамента об отсутствие у него бухгалтерской справки от 30.06.2018 № 535.
На момент оформления отказа от 16.08.2018 дебиторская задолженность истца подлежала списанию, основания для отказа в заключении договора о предоставлении субсидии отсутствовали.
Даже в случае списания дебиторской задолженности после приказа директора департамента от 28.09.2018 № 330 ответчик мог в течение октября, ноября, декабря 2018 года проинформировать истца об отсутствии препятствий для заключения договора.
При таких обстоятельствах истец не может нести неблагоприятные последствия, связанные с невозможность заключения в текущем финансовом году договора на предоставление субсидии по потребности предыдущего года. Возражения ответчика об отсутствии средств в областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период отклоняются судом.
На день проведения судебного заседания задолженность по договору от 30.12.2011 № ПМР-2012/16 списана, истец соответствует требованиям Порядка предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, что подтверждается заключенными с ним договорами от 19.07.2019 № 52/2019, от 20.03.2020 № 53/2019ПД.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Убытки истца находятся в причинно-следственной связи с бездействием ответчика, своевременно не списавшим просроченную дебиторскую задолженности. Отказ в возмещении истцу расходов в связи с отсутствием тарифов противоречит требованию о компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций в полном объеме. Следовательно, убытки истца, возникшие в январе – декабре 2018 года, подлежат возмещению.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Размер убытков 6 773 848.72 руб. подтверждается расчетами фактической потребности в субсидии за январь – декабрь 2018 года, отчетами о фактической потребности в субсидии на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» разъясняется, что по делам о взыскании возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Расчеты истца соответствуют данному требованию, оснований не доверять им у суда не имеется. В судебном заседании ответчик заявил об отсутствии возражений по расчетам.
Убытки, возникшие у истца в январе – декабре 2018 года в результате межтарифной разницы и не компенсированные за счет субсидии, составляют
6 773 848.72 руб.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 14 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», за счет казны субъекта Российской Федерации осуществляется исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации.
Исходя из определений понятий «денежные обязательства» и «получатель бюджетных средств», приведенных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к числу денежных обязательств главных распорядителей бюджетных средств, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 – 242.6, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
Возмещение убытков, возникших в результате межтарифной разницы, является денежным обязательством Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области и не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны Ярославской области. Являясь юридическим лицом, департамент обязан обеспечить исполнение денежных обязательств, указанных в решении суда, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, исковые требования Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" городского округа города Переславля-Залесского подлежат удовлетворению полностью.
На основании статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу относятся на ответчика. Поскольку истцу по его ходатайству была предоставлена отсрочка, а ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в доход федерального бюджета не взыскивается.
Сторонам разъясняется, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" городского округа города Переславля-Залесского удовлетворить полностью.
Взыскать с Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН <***>,
ОГРН <***>) в пользу Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" городского округа города Переславля-Залесского
(ИНН <***>, ОГРН <***>) возмещение убытков, возникших в январе –декабре 2018 года в результате невыплаты субсидии на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающей организации, в размере 6 773 848.72 руб.
Исполнительный лист выдать по ходатайству взыскателя после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья | Кузьмичев А.В. |