г. Ярославль Дело № А82-5212/2007-39
20.08.2007г.
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Т.Б.Красновой
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.Б.Красновой
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1
об оспаривании постановления государственного инспектора Ярославской области по охране природы Комитета экологического контроля Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 27.06.2007г. № 17-21 о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии
от заявителя: ФИО1 – предприниматель, ФИО2– представитель по доверенности от 16.08.2007г.
от административного органа – ФИО3 – представитель по доверенности № 13 от 02.05.2007г., ФИО4 – представитель по доверенности № 17 от 02.05.2007г.
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления от 27.06.2007г. № 17-21, вынесенного государственным инспектором Ярославской области по охране природы Комитета экологического контроля Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ, Кодекс).
Правовая позиция заявителя основана на том обстоятельстве, что он не является собственником земельного участка, в связи с чем не считает себя обязанным уплачивать экологические платежи за использование земельного участка. Кроме того, полагает, что постановление прокурора не содержит должность лица, принявшего постановление; указывает, что осуществляет эксплуатацию парковки автомобилей и велосипедов. Кроме того, обращает внимание, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с нарушением статьи 28.4 КоАП РФ.
Административный орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по оказанию платных услуг по охране автомобилей и велосипедов по адресу: <...> на основании договора аренды земельного участка от 01.10.2006г., заключенного с ООО «Соснячок».
Усмотрев в действиях предпринимателя ФИО1 признаки правонарушения природоохранного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ, заместитель прокурора района Иванов И.В. вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.06.2007г., которое направил в Комитет экологического контроля для рассмотрения. Данным постановлением предпринимателю вменяется невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006г., первый квартал 2007г.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административный орган принял постановление от 27.06.2007 N 17-21 о привлечении ФИО1 к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
На основании части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и др.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 16 указанного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Таким образом, данный Закон не устанавливает сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а отсылает к иным нормативным актам, регламентирующим порядок исчисления и взимания названной платы.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. № 632, в пункте 9 которого предусмотрено, что перечисление средств природопользователями осуществляется в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов РФ.
На основании данной нормы руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в приказе от 27.01.2006 N 49 приказал руководителям управлений по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональных управлений по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установить и довести до сведения природопользователей рекомендованные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору следующие сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду: 30 января 2006 года - по итогам четвертого квартала 2005 года; 20 апреля 2006 года - по итогам первого квартала 2006 года; 20 июля 2006 года - по итогам второго квартала 2006 года; 20 октября 2006 года - по итогам третьего квартала 2006 года; 20 января 2007 года - по итогам четвертого квартала 2006 года.
Согласно пунктам 9, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература". Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Приказ N 49 не прошел регистрацию в министерстве юстиции и официально не был опубликован. Следовательно, данный приказ применению не подлежит и сроки уплаты платы за загрязнение окружающей природной среды, указанные в этом приказе, нельзя признать нормативно установленными.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. № 557 установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал.
Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ за № 8077 от 17.07.2006г., опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 24.07.2006г., в Российской газете – 28.07.2006г. и действует с 08.08.2006г.
Таким образом, привлечение к административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ в рассматриваемом судом случае возможно только по срокам уплаты, наступившим после 08.08.2006г., то есть за 3-ий, 4-ый кварталы 2006г. и 1-ый квартал 2007г.
Вместе с тем, учитывая, что ст. 8.41 КоАП РФ носит отсылочный характер к установленным срокам уплаты, суд полагает, что административный орган в обоснование совершенного правонарушения должен указать, какие именно нормы и правила нарушены лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае заместитель прокурора Заволжского района г. Ярославля Иванов И.В. в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.06.2007г. сослался на нарушение индивидуальным предпринимателем ФИО1 статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», которая определяет возмездность негативного воздействия на окружающую среду, не устанавливая при этом порядка исчисления и срока уплаты платы. Других оснований для привлечения к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ заместитель прокурора не привел.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
При вынесении постановления о назначении предпринимателю ФИО1 административного наказания от 27.06.2007г. № 17-21 государственный инспектор Ярославской области по охране природы указал на невнесение ФИО1 в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, не конкретизировав отчетные периоды и сроки уплаты, также сославшись при этом на статью 16 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г., статью 28 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха», статьи 21, 23 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления».
Ни одной из перечисленных норм сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду не установлены.
Исходя из изложенного, суд полагает, что административным органом при вынесении оспариваемого постановления допущено нарушение требований части 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Указанное нарушение является существенным, возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Установленный законом порядок применения административного наказания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административном правонарушении. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет, лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Доводы заявителя о том, что он не является собственником земельного участка, в связи с чем не обязан уплачивать экологические платежи, осуществляет эксплуатацию парковки автомобилей и велосипедов, а не автостоянки, судом не принимаются как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 27.06.2007г. № 17-21, вынесенное государственным инспектором Ярославской области по охране природы Комитета экологического контроля Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 по статье 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров).
Судья Т.Б. Краснова