ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ярославль Дело № А82-5237/2008-27
в составе судьи Розовой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Розовой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СВ студия»
к Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области,
Управлению градостроительства и архитектуры Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области
о признании незаконным решения от 09.06.2008 № 43-62/2680 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по адресу: г.Рыбинск, ул.Бабушкина (150 м от ул.Гражданской),
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1- представителя по доверенности,
от ответчика 1: ФИО2- представителя по доверенности,
от ответчика 2: ФИО2- представителя по доверенности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «СВ студия» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области о признании незаконным решения от 09.06.2008 № 43-62/2680 об отказе в выдаче разрешений на установку рекламной конструкции по адресу: г.Рыбинск, ул. Бабушкина (150 м от ул.Гражданской).
В соответствии с ч.2 ст.47 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Управление градостроительства и архитектуры Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области (далее – УГА).
Заявитель полагает, что согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, является обязанностью администрации. В оспариваемом решении не указано ни одно из оснований отказа в выдаче разрешения, установленных ч.15 ст.19 Федерального закона «О рекламе». Ссылка Администрации на п.7.7 Положения о наружной рекламе и информации, размещаемой на территории городского округа город Рыбинск, утвержденного постановлением Главы городского округа от 17.04.2007 № 139, несостоятельна, так как данный пункт действует только в случае, когда нет претендентов на то или иное место для размещения рекламной конструкции и, соответственно, нет заявления на предоставление разрешения.
Администрация городского округа город Рыбинск считает себя ненадлежащим ответчиком, так как оспариваемое решение (письмо) было направлено в адрес ООО «СВ студия» в рамках предоставленных полномочий Управлением градостроительства и архитектуры Администрации городского округа г.Рыбинск, которое является самостоятельным юридическим лицом.
Управление градостроительства и архитектуры Администрации городского округа г.Рыбинск заявленное требование не признало по основаниям, изложенным в отзыве, указывает, что оспариваемое заявителем письмо не является отказом в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций в смысле статьи 19 Федерального закона «О рекламе». Ответчик указывает, что заявителем не был представлен весь необходимый пакет документов, предусмотренных пунктом 11 статьи 19, в том числе подтверждение согласия собственника на присоединение рекламной конструкции. В отношении муниципальных мест таким подтверждением является договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключаемый с Администрацией города. Управление действовало в соответствии с разделом 7 Положения о наружной рекламе и информации, размещаемой на территории городского округа город Рыбинск, утвержденного постановлением Главы городского округа г.Рыбинск от 17.04.2007 № 139 (далее – Положение о наружной рекламе № 139), согласно которому для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заявитель обращается в Управление градостроительства и архитектуры с заявлением установленной формы с приложением всех необходимых документов. Заявителю был выдан акт выбора рекламного места на сбор согласований для заключения договора, а не для выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, и ссылка заявителя на п.13 ст.19 Федерального закона «О рекламе» ошибочна. Так как заявитель отказался от сбора согласований для заключения договора на муниципальное место, Управление расценило это как отказ от заключения договора и приняло решение о проведении торгов в отношении данного рекламного места.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
14 апреля 2008 г. ООО «СВ студия» подало в Управление градостроительства и архитектуры Администрации городского округа г.Рыбинск заявление о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по адресу: г.Рыбинск, ул.Бабушкина (150 м от ул.Гражданской) (исх.№310).
Обществу был выдан акт выбора рекламного места для получения согласований с уполномоченными органами.
20.05.2008 ООО «СВ студия» направило в УГА заявление исх.№ 448 с просьбой в соответствии с п.13 ст.19 Федерального закона «О рекламе» самостоятельно осуществить согласование для ООО «СВ студия» рекламного места по адресу ул.Бабушкина (150 м от ул.Гражданская) и выдать разрешение на установку рекламной конструкции (биллборда). Одновременно Обществом был возвращен УГА акт выбора рекламного места без согласований.
Письмом Управления градостроительства и архитектуры Администрации городского округа город Рыбинск от 09.06.2008 № 43-62/2680 на заявление от 20.05.2008 № 448 о предложении управлению самостоятельно осуществить сбор необходимых согласований было сообщено, что согласно п.7.7 Положения «О наружной рекламе и информации, размещаемой на территории городского округа город Рыбинск» № 139 от 17.04.2007 Управление вправе готовить документы по согласованию рекламных мест, в этом случае они предоставляются с торгов. Учитывая изложенное и отказ Общества от сбора согласований, управлением самостоятельно будет проведена работа по сбору необходимых согласований для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции
Заявитель считает данное письмо решением об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции и полагает его незаконным по следующим основаниям.
Заявитель ссылается на п.13 ст.19 Федерального закона «О рекламе», согласно которому орган местного самоуправления самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. Заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления. Таким образом, согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, является обязанностью администрации. В оспариваемом решении не указано ни одно из оснований отказа в выдаче разрешения, установленных ч.15 ст.19 Федерального закона «О рекламе».
Заявитель также считает несостоятельной ссылку на п.7.7 Положения о наружной рекламе и информации, размещаемой на территории городского округа город Рыбинск, утвержденного постановлением Главы городского округа г.Рыбинск от 17.04.2007 № 139, так как данный пункт действует только в случае, когда нет претендентов на то или иное место для размещения рекламной конструкции и, соответственно, нет заявления на предоставление разрешения. В спорной ситуации заявитель является единственным претендентом на рекламное место, поэтому при отказе Общества от сбора согласований такое согласование должно осуществить УГА. С заявлением были представлены все документы, необходимые для выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, заявление было подано до 01.07.2008, в связи с чем должно было рассматриваться в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.07.2008. Заявитель также полагает, что раздел 7 Положения о наружной рекламе № 139 от 17.04.2007 противоречит п.13 ст.19 Федерального закона «О рекламе».
Ответчик Управление градостроительства и архитектуры считает, что оспариваемое заявителем письмо не является отказом в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций в смысле статьи 19 Федерального закона «О рекламе». Спорное рекламное место является муниципальной собственностью, и разрешение на установку рекламной конструкции выдается после заключения гражданско-правового договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником рекламного места в порядке, установленном разделом 7 Положения о наружной рекламе № 139. Данный договор одновременно является подтверждением согласия собственника на размещение рекламной конструкции на муниципальных рекламных местах. Никто не вправе принудить Администрацию заключить договор с тем или иным лицом, исходя из общих начал гражданского законодательства.
Управление также пояснило, что действовало в соответствии с разделом 7 Положения о наружной рекламе и информации, размещаемой на территории городского округа город Рыбинск, согласно которому для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заявитель обращается в Управление градостроительства и архитектуры с заявлением установленной формы с приложением всех необходимых документов. Заявителю был выдан акт выбора рекламного места на сбор согласований для заключения договора, а не для выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, поэтому ссылка заявителя на п.13 ст.19 Федерального закона «О рекламе» ошибочна, оспариваемое письмо не является отказом в выдаче разрешения на размещение рекламы. Так как заявитель отказался от сбора согласований для заключения договора на муниципальное место, Управление расценило это как отказ от заключения договора и приняло решение о проведении торгов в отношении данного рекламного места. Ответчик указывает, что заявителем не был представлен весь необходимый пакет документов, предусмотренных пунктом 11 статьи 19, а именно подтверждение согласия собственника на установку рекламной конструкции.
Ответчик не усматривает каких-либо противоречий Положения о наружной рекламе № 139 Федеральному закону «О рекламе», пояснил, что при размещении рекламы на муниципальных местах сложилась процедура, при которой сначала заключается договор с собственником рекламного места, а затем выдается разрешение на размещение рекламы, так как были случаи отказа претендентов на рекламное место в заключении договоров после получения разрешения. Если бы рекламное место не было муниципальным, то сбор согласований для получения разрешения на установку рекламной конструкции проводило бы Управление, но в спорной ситуации сбор согласований для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции должен был осуществлять заявитель.
Заявитель возразил, что утверждение ответчика о том, что в отношении муниципальных мест подтверждением согласия собственника на размещение рекламной конструкции является договор на установку и размещение рекламной конструкции, не основано на законе. В силу п.5 ст.19 Федерального закона «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является самостоятельной стадией процедуры размещения конструкции, независимо от того, в чьей собственности находится объект недвижимости, к которому присоединяется рекламная конструкция.
По мнению заявителя, Федеральный закон вообще не предусматривает оснований для отказа в заключении договора, такие основания установлены только для выдачи разрешения, и перечень установленных п.15 ст.19 Федерального закона «О рекламе» оснований является закрытым. Разрешение носит первичный характер, является основным документом, и после его получения должен заключаться договор с собственником имущества, а не наоборот. Если объект недвижимости является муниципальной собственностью, разрешение и договор оформляются и выдаются одним лицом – уполномоченным органом местного самоуправления.
Заявитель считает необоснованным довод ответчика о том, что в оспариваемом письме Управление вело речь не о сборе согласований для выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, а об акте выбора рекламного места на сбор согласований для заключения договора, так как Федеральный закон не предусматривает отдельную процедуру для оформления акта выбора рекламного места. Более того, Закон не предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок оформления разрешительной документации и могут устанавливать дополнительные требования к заявителям и оформлению документов.
Аргумент Управления о том, что ООО «СВ студия» отказалось от оформления договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, поэтому Управление правомерно приняло решение о предоставлении рекламного места на торгах, не соответствует действительности и закону. Ссылка Управления на п.7.7 Положения о наружной рекламе № 139 как на основание отказа несостоятельна, так как такие основания не предусмотрены ни Положением, ни Федеральным законом.
Представитель ответчика возразил, что заявителю известна процедура заключения договора на размещение рекламной конструкции на муниципальных рекламных местах. Заявление от 14.04.2008 поступило без документов, подтверждения согласия собственника рекламного места не было. По мнению ответчика, заявитель знал, что с 01.07.2008 в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О рекламе», будет применяться процедура предоставления рекламных мест с торгов, и стремился таким образом зарезервировать за собой спорный муниципальный участок, чтобы получить его без проведения торгов.
Оценивая представленные доказательства и доводы сторон, суд исходит из следующего.
С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе», в соответствии с которым, а также в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Главой городского округа город Рыбинск принято Постановление от 17.04.2007 № 139 «О наружной рекламе и информации, размещаемой на территории городского округа город Рыбинск», которым было утверждено Положение о порядке размещения средств наружной рекламы и информации на территории городского округа город Рыбинск.
Статьей 19 Федерального закона № 38-ФЗ от 13 марта 2006г. «О рекламе» урегулированы правоотношения в сфере распространения наружной рекламы.
Согласно данной статье распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Пунктом 11 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установлено, что к заявлению прилагается подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
Разделами 5 и 6 Положение о порядке размещения средств наружной рекламы и информации на территории городского округа город Рыбинск установлены условия размещения средств распространения наружной рекламы и информации и порядок оформления разрешительной документации на размещение средств распространения наружной рекламы и информации.
Согласно п.5.1 Положения о порядке размещения наружной рекламы № 139 размещение средств распространения наружной рекламы и информации осуществляется при наличии разрешения на установку рекламной конструкции в соответствии с действующим законодательством о рекламе и на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции между юридическим или физическим лицом (рекламораспространителем) и администрацией городского округа город Рыбинск (для территорий и объектов, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления города Рыбинска). В целях оперативного решения вопросов, связанных с размещением рекламных конструкций, главный архитектор - начальник УГА имеет право подписи договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, определения их условий, а также право подписи соглашений по изменению условий и расторжению указанных договоров.
Пунктом 5.2 Положения установлено, что размещение рекламы на территориях и объектах, не являющихся муниципальной собственностью, производится на основании договора с собственником либо с лицом, обладающим вещными правами на недвижимое имущество или земельный участок, и при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого в соответствии с данным Положением.
Согласно п.5.3 Положения основанием для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках и объектах, являющихся муниципальной собственностью, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления городского округа город Рыбинск, являются:
- заявка, поданная в порядке, установленном данным Положением;
- оформленный в установленном порядке акт выбора рекламного места,
- согласованная проектная документация на средство распространения наружной рекламы.
Для получения разрешения на установку рекламной конструкции заявитель обращается в УГА с заявлением установленной формы (п.6.1 Положения).
Пунктом 6.2 Положения определено, что к указанному в п. 6.1 настоящего Положения заявлению прилагаются:
6.2.1. Данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
6.2.2. Подтверждение в письменной форме согласия собственника недвижимого имущества либо иного лица, уполномоченного на это собственником соответствующего недвижимого имущества.
6.2.3. Эскизный проект (эскиз) изображения в масштабе и цвете без нарушения размеров, пропорций, цвета, деталей композиции, шрифтов.
6.2.4. Фотографии места размещения рекламы (информации) до и после размещения нового средства наружной рекламы и информации (для вновь устанавливаемых конструкций - фотомонтаж), для отдельно стоящих конструкций - фотография по ходу движения транспорта.
6.2.5. Схема привязки на плане города (для отдельно стоящих конструкций).
6.2.6. Проектно-конструкторская документация на рекламную конструкцию в масштабе с указанием применяемых материалов, параметров и основных узлов конструкции, разработанная проектной организацией, имеющей на это право в соответствии с действующим законодательством. В случае разработки комплексного проекта наружного оформления здания в соответствии с подп. 6.2.3 настоящего Положения эскизный проект разрабатывается на все здание в целом, рабочий проект - на фрагмент здания, относящийся к заявителю.
Согласно п.6.4 Положения УГА самостоятельно осуществляет согласования с уполномоченными органами, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. Согласования предоставляются уполномоченными органами в течение четырнадцати дней с момента направления запроса без взимания платы.
Заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такие согласования и представить их в УГА, в этом случае заявителю выдается акт выбора рекламного места.
После получения необходимых согласований акт выбора рекламного места направляется в УГА для оформления разрешения на установку рекламной конструкции. После представления документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, УГА выдает разрешение на установку рекламной конструкции (п.6.6).
Разделом 7 Положения установлены особенности порядка оформления разрешительной документации на размещение средств распространения наружной рекламы и информации на муниципальных рекламных местах (за исключением рекламных мест, предусмотренных п. 3.9 и 3.10 Положения), что связано с одновременным осуществлением УГА полномочий собственника муниципального недвижимого имущества, дающего согласие на размещение рекламной конструкции, и полномочий органа по оформлению разрешительной документации.
Так, согласно п. 7.1 Положения для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заявитель обращается в УГА с заявлением установленной формы. К указанному заявлению прилагаются документы, предусмотренные подп. 6.2.1, 6.2.3 - 6.2.6 настоящего Положения.
В случае если на одно место претендует несколько заявителей, УГА объявляет торги в форме конкурса или аукциона (п. 12.1 настоящего Положения) (п.7.2).
Заявление, поданное по установленной форме, регистрируется УГА и с этого момента место размещения рекламы резервируется на срок до двух месяцев (п.7.3).
В соответствии с п.7.4 Положения УГА готовит акт выбора рекламного места, который содержит следующие сведения:
- точный адрес рекламного места с картой-схемой предполагаемого рекламного места с привязкой в плане к ближайшему километровому столбу, опоре освещения или капитальному сооружению с точностью, достаточной для принятия решения;
- сведения о владельце средства наружной рекламы (информации);
- сведения о типе и основных характеристиках средства наружной рекламы и информации;
- сведения о необходимости подсветки;
- категория зоны рекламного контроля;
- перечень организаций, согласование которых необходимо получить для получения разрешения на установку рекламной конструкции;
- иные сведения, необходимые для уточнения возможности размещения средства наружной рекламы.
Согласно п.7.5 УГА самостоятельно осуществляет согласования с уполномоченными органами, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. В случае если заявитель самостоятельно желает получить согласования от уполномоченных органов, ему выдается акт выбора рекламного места.
Пунктом 7.6 Положения установлено, что в случае непредставления заявителем акта выбора рекламного места с собранными согласованиями по истечении срока резервирования рекламного места место размещения рекламы считается свободным и его резервирование прекращается с уведомлением об этом заявителя.
УГА вправе готовить документы по согласованию рекламных мест, в этом случае они предоставляются с торгов (аукцион, конкурс) (п.7.7).
Согласно п.7.8 Положения после получения необходимых согласований акт выбора рекламного места направляется в УГА для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
После заключения договора и представления заявителем документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, последнему выдается разрешение на установку рекламной конструкции (п.7.9 Положения).
Таким образом, из анализа приведенных норм местного законодательства следует, что разделом 7 Положения о порядке размещения наружной рекламы № 139 установлены специальные нормы порядка оформления разрешительной документации на муниципальных рекламных местах, которым отдается предпочтение перед общими нормами раздела 6 Положения.
При этом в соответствии с Положением № 139 от 17.04.2007 согласие собственника муниципального рекламного места оформляется в виде договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте, что видно из перечня документов для заключения договора, установленного п.7.1 Положения.
Несмотря на то, что (за исключением согласия собственника) перечень документов, необходимых для поручения разрешения на установку рекламной конструкции и для заключения договора, совпадает, раздел 7 Положения разграничивает процедуру получения разрешения и заключения договора на установку рекламной конструкции, что следует из п.7.1, 7.5, 7.9 Положения.
Обязанность УГА самостоятельно осуществить согласование с уполномоченными органами установлена п.7.5 для принятия решения о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения на размещение рекламной конструкции, но не для заключения договора, подтверждающего согласие собственника рекламного места на установку рекламной конструкции.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, заявитель подал заявление от 14.04.2008 и получил акт выбора рекламного места, который возвратил 20.05.2008 без собранных согласований с просьбой УГА самостоятельно осуществить согласование. Документ, подтверждающий согласие собственника недвижимого имущества на размещение рекламной конструкции, приложен к заявлению не был.
Принимая во внимание заявленный ООО «СВ студия» предмет спора, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующих обстоятельств.
Суд полагает, что в силу положений статьи 19 Федерального закона «О рекламе», п.7.9 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы № 139 при отсутствии согласия собственника рекламораспространитель не вправе претендовать на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.
Кроме того, оспариваемое заявителем письмо от 09.06.2008 по сути является отказом в заключении договора с собственником на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте. Между тем, заявитель не обращался в суд с исками об урегулировании преддоговорных отношений.
Суд не усматривает противоречия раздела 7 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы № 139 статье 19 Федерального закона «О рекламе», поскольку указанный Федеральный закон не регулирует порядок заключения договоров с собственниками недвижимого имущества, данные вопросы лежат в сфере гражданско-правовых отношений.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.
Судья Н.А.Розова