ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-527/2011 от 17.02.2011 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль Дело № А82-527/2011

25.02.2011г.

Резолютивная часть решения от 17.02.2011.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Быстровой Е.О.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению 

Отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД по г.Ярославлю

о привлечении к административной ответственности

Общества с ограниченной ответственностью «Росар»

по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии

от заявителя   – не присутств.;

от лица, в отношении которого составлен протокол   – не присутств.;

установил:

Отдел по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД по г.Ярославлю обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства, связанного с лицензированием отдельных видов деятельности, Общества с ограниченной ответственностью «Росар» основании части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вменяемое Обществу правонарушение заключается в осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, без специального разрешения (лицензии).

Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Дело рассматривается в их отсутствии в соответствии со статьями 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

21.12.2010 Отделом по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД по г.Ярославлю установлено, что в помещении лотерейного клуба, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего ООО «Росар», под видом проведения Всероссийской негосударственной бестиражной денежно-вещевой лотереи «Алладин» осуществляется деятельности по организации и проведению азартных игр, без специального разрешения (лицензии).

Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, инспектором ОБПСПР и ИАЗ УВД по г.Ярославлю в отношении ООО «Росар» составлен протокол об административном правонарушении АА № 063226.

Оценивая необходимость привлечения ООО «Росар» к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Федеральным законом от 29 декабря 2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон №244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон.

Частями 1 и 2 статьи 5 Закона №244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим законом и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным перечисленными федеральными законами.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах (часть 4 статьи 5 Закона №244-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 9 названного Закона игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край.

В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона №244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса. Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, должна быть прекращена до 01 июля 2009г.

Исходя из системного толкования норм Закона № 244-ФЗ существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.

Город Ярославль в соответствии со статьей 9 Закона в состав игорных зон не входит.

Запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно статье 4 Закона №244-ФЗ под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; выигрышем признаются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры. Под игровым автоматом понимается оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Таким образом, обязательным условием, позволяющим квалифицировать деятельность как осуществление организации и проведения азартных игр является, в том числе, соглашение о выигрыше, равно как наличие оборудования, случайным образом определяющего результат игры.

Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, а также требования к лотерейному оборудованию определяет Федеральный закон от 11.11.2003г. №138-ФЗ «О лотереях», пунктом 1 статьи 2 которого определено, что лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Пунктом 4 статьи 2 Закона установлено, что розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши.

Согласно пункту 14 статьи 2 Закона под лотерейным оборудованием понимается оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Согласно части 3 статьи 9 Закона условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения, позволяющие совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков.

Не допускается использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей (пункт 5 статьи 12.1 Закона).

Материалами дела, в том числе объяснениями оператора ФИО1 от 20.12.2010 подтверждается, что в лотерейном клубе, принадлежащим ООО «Росар» клиенту предоставлялась возможность игры на игровом оборудовании с возможным денежным выигрышем после введения оператором зала в автомат кредита, при этом, определение выигрышной комбинации и размера выигрыша клиента не зависело от работников Общества.

Управление участником игры процессом определения выигрышной комбинации, влияющей на размер выигрыша, а также возможность участника забрать денежные средства в любой момент, свидетельствуют о наличии признаков азартной игры.

Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что осуществляемую Обществом деятельность заявитель правомерно отнес к деятельности по организации азартных игр.

 Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, а также признаков малозначительности совершенного административного правонарушения суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Росар» (ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрировано по адресу: <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложить взыскание в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Штраф подлежит перечислению на счет 40101810700000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области, ИНН <***>, КПП 760201001, БИК 047888001, КБК 18811621040040000140, ОКАТО 78401000000, получатель - УФК по Ярославской области (для УВД по г.Ярославлю).

Конфисковать лотерейные аппараты, поименованные в протоколе ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 20.12.2010.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья Т.Б.Краснова