150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-5392/2019 |
05 января 2020 года |
Резолютивная часть решения оглашена декабря 2019 года .
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Кузьмичева А.В.
при ведении протокола судебного заседания судебного заседания помощником судьи Мельниковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №2" (ИНН <***>,
ОГРН <***>)
к Муниципальному образованию городской округ город Ярославль в лице Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля (ИНН <***>,
ОГРН <***>),
третьи лица: Мэрия города Ярославля (ИНН <***>, ОГРН <***>), Акционерное общество "Ярославские энергетические системы" (ИНН <***>, ОГРН <***>), Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН <***>, ОГРН <***>), Акционерное общество "Ярославльлифт" (ИНН <***>, ОГРН <***>), Публичное акционерное общество "Центротранстехмонтаж" (ИНН <***>,
ОГРН <***>), Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировскому городскому району (ИНН <***>,
ОГРН <***>), Товарищество собственников жилья "Химмаш-2"
(ИНН <***>, ОГРН <***>), Жилищно-строительный кооператив "Агрегат-5" (ИНН <***>, ОГРН <***>), Государственное казённое учреждение Ярославской области "Учреждение по содержанию и эксплуатации административных зданий" (ИНН <***>, ОГРН <***>), Акционерное общество "Ярославльводоканал" (ИНН <***>, ОГРН <***>), Департамент финансов Мэрии города Ярославля (ИНН <***>,
ОГРН <***>),
о взыскании с учетом уточнения иска убытков в размере 115.51 руб.
при участии:
от истца – ФИО1, по доверенности от 01.10.2019 № 259-19;
от ответчика – ФИО2, по доверенности от 27.08.2019 № 01-08/10098, удостоверению от 15.02.2011 № 10;
от третьего лица Мэрии города Ярославля – ФИО3, по доверенности от 26.10.2018 № 1/19-11243;
от третьего лица Акционерного общества "Ярославские энергетические системы" – ФИО4, по доверенности от 10.01.2019 № 675;
от третьего лица Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" – ФИО5, по доверенности от 30.05.2018 № СЕВ НЮ-42/Д;
от третьего лица Акционерного общества "Ярославльлифт" – ФИО6, по доверенности от 25.09.2019; ФИО7, по доверенности от 16.01.2019;
от иных третьих лиц – представители не присутствовали;
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию городской округ город Ярославль в лице Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля о взыскании убытков, составляющих стоимость потерь тепловой энергии в бесхозяйных сетях, за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в размере 387 397.61 руб.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 26.03.2019 указанное исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу № А82-5392/2019
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства от истца поступили дополнительные документы в обоснование заявленных требований.
Ответчик представил отзыв по делу, в котором указал на отсутствие расчета суммы иска и невозможность установить участки сетей, по которым предъявляются требования.
Истец и ответчик заявили ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Согласно определению Арбитражного суда Ярославской области от 24.05.2019, дело подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Мэрия города Ярославля, Акционерное общество "Ярославские энергетические системы", Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Акционерное общество "Ярославльлифт", Публичное акционерное общество "Центротранстехмонтаж", Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировскому городскому району, Товарищество собственников жилья "Химмаш-2", Жилищно-строительный кооператив "Агрегат-5", Государственное казённое учреждение Ярославской области "Учреждение по содержанию и эксплуатации административных зданий", Акционерное общество "Ярославльводоканал", Департамент финансов Мэрии города Ярославля.
Истец представил уточненные расчеты тепловых потерь на участках «бесхозяйных» сетей, просил взыскать убытки, составляющие стоимость потерь тепловой энергии в бесхозяйных сетях, за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в размере 386 115.51 руб.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнение исковых требований принято судом.
В судебном заседании истец поддержал иск в уточненном виде, дал объяснения, аналогичные исковому заявлению и письменным возражениям на отзыв ответчика, сослался на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 по аналогичному делу № А82-17019/2017.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве по делу и дополнении к отзыву, считал необоснованным взыскание убытков в связи с не определением (несвоевременным определением) эксплуатирующей тепловые сети организации с органа местного самоуправления, полагал, что убытки истца могут быть компенсированы при тарифном регулировании в следующие периоды, между его действиями и убытками нет причинной связи. Также ответчик возражал против включения в расчеты участков тепловых сетей, в отношении которых имелись подписанные акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, полагал, что такие тепловые сети не являются бесхозяйными, принадлежат собственнику объекта или земельного участка, который построил их и подключил в установленном порядке к централизованной системе теплоснабжения, документального подтверждения отказа от права собственности не имеется.
Третье лицо Мэрия города Ярославля считало иск не подлежащим удовлетворению, поддержало возражения ответчика.
Третье лицо Акционерное общество "Ярославские энергетические системы" полагало, что документом, определяющим границы владения тепловыми сетями, является акт разграничения балансовой принадлежности, прежние собственники тепловых сетей, заявив об отказе от права собственности, не лишаются прав и обязанностей собственника до передачи тепловых сетей в собственность иному лицу или до регистрации их как бесхозяйной вещи, считало исковые требования в отношении участков тепловых сетей с подписанными актами разграничения балансовой принадлежности не подлежащими удовлетворению. Позиция теплосетевой организации изложена в отзыве на исковое заявление и дополнительном отзыве.
Третье лицо Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" сообщило, что участок тепловых сетей от места врезки в точке В до точки З по улице Московская линия, д. 115, на его балансе не числится, считало его бесхозяйной тепловой сетью. Позиция общества изложена в отзыве на исковое заявление.
Третье лицо Акционерное общество "Ярославльлифт" считало иск не подлежащим удовлетворению, пояснило, что оно оплачивало тепловую энергию по договору теплоснабжения в полном объеме. Позиция общества изложена в отзыве на исковое заявление.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2019 в судебном заседании объявлен перерыв до 11.12.2019, после окончания перерыва судебное заседание продолжено.
Исследовав доказательства по делу, судом установлено следующее.
13 марта 2018 года Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйного участка тепловой сети вторичного теплоносителя в районе домов № 20, 22 по улице Флотской. Приказом директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля от 04.06.2019 № 59 АО "Ярославские ЭнергоСистемы" определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данного бесхозяйного участка тепловой сети.
23 мая 2018 года Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйного транзитного участка тепловой сети по техподполью жилого дома № 1 по улице Клубной. Приказом директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля от 04.06.2019 № 59 АО "Ярославские ЭнергоСистемы" определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данного бесхозяйного участка тепловой сети.
14 июня 2018 года Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйного участка тепловой сети вторичного теплоносителя в районе домов № 52а, 52в по проспекту Ленина. Приказом директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля от 04.06.2019 № 59 АО "Ярославские ЭнергоСистемы" определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данного бесхозяйного участка тепловой сети.
04 июня 2018 года Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания семи бесхозяйных участков тепловых сетей от т/к Е-21/30 через здания конторы и гаража до наружной стены здания ПРБ-5 в районе дома № 19 по улице Павлика ФИО8. Приказами директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля от 04.06.2019 № 59, от 30.09.2019 № 132 АО "Ярославские ЭнергоСистемы" определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данных бесхозяйных участков тепловых сетей.
03 июля 2018 года Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйного участка тепловой сети в районе дома № 47 по улице Угличской. Приказом директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля от 11.12.2018 № 172 ПАО "ТГК-2" определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данного бесхозяйного участка тепловой сети.
25 мая 2018 года Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания двух бесхозяйных участков тепловой сети в районе домов № 51, 53/42 по улице ФИО9. Приказом директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля от 04.06.2019 № 59 АО "Ярославские ЭнергоСистемы" определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данных бесхозяйных участков тепловых сетей.
30 августа 2018 года Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйного участка тепловой сети в районе дома № 4 по улице Нефтяников. Приказом директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля от 11.12.2018 № 171 ПАО "ТГК-2" определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данного бесхозяйного участка тепловой сети.
30 августа 2018 года Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания двух бесхозяйных участков тепловых сетей в районе дома № 15 по улице Павлика ФИО8, дома № 11 по улице ФИО10. Приказом директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля от 04.06.2019 № 59 АО "Ярославские ЭнергоСистемы" определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данных бесхозяйных участков тепловых сетей.
06 сентября 2018 года Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйного транзитного участка тепловой сети в районе домов № 8, 10 по улице ФИО11. Приказом директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля от 23.09.2019 № 123 АО "Ярославские ЭнергоСистемы" определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данного бесхозяйного участка тепловой сети.
22 октября 2018 года Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйного участка тепловой сети в районе дома № 23 по улице 1-ой Вокзальной. Приказом директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля от 20.09.2019 № 121 ПАО "ТГК-2" определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данного бесхозяйного участка тепловой сети.
15 ноября 2018 года Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйного участка тепловой сети в районе дома № 64Б по улице Чкалова. Приказом директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля от 07.05.2019 № 45 ПАО "ТГК-2" определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данного бесхозяйного участка тепловой сети.
Приказами директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля подтвержден статус указанных участков как бесхозяйных участков тепловых сетей. Возражения ответчика о том, что участки принадлежат собственнику объекта или земельного участка, который построил их и подключил в установленном порядке к централизованной системе теплоснабжения, противоречат его собственным приказам, которые на день рассмотрения дела не отменены и не признаны недействительными. Участки выявлялись истцом при оформлении актов разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности с потребителями. Из актов следует, что участки не имеют собственника, владельца, эксплуатирующей организации, в отношении них балансовая принадлежность не установлена. В отношении большинства участков предыдущие акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности отсутствуют. Документы о строительстве и подключении участков к централизованной системе теплоснабжения лица, участвующие в деле, не представили. Указание в обращениях Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №2" потребителей, к эксплуатационной ответственности которых по его мнению ранее относились участки тепловых сетей по улицам Флотской, Клубной, Павлика ФИО8, Угличской, ФИО9, ФИО10, ФИО11, 1-ой Вокзальной, проспекту Ленина, не исключает признание участков бесхозяйными.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Часть 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Данная норма возлагает на орган местного самоуправления обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей. При этом значимыми обстоятельствами являются статус тепловых сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей теплосетевой организации или единой теплоснабжающей организации.
Статьей 98 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 № 42, организация теплоснабжения в границах города отнесена к полномочиям Мэрии города Ярославля.
В структуре мэрии полномочия по организации теплоснабжения реализует Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля, что закреплено в пункте 2.1, подпункте 3<1> пункта 3.1 Положения о департаменте, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.07.2007 № 492.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 07.06.2007 № 1805, департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля совместно с территориальными администрациями мэрии города Ярославля и управляющими организациями многоквартирными домами районов выявляет бесхозяйные сети на территории города Ярославля.
Материалами дела подтверждено, что департамент нарушил тридцатидневный срок для определения теплосетевой или теплоснабжающей организации, исчисляемый со дня поступления обращений истца, в связи с чем, спорные тепловые сети не были своевременно переданы лицу, которое бы обеспечивало их эксплуатацию и производило соответствующие платежи истцу.
Доказательств того, что ответчик ранее располагал или должен был располагать информацией об отсутствии лица, осуществляющего на законных основаниях эксплуатацию участков тепловых сетей, истец не представил.
24 сентября 2018 года Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйного участка тепловой сети в районе дома № 115 по улице Московская линия. В письме указано, что тепловая сеть на балансе ОАО "РЖД" не значится.
Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 07.10.2009 указанный участок тепловой сети был отнесен к балансовой принадлежности Ярославской дистанции защитных лесонасаждений СЖД – филиала ОАО "РЖД".
Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон на период с 01.01.2018 по 23.09.2018 из балансовой принадлежности Ярославской дистанции защитных лесонасаждений СЖД – филиала ОАО "РЖД" исключен участок транзитной теплотрассы в границах здания насосной, в районе точки «С».
Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 24.09.2018 участок тепловых сетей от места врезки в точке «В» (ТК-6_1) до точки «З» признан бесхозяйным.
В пункте 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной признается вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 2, 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 г. № 808, акт разграничения балансовой принадлежности – это документ, определяющий границы владения тепловыми сетями, источниками тепловой энергии и теплопотребляющими установками различными лицами на праве собственности или ином законном основании. Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон – это документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок. Граница балансовой принадлежности – это линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании. Граница эксплуатационной ответственности – это линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения – определяемая по границе балансовой принадлежности. Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон должны прилагаться к договору теплоснабжения.
Такие акты не являются правоустанавливающими документами, но в то же время свидетельствуют о том, что определенное лицо принимает на себя ответственность за эксплуатацию указанного участка сети, что до оспаривания заинтересованными лицами содержания указанного акта не позволяет сделать вывод о наличии у указанного участка признаков бесхозяйного.
Вывод об оспаривании заинтересованными лицами акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 07.10.2009 ответчик должен был сделать из письма Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 24.09.2018.
Документами, свидетельствующими о принадлежности участка тепловых сетей ОАО "РЖД" на том или ином вещном праве и опровергающими содержание нового акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 24.09.2018, ответчик не располагал.
Акт от 24.09.2018 был оформлен не на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности потребителя, а с целью осуществления теплоснабжения. Он не являлся правоустанавливающим документом, а носил исключительно технический характер, фиксировал подключение к системам теплоснабжения.
В технической документации от 16.02.2004 на сооружение – комплекс Ярославской дистанции защитных лесонасаждений тепловая сеть не отражена.
На схемах тепловых сетей по улице Московская линия отображено, что участок тепловых сетей от места врезки в точке «В» (ТК-6_1) до точки «З» фактически является транзитным, предназначен для поставки тепловой энергии не только объектам ОАО "РЖД", но и объектам ООО "Профиль-К", а также двум жилым домам № 115А, 115Б.
Пункт 50 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. № 787, предусматривает, что информация о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон указывается в акте о подключении (технологическом присоединении) объекта к системе теплоснабжения.
Акт о подключении жилых домов к тепловой сети от 05.04.2009 № 10-153/272-09 подписан Департаментом городского хозяйства Мэрии города Ярославля. Ранее департаментом были получены технические условия на проектирование теплоснабжения от 14.04.2006 № 03-2/3-853.
При таких обстоятельствах ответчик необоснованно уклонился от принятия приказа об определении теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данного бесхозяйного участка тепловой сети, в связи с чем он не был передан лицу, которое бы обеспечивало его эксплуатацию и производило соответствующие платежи истцу.
Кроме того, Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля не направил в Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля документацию для оформления заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. № 931.
Согласно части 5 статьи 13, части 11 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
Пункт 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 г. № 808, предусматривает, что потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым по соглашению сторон.
В отсутствие владельца тепловых сетей, по которым осуществляется поставка тепла конечным потребителям, истцу причинены убытки в виде стоимости потерь тепловой энергии при ее транспортировке (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией).
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам защиты гражданских прав отнесено возмещение убытков.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, ответчиком является публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации).
В качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Доказанными суд считает убытки в сумме 386 115.51 руб., подтвержденные письменными расчетами тепловых потерь по каждому участку и сводными таблицами с расчетами тепловых потерь на участках «бесхозяйных» сетей. В уточненных таблицах истец устранил ошибки в количестве часов. Стоимость потерь составила в октябре 2018 года 89 816.64 руб., в ноябре 2018 года 138 454.10 руб., в декабре 2018 года 157 844.77 руб. Ответчик возражений относительно расчетов тепловых потерь не заявил, контр-расчеты не представил.
Убытки истца находятся в причинно-следственной связи с противоправным бездействием ответчика. Осуществление Департаментом городского хозяйства Мэрии города Ярославля функций главного распорядителя бюджетных средств предусмотрено подпунктом 9 пункта 3.1 Положения о департаменте, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.07.2007 № 492.
Следовательно, Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля является надлежащим ответчиком по делу, уполномоченным представлять интересы Муниципального образования городской округ город Ярославль в процессе.
Довод ответчика об учете стоимости потерь при установлении тарифов на тепловую энергию не может быть принят судом.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пункт 91 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, предусматривает, что в случае если регулируемая организация осуществляет эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети включаются в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для такой регулируемой организации в расчетный период регулирования, следующем за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание.
При этом включение расходов на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных сетей в тарифы невозможно без соблюдения органом местного самоуправления требований пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Согласно пункту 3.19 Методических рекомендаций по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002, потери тепловой энергии в сетях от границы балансовой принадлежности до места установки расчетных приборов учета относятся на владельца сетей. Установлено, что энергоснабжающая организация не вправе включить в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь в сетях сторонних организаций.
Иные возражения ответчика, изложенные в отзыве по делу и дополнении к отзыву, выводы суда о совокупности оснований для взыскания убытков не опровергают.
Учитывая изложенное, исковые требования Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №2" (с учетом уточнения иска) подлежат удовлетворению полностью.
На основании статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации на ответчика относятся судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. Поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина, рассчитанная в связи с уточнением исковых требований, непосредственно в доход федерального бюджета не взыскивается.
Сторонам разъясняется, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 49, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №2" удовлетворить полностью.
Взыскать с Муниципального образования городской округ город Ярославль в лице Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля (ИНН <***>, ОГРН <***>) за счет казны городского округа город Ярославль в пользу Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №2" (ИНН <***>, ОГРН <***>) убытки, составляющие стоимость потерь тепловой энергии в бесхозяйных сетях, за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в размере 386 115.51 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Исполнительный лист выдать по ходатайству взыскателя после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья | Кузьмичев А.В. |