150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-5500/2016 |
23 марта 2017 года |
Резолютивная часть решения оглашена февраля 2017 года .
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клевакиной Л. Н.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Викамед" (ИНН 3702529633 )
о взыскании 90.50 0руб. пеней,
при участии:
от истца – ФИО1 – главного специалиста правового отдела по доверенности от 31.12.2015,
от ответчика – ФИО2 – представителя по доверенности от 22.04.2016, ФИО3 - представителя по доверенности от 12.02.2017,
установил:
Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Викамед" овзыскании 52 890,50руб руб. пеней, начисленных за ненадлежащее исполнение государственного контракта № 591 от 14.09.2015 на поставку подгузников для взрослых для обеспечения инвалидов в 2015 году (далее – Контракт).
В ходе рассмотрения дела истец уменьшил размер исковых требований, просит взыскать 51 829,10руб., в том числе 8426,22руб. пеней за просрочку исполнения обязанности по представлению заказчику документов, подтверждающих поставку товара, и 43 402,88руб. пеней за нарушение срока исполнения обязанности по поставке товара в соответствии с представленным расчетом от 13.02.2017.
Уточнение исковых требований заявлено в порядке ст.49 АПК РФ и судом принято.
Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
14.09.2015 года между ответчиком (Поставщик) и истцом (Заказчик) заключен государственный контракт № 591 на поставку подгузников для взрослых для обеспечения инвалидов в 2015 году; цена Контракта составляет 6 220 359,47 руб., в том числе НДС 10 % в размере 565 487,22 руб.
В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в течение срока действия Контракта поставлять Товар (подгузники для взрослых) для Получателей (граждан, имеющим направление на обеспечение техническими средствами реабилитации или их представителей), предусмотренный Техническим заданием, а Заказчик обязуется оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных данным Контрактом (п.2.1 Контракта).
Согласно п.4.1.1 Контракта Поставщик обязан непосредственно до начала поставки Товара Получателю предоставить предполагаемый к поставке Товар для проведения Заказчиком проверки соответствия количества, целостности упаковки, объема и качества поставляемого Товара требованиям, предусмотренным условиями Контракта, приемки поставляемого Товара, а также для проведения экспертизы поставляемого Товара, предварительно согласовав с заказчиком дату и место проведения проверки. Порядок проведения приемки (экспертизы) предполагаемого к поставке Товара определен разделом 5 данного Контракта.
В соответствии с п.4.1.3 Контракта Поставщик обязан начать поставку Товара только после подписания Акта приемки (экспертизы) предполагаемого к поставке товара.
Пунктом п.4.1.4 контракта предусмотрено, что Поставщик обязан поставить Товар непосредственно Получателю по месту жительства на территории Ярославской области либо передать Товар Получателю по месту нахождения пунктов выдачи, организованных Поставщиком на территории Ярославской области, обеспечивая при этом комфортность процесса передачи. Обеспечить поставку Товара в течение срока, установленного Техническим заданием, при представлении Получателем паспорта и Направления, выдаваемого Заказчиком, или используя полученные от Заказчика Реестры Получателей.
Также Поставщик обязан незамедлительно информировать Заказчика об обстоятельствах, не зависящих от Поставщика, которые создают невозможность поставки Товара. Нарушение этого обязательства лишает права Поставщика ссылаться на такие обстоятельства.
Согласно п.5.11 Контракта передача (доставка) Товара Получателям осуществляется после подписания акта, в котором отсутствует информация о выявленных в ходе проверки несоответствиях количества, комплектности, объема и качества предполагаемого к поставке Товара требованиям, установленным в Контракте.
Согласно п.5.12 Контракта при передаче Товара Поставщик представляет Получателю Акт приема-передачи Товара, который подписывается Поставщиком и Получателем. Указанный акт оформляется в трех экземплярах, один из которых передается Заказчику, один остается у Поставщика, один – у Получателя. При подписании Акта приема-передачи Товара Получатель передает Поставщику отрывной талон к Направлению. В случае отсутствия у Получателя по каким-либо причинам Направления Поставщик передает Получателю Товар, делая при этом отметку в Акте приема-передачи Товара «У Получателя отсутствует Направление».
Датой поставки по Контракту является дата подписания Поставщиком и Получателем Акта приема-передачи Товара.
В соответствии с п.5.13 контракта Поставщик ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором производилась поставка Товара Получателем, но не позднее 25 декабря 2015 года предоставляет Заказчику следующие документы:
- акты приема-передачи товара;
- отрывные талоны к Направлению (в случае его передачи Получателем Поставщику в соответствии с п.5.12 Контракта);
- счет за соответствующий период;
- акт сверки взаиморасчетов за период;
- реестр выдачи Товара.
Пунктом 6.7 контракта предусмотрено, что в случае нарушения сроков, указанных в пунктах 4.1.4, 4.1.8, 5.9, 5.13, 8.2 Контракта, Поставщик уплачивает Заказчику пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком, и определяется по формуле, определенной в постановлении Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063: П=(Ц-В)хС.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к Государственному контракту) сроки поставок Товара – до 25 декабря 2015 года, в течение 15 дней со дня получения от Заказчика Реестра Получателей либо представления Гражданином направления, выданного Заказчиком.
Истцом был передан ответчику Реестр Получателей № 1 к Государственному контракту от 14.09.2015 № 591 от 14.09.2015 (Приложение № 3 к Контракту) на 3712 получателей.
Акт приемки товара Заказчиком в соответствии с п.4.1.1 Контракта составлен 28.09.2015.
Фактически поставка Товара производилась не единовременно, а партиями в период с 29.09.2015 по 06.11.2015. По мере выдачи товара ответчиком составлялись Акты приема-передачи, Реестры выдачи товара и выставлялись счета на оплату:
- реестр № 17 за период с 29.09.2015 по 01.10.2015 на 50 получателей, счет на оплату № 1145 от 01.10.2015 – представлен Отделению ФСС 27.10.2015;
- реестр № 18 за период с 29.09.2015 по 01.10.2015 на 50 получателей, счет на оплату № 1146 от 01.10.2015 - представлен Отделению ФСС 27.10.2015;
- реестр № 68 за период с 05.10.2015 по 18.11.2015 на 35 получателей, счет на оплату № 1272 от 18.11.2015 - представлен Отделению ФСС 24.11.2015;
- реестр № 1 за период с 22.10.2015 по 06.11.2015 на 20 получателей, счет на оплату № 1293 от 06.11.2015 - представлен Отделению ФСС 24.11.2015.
Указывая на то, что документы, подтверждающие поставку товара по счету № 1145 от 01.10.2015 к реестру №17, представлены поставщиком (ответчиком) 27.10.2015 вместо 10.10.2015, по счету № 1146 от 01.10.2015 к реестру №18 - 27.10.2015 вместо 10.10.2015, по счету № 1272 от 18.11.2015 к реестру № 68 - 24.11.2015 вместо 10.11.2015, по счету № 1293 от 06.11.2015 к реестру № 1 - 24.11.2015 вместо 10.11.2015, Учреждение обратилось в суд за взысканием пеней в сумме 8426,22руб., начисленных в соответствии с п.6.7 Контракта за нарушение срока представления документов (расчет пеней - л.д.43).
Ответчик считает необоснованным взыскание пеней, указывает, что поставка Товара была осуществлена в период с 29.09.2015 по 24.12.2015.
Согласно с п.5.13 контракта документы, подтверждающие поставку товара, представляются Поставщиком Заказчику ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором производилась поставка Товара Получателем, но не позднее 25 декабря 2015 года.
Документы представлены до 25.12.2015.
Кроме того, по реестрам № 17 и № 18 передача товара получателям закончена 01.10.2015, следовательно, документы должны быть представлены не позднее 10.11.2015 (месяца, следующего за месяцем поставки). По реестру № 68 передача товара получателям закончена 18.11.2015, по реестру № 1 передача товара получателям закончена 06.11.2015, следовательно, документы должны быть предоставлены не позднее 10.12.2015.
Таким образом, исходя из буквального толкования положений п.5.13 контракта нарушение сроков представления документов отсутствует.
Исследовав материалы дела, суд считает заявление в данной части не подлежащим удовлетворению.
Оценивая материалы дела и доводы сторон, суд исходит из следующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 314 Гражданского кодекса РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами (статья 190 Кодекса).
В спорной ситуации сторонами установлен срок для исполнения поставщиком обязанности передать заказчику документы – не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена поставка товара, но не позднее 25 декабря 2015 года.
Таким образом, последним днем срока является 25.12.2015.
Исходя из буквального толкования условий Контракта суд отклоняет довод истца о том, что срок 25 декабря 2015г. установлен для последнего месяца года, поскольку с очевидностью не следует из данного пункта.
Документы, подтверждающие поставку товара, переданы истцу ответчиком 27.10.2015 и 24.11.2015, то есть до истечения срока, установленного пунктом 5.13 Контракта.
Кроме того, из содержания пункта 5.13 Контракта и перечня подлежащих представлению документов следует, что исполнить обязательство по представлению документов Поставщик может только после фактической выдачи товара получателям с подписанием актов приема-передачи товара и составления реестров выдачи товара.
В соответствии с представленными документами по реестрам № 17 и № 18 передача товара получателям закончена 01.10.2015, следовательно, документы должны быть представлены не позднее 10.11.2015 (месяца, следующего за месяцем поставки). По реестру № 68 передача товара получателям закончена 18.11.2015, по реестру № 1 передача товара получателям закончена 06.11.2015, следовательно, документы должны быть предоставлены не позднее 10.12.2015.
Таким образом, нарушения сроков представления документов не допущено.
При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Также истец просит взыскать с ответчика 43 402,88руб. пеней за нарушение срока поставки товара, установленного п.4.1.4 Контракта (уточненный расчет от 13.02.2017).
В соответствии с п.4.1.4 Контракта Поставщик обязан поставить Товар непосредственно Получателю по месту жительства на территории Ярославской области либо передать Товар Получателю по месту нахождения пунктов выдачи, организованных Поставщиком на территории Ярославской области, обеспечивая при этом комфортность процесса передачи. Обеспечить поставку Товара в течение срока, установленного Техническим заданием, при представлении Получателем паспорта и Направления, выдаваемого Заказчиком, или используя полученные от Заказчика Реестры Получателей.
Согласно Техническому заданию срок поставок изделий: до 25 декабря 2015г., в течение 15 дней со дня получения Заказчиком Реестра Получателей либо представления гражданином направления, выданного Заказчиком.
Истец указывает, что Реестр Получателей № 1 был получен ООО «Викамед» 21.09.2015, максимальный срок поставки – 06.10.2015. Согласно Техническому заданию нарушение сроков поставки составило 80 дней.
Перерасчет пеней произведен истцом с учетом принятого довода ответчика о том, что по получателям ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 Поставщику были предоставлены недостоверные сведения об адресах получателей, в связи с чем Поставщик не смог своевременно передать товар этим лицам по независящим от него причинам. В уточненном расчете от 13.02.2017 максимальный срок поставки и период начисления пеней изменен в зависимости от даты представления Фондом правильных сведений на Получателей.
Ответчик иск в данной части не признал полностью, указал, что привязка срока поставки к дате получения от Заказчика Реестра Получателей, как это предусмотрено Техническим заданием, делает заведомо невозможным соблюдение срока поставки.
Реестр Получателей № 1 к Государственному контракту от 14.09.2015 № 591 от 14.09.2015 (Приложение № 3 к Контракту) на 3712 получателей был передан ответчику 21.09.2015.
Исходя из количества получателей, указанных в данном Реестре (3712 человек), поставка в 15-дневный срок с очевидностью является невозможной, что подтверждается установлением общего срока поставки до 25.12.2015, регулярным составлением промежуточных реестров получателей с уточненными данными, включением в Контракт условия о ежемесячном представлении документов, подтверждающих поставку товара.
Кроме того, в соответствии с п. 4.2.3 Контракта ГУ – ЯРО ФСС РФ обязан выдавать получателям направления на получение технических средств реабилитации или направлять Поставщику Реестр Получателей на обеспечение граждан техническими средствами реабилитации.
Обязанностью Фонда является выдача Направления Получателям технических средств реабилитации, установленная постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», которым утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила).
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Таким образом, требуемое Направление является результатом рассмотрения заявления инвалида, подтверждающим факт признания его нуждающимся в средствах реабилитации.
При осуществлении поставки ООО «Викамед» стало известно, что Фонд производит рассылку направлений на получение средств технической реабилитации инвалидов после заключения государственного контракта, а именно с 22.09.2015.
Соответственно, вокруг Государственного контракта № 591 сложилась ситуация, когда контракт подписан 14.09.2015, Реестр Получателей первоначально был передан 21.09.2015 без проведения проверки представленного к приемке товара, то есть период поставки начался, а с 22.09.2015 инвалидам выдаются Фондом направления на получение технических средств реабилитации.
По мнению ответчика, формирование Реестра Получателей и передача его Поставщику должны производиться только после выдачи соответствующего направления непосредственно Получателю.
Несвоевременное исполнение Фондом указанной обязанности привело к возникновению не зависящих от поставщика обстоятельств, при которых передача товара получателям оказалась затрудненной или невозможной: недостоверность сведений о месте проживания, неверные контактные данные, ошибки и фамилиях и именах, умершие и отказавшиеся от получения технических средств реабилитации, неоднократные попытки вручения неходячим инвалидам, не способным открыть дверь, и т.п.
Данные обстоятельства истец считает обстоятельствами непреодолимой силы, освобождающими его от ответственности согласно п.6.13 Контракта.
В соответствии с условиями п.4.1.9 Поставщик своевременно извещал Фонд о данных обстоятельствах, в свою очередь, Фонд в течение срока действия контракта неоднократно корректировал сведения Реестра Получателей, что подтверждается материалами дела.
Кроме того, Поставщик в силу п.4.1.3 Контракта не мог начать поставку Товара до подписания Заказчиком Акта приемки (экспертизы) предполагаемого к поставке товара. Данный Акт был подписан Фондом 28.09.2015 в связи с чем, что на складе отсутствовал весь объем предполагаемого к поставке Товара. Однако количество недостающего товара было незначительным и не могло повлечь невозможность исполнения контракта.
В связи с этим ответчик полагает, что нельзя определять период нарушения обязательств в целом с 06.10.2015.
Также ответчик полагает, что расчет пеней произведен Фондом неверно, без учета фактической даты приемки товара и после окончания срока действия контракта.
Также данный расчет не учитывает, что дата передачи общего Реестра Получателей № 1 при всех названных обстоятельствах не может считаться датой, от которой следует исчислять сроки поставки, фактически товар поставлялся партиями в пределах общего срока действия Контракта до 25.12.2015. Согласно справочному расчету ответчика, сделанному по примененной истцом методике, сумма пеней не может превышать 30417,61руб. (т.3 л.д.144); при этом ответчик не согласен с иском в целом.
Кроме того, 31.12.2015 сторонами был подписан итоговый акт сверки расчетов в соответствии с п.п.5,14, 5.15 Контракта. Согласно Акту истцом не принималась сумма в размере 23883,39руб., в то время как расчет пеней изначально производился от суммы 168 425,30руб.
Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает иск в данной части подлежащим удовлетворению частично.
Пунктом 6.7 контракта предусмотрено, что в случае нарушения сроков, указанных в пунктах 4.1.4, 4.1.8, 5.9, 5.13, 8.2 Контракта, Поставщик уплачивает Заказчику пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком, и определяется по формуле, определенной в постановлении Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063: П=(Ц-В)хС.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к Государственному контракту) сроки поставок Товара – до 25 декабря 2015 года, в течение 15 дней со дня получения от Заказчика Реестра Получателей либо представления Гражданином направления, выданного Заказчиком.
Согласно ст.431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Как усматривается из материалов дела, истец исчисляет период нарушения срока поставки товара с даты передачи ответчику единого Реестра Получателей № 1 - с 21.09.2015, максимальный срок поставки определен как 06.10.2015, нарушение сроков поставки составило 80 дней. Расчет пеней произведен Фондом исходя из указанных дат и стоимости неисполненных обязательств по контракту 160 514,41руб. Отдельно определена сумма пеней за нарушение срока поставки товара получателям ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 – исходя из дат представления ответчику уточненных сведений на указанных получателей.
Вместе с тем, истцом не учтено, общий срок действия Контракта установлен Техническим заданием до 25.12.2015, фактически товар поставлялся партиями в пределах общего срока действия Контракта до 25.12.2015 с регулярным составлением промежуточных реестров получателей с уточненными данными по получателям. Пунктом 5.13 в Контракт включено условие о представлении документов, подтверждающих поставку товара, ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором производилась поставка товара получателям, но не позднее 25.12.2015. Таким образом, условия Контракта предусматривают поэтапную поставку товара в срок до 25.12.2015.
Кроме того, исходя из количества получателей, указанных в данном Реестре (3712 человек), поставка в 15-дневный срок с даты передачи Реестра Получателей с очевидностью является невозможной, что также подтверждается установлением общего срока поставки до 25.12.2015.
В связи с этим суд считает, что из условий Контракта и фактических взаимоотношений сторон невозможно сделать однозначный вывод об установлении срока поставки 06.10.2015.
Иного расчета пеней применительно к конкретным получателям и стоимости товара истцом не представлено, за исключением расчета по получателям ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 В соответствии с расчетом, произведенным исходя из ключевой ставки 10% годовых на день рассмотрения дела, пени за нарушение срока поставки указанным получателям составляют 933,70руб.: ФИО4 – 156,35руб., ФИО5 – 156,35руб., ФИО6 – 171,05руб., ФИО7 - 128,56руб., ФИО8 – 128,56руб., ФИО9- 192,83руб.
В остальной части в нарушение ст.65 АПК РФ обоснованность расчета пеней истцом не доказана.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Викамед" (ИНН 3702529633, ОГРН 1073702030445 ) в пользу Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7604006689, ОГРН 1027600676344) 933,70руб. пеней за нарушение срока поставки товара по государственному контракту № 591 от 14.09.2015. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Викамед" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 37,35руб. государственной пошлины. Исполнительный лист выдать по истечении 10-дневного срока со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья | Розова Н.А. |