150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-5596/2019 |
07 октября 2019 года |
Резолютивная часть решения оглашена 19.09.2019.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Секериной С.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротаевой М.С.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Муниципального казенного учреждения "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
3-и лица:ООО «Авто-Надежда», ИП ФИО1, ИП ФИО2, Администрация города Переславля-Залесского, Департамент транспорта Ярославской области, ГБУ ЯО «Яроблтранском»
о признании недействительными решения и предписания от 21.01.2019 по делу № 06-03/04-18,
при участии:
от заявителя – не присутствовали,
от ответчика – ФИО3 – по дов. от 31.07.2019, ФИО4 - по дов. от 09.09.2019,
от 3-их лиц – не присутствовали
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о признании недействительным решения от 21.01.2019 по делу № 06-03/04-18, о признании недействительным предписания от 21.01.2019 по делу № 06-03/04-18.
Заявитель ранее участвовал в судебных заседаниях, требования поддержал, дал пояснения, полагает, что в действиях учреждения отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Ответчик возражает против предъявленных требований, оспариваемые акты считает законными, дал пояснения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.51 АПК РФ привлечены ООО «Авто-Надежда», ИП ФИО1, ИП ФИО2, Администрация города Переславля-Залесского, Департамент транспорта Ярославской области, ГБУ ЯО «Яроблтранском».
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» (далее — МКУ) осуществляет в сфере
организации транспортного обслуживания населения в границах городского
округа Переславля-Залесского следующие функции:
-готовит конкурсную документацию и проводит открытые конкурсы на право
заключения договоров на осуществление регулярных автобусных перевозок на
внутримуниципальных маршрутах;
-заключает договоры на осуществление регулярных автобусных перевозок на
внутримуниципальных маршрутах (Пункт 3.1.4 Устава Муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр развития города Переславля- Залесского», утвержденного постановлением Администрации города Переславля- Залесского от 25.12.2014 № ПОС.03-1994/14).
Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220- ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1 Закона № 220-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения
уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным
государственным или муниципальным заказчиком государственных или
муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом
положений указанного Федерального закона.
12.01.2018 в Ярославское УФАС поступило заявление предпринимателей ФИО1 и ФИО2 о нарушении Администрацией г. Переславля-Залесского, МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского», ООО «Авто-Надежда», ИП ФИО5 антимонопольного законодательства.
По заявлению УФАС провело проверку и устновило следующее.
В связи с окончанием срока действия договоров с перевозчиками ИП ФИО1, ИП ФИО2 и аннулированием открытого конкурса на право заключения контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории городского округа Переславля-Залесского, в целях осуществления регулярных перевозок на муниципальных маршрутах №№ 1,5, 6, 7, 8, 9, 10 и на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ между МКУ (заявитель по арбитражному делу) и ООО «Авто-Надежда» (третье лицо по арбитражному делу) был заключен муниципальный контракт № 173/17 от 25.12.2017, срок выполнения работ в котором был установлен с 31.12.2017 до заключения муниципальных контрактов на выполнение работ на осуществление
регулярных перевозок по указанным муниципальным маршрутам, заключенных по результатам проведенного электронного аукциона, но в любом случае не позднее 31.03.2018.
В соответствии с пунктом 4.2 муниципального контракта № 173/17 от 25.12.2017 перечисление денежных средств, полученных от транзакций за фактически совершенные поездки отдельными категориями граждан на транспортном средстве ООО «Авто-Надежда» осуществляется на основании отдельных соглашений, заключаемых между ООО «Авто-Надежда» и ГБУ ЯО
«Яроблтранском».
На основании данного контракта был заключен договор об оказании услуг № 124-223 от 29.12.2017 между ГБУ ЯО «Яроблтранском» и ООО «Авто-Надежда», в соответствии с которым ГБУ ЯО «Яроблтранском» обязуется организовать с привлечением агентов прием от пользователей денежных средств за использование транспортной карты, а также организовать информационно-
технологическое обслуживание ООО «Авто-Надежда» с целью обслуживания
пользователей в транспортных средствах ООО «Авто-Надежда».
08.02.2018на основании статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, Закона Ярославской области от 25.12.2017 № 65-з «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020гг.» и Порядке предоставления юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением социальных услуг по освобождению оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования с использованием персонифицированной электронной транспортной карты, утвержденным постановлением Правительства области от 31.12.2012 № 1461-п «О порядке предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидии и признании утратившими силу и
частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области»,
был заключен договор № 01-ТК/2018 между Департаментом транспорта
Ярославской области и ООО «Авто-Надежда» о предоставлении субсидии на
возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением
социальных услуг по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте
общего пользования с использованием персонифицированной электронной
транспортной карты.
По указанным обстоятельствам антимонопольный орган пришел к выводу о наличии со стороны муниципального казенного учреждения
«Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского»
факта бездействия по отказу от применения расчета начальной
(максимальной) цены контрактов на оказание услуг регулярных перевозок по
регулируемым тарифам на территории городского округа города Переславля-
Залесского Ярославской области в нарушение части 2 статьи 14 Закона 220-ФЗ,
что, по мнению антимонопольного органа, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Указанное бездействие, по мнению УФАС, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
выразившегося в бездействии по отказу от применения расчета начальной
(максимальной) цены контрактов на оказание услуг регулярных перевозок по
регулируемым тарифам на территории городского округа города Переславля-
Залесского Ярославской области в нарушение части 2 статьи 14 Закона 220-ФЗ.
В связи с изложенным Ярославское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупредило о необходимости в срок до 14 мая 2018 г. прекратить указанные действия (бездействие) путем совершения действий, направленных на расторжение муниципального контракта № 173/17 от 25.12.2017 и на проведение в установленном Федеральным законом от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядке электронного аукциона или открытого конкурса на оказание услуг регулярных перевозок по регулируемым тарифам с учетом выявленных нарушений в части формирования начальной (максимальной) цены муниципального контракта.
16.05.2018 многофункциональное казенное учреждение «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» направило в УФАС ответ по выполнению предупреждения (вх. № 8171), в котором указывалось, что срок действия муниципального контракта № 173/17 от 25.12.2017 истек 31.03.2018. С 01.04.2018 все обязательства сторон по договору прекращены, муниципальный контракт № 173/17 от 25.12.2017 является недействующим, согласно положениям гражданского законодательства РФ совершение дополнительных действий по расторжению контракта в связи с окончанием срока его действия, не требуется. Многофункциональное казенное учреждение «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» также указало, что в настоящее время в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом требований предписания от 27.04.2018 №4876/05-02, вынесенного Ярославским уФаС России по делу № 05-02/96Ж-18, проводится открытый конкурс на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах № 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10 на территории городского округа города Переславля-Залесского, информация о котором размещена в единой информационной системе.
УФАС пришло к выводу, что в рассматриваемом случае Многофункциональное казенное учреждение «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» должно было оформить прекращение муниципального контракта № 173/17 от 25.12.2017 в письменной форме и разместить указанную информацию в соответствии с
требованиями действующего законодательства.
30.03.2018 Многофункциональным казенным учреждением «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» было размещено Извещение №0371300146318000010 о проведении открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на
муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля- Залесского Ярославской области. Начальная (максимальная) цена контракта - 1,00 рубль.
Из указанного УФАС пришло к выводу, что Учреждением при проведении нового конкурса не были учтены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем ране антимонпольным органом выдавалось предупреждение
№ 06-08/18-18 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
УФАС указало, что закупка № 0371300146318000010 на официальном сайте закупок в системе Интернет отображалась как не прошедшая контроль по ч. 5 ст. 99 ФЗ 44-ФЗ.
УФАС установило, что при проведении открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области (извещение № 0371300146318000010) Учреждением «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» не осуществлен расчет начальной максимальной цены контракта. Вместе с тем проект договора включал условие, в соответствии с которым перечисления денежных средств, полученных от транзакций за
фактически совершенные поездки отдельными категориями граждан на
транспортном средстве «Подрядчика» осуществляются на основании отдельных
соглашений, заключаемых между «Подрядчиком» и государственным бюджетным учреждением Ярославской области «Яроблтранском» (пункт 4.2 муниципального контракта).
Из указанного УФАС пришло к выводу, что предупреждение, выданное Многофункциональному казенному учреждению «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» не исполнено в установленные антимонопольным органом сроки.
Бездействие по отказу от применения расчета начальной (максимальной) цены муниципального контракта № 173/17 от 25.12.2017 по оказанию работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам (в случае осуществления таких работ у единственного подрядчика) на оказание услуг регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области в нарушение части 2 статьи 14 Закона 220-ФЗ, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с неисполнением выданного ранее предупреждения № 06-08/18-18 (исх. № 4153/06-08 от 12.04.2018) 28.05.2018 Ярославским УФАС России приказом № 144 было возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела № 06-03/04-18 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
28.06.2018 Учреждением в УФАС были представлены письменные пояснения с правовой позицией, что положения части 7 статьи 14 Закона № 220-ФЗ при проведении данной закупки не
подлежат применению, так как ни в конкурсной документации, ни в муниципальных контрактах, заключенных по результатам данного конкурса, не имеется сведений о предоставлении подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок граждан.
При этом 28.05.2018 Конкурсная комиссия Учреждения по результатам оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с критериями и порядком оценки, предусмотренными конкурсной документацией, признала победителем открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области и присвоила первый номер ООО «Авто-Надежда», второй номер был присвоен заявке на участие в открытом конкурсе – ИП ФИО1
08.06.2018 по результатам проведения открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок по регулируемым
тарифам на муниципальных маршрутах на территории городского округа города
Переславля-Залесского Ярославской области между Учреждением и ООО «Авто-Надежда» были заключены муниципальные контракты № 53/18 и 54/18 на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах № 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 на территории городского округа города Переславля-Залесского.
Согласно пункту 4.1 указанных контрактов подрядчик оставляет в своем распоряжении полученную им плату за проезд пассажиров. Оплата Заказчиком работ, являющихся предметом муниципального контракта, не осуществляется.
Пунктом 4.3. предусмотрена плата за проезд согласно тарифам, утвержденным уполномоченным органом.
Приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 16.12.2016 № 333-тр/г установлен тариф на перевозки пассажиров автомобильным транспортном общего пользования с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области в размере 15,03 рубля (за разовую поездку).
Администрация города Переславля-Залесского Ярославской области в УФАС направила дополнительные пояснения (исх. № б/н), из которых следует, что МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» при проведении открытого конкурса на
осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на
муниципальных маршрутах № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 на законных основаниях не
использовало критерий, указанный в пункте 1 (цена контракта) части 1 статьи 32
Закона № 44-ФЗ. Вместе с тем Администрация города Переславля-Залесского
полагает, что при установлении по результатам конкурса тарифа на перевозки,
который бы действовал в течение всего периода исполнения муниципального
контракта это было нарушением прав перевозчиков.
УФАС отклонило доводы Администрации и пришло к выводу, что установление цены контракта, а также указание на источники финансирования являются обязательным требованием при осуществлении конкурентной процедуры в форме открытого конкурса в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ.
По мнению антимонопольного органа, барьером в указанном случае для осуществления другими лицами деятельности на рынке выполнения работ на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области является неустановление обязательного в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ стоимостного критерия в конкурсной документации, что не позволяет рассмотреть и произвести оценку участников открытого конкурса на основании данного показателя. Контролирующий орган считает, что отсутствие стоимостного критерия не позволяет потенциальным участникам торгов сформировать предложение в данной части, а именно возможность снижения стоимостного показателя заявки с целью получения большего балла при оценке по данному критерию при проведении торгов.
Антимонопольный орган вынес решение от 21.01.2019 по делу №06-03/04-18, где указал, что действия МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» образуют признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которые приводят к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области.
Указанным решением Муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии по отказу от применения расчета начальной (максимальной) цены муниципального контракта при проведении открытого конкурса (индивидуальный код закупки: 183760801723376080100100300014931000) на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах № 4,5,6,7,8,9,10 на территории городского округа
города Переславля-Залесского Ярославской области в нарушение части 2 статьи
14 Закона 220-ФЗ, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно: отсутствие возможности у участников конкурса, а также потенциальных участников сформировать предложения относительно цены контракта в отсутствие законных оснований.
Муниципальному казенному учреждению «Многофункциональный центр
развития города Переславля-Залесского» выдано обязательное для исполнения
предписание о совершении действий, направленных на расторжение
муниципального контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса (индивидуальный код закупки: 83760801723376080100100300014931000) на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах № 4,5,6,7,8,9,10 на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области, проведение конкурентных процедур с учетом выявленных нарушений, а именно: с указанием начальной (максимальной) цены муниципального контракта.
С учетом исправления опечатки антимонопольный орган в предписании по делу № 06-03/04-18 указал: прекратить нарушение антимонопольного
законодательства, а именно в срок до 01 апреля 2019 года совершить действия, направленные на расторжение муниципального контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса Индивидуальный код закупки:
183760801723376080100100300014931000) на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах № 4,5,6,7,8,9,10 на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области, проведение конкурентных процедур с учетом выявленных нарушений, а именно: с указанием начальной (максимальной) цены муниципального контракта.
При рассмотрении спора судом участники процесса в письменных и устных пояснениях поддержали те же доводы, что были приведены при рассмотрении дела антимонопольным органом.
Заявитель указал, что начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) была определена Учреждением в соответствии с п.1 ст.22 Закона о контрактной системе при определении цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Учреждение использовало метод сопоставимых рыночных цен, о чем указано в приложении №1 к разделу 1 «Информационная карта конкурса». Заявитель указал, что участники рынка перевозок, представившие свои предложения для определения НМЦК, оценивали свои услуги по перевозкам в 0 руб. с учетом оставления перевозчиком за собой платы за проезд пассажиров и компенсации органами государственной власти за проезд льготных категорий граждан. Кроме того, по мнению Заявителя, НМЦК в любом случае не подлежала в качестве критерия оценки заявок участников конкурса.
Администрация города Переславля-Залесского и ООО «Авто-Надежда» в письменных отзывах поддержали доводы заявителя.
Департамент транспорта Ярославской области, ГБУ ЯО «Яроблтранском» в письменных отзывах решение оставили на усмотрение суда.
Оценив приведенные участниками процесса доказательства, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Суд основывается на следующем.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - заявление).
Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
На основании пункта 7 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Вместе с тем отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, урегулированы Законом N 220-ФЗ.
Согласно статье 14 Закона N 220-ФЗ (действующей с 11.01.2016) в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1).
При этом согласно части 2 данной статьи осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений указанного Закона N 220-ФЗ.
На момент объявления конкурса Учреждением на территории города Переславля-Залесского действовал Приказ Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 16.12.2016 № 333-тр/г , которым утвержден тариф на перевозки пассажиров автомобильным транспортном общего пользования с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области в размере 15,03 рубля (за разовую поездку).
Учитывая необходимость применения к правоотношениям по заключению вышеуказанных государственных (муниципальных) контрактов положений Закона о контрактной системе, необходимо принимать во внимание установленный данным законом принцип обеспечения конкуренции, содержащийся в статье 8 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе определено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) представляет собой совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В рассматриваемом случае, как указано выше, установлен тариф на перевозки, т.е. цена перевозки (проезда) является регулируемой. Соответственно, для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Ввиду изложенного при условии установления предельного (максимального) тарифа на перевозки суд полагает ошибочным вывод УФАС о том, что участники закупок в своих заявках могут предложить цену контракта, отличную от начальной (максимальной) цены контракта, а также возможность снижения стоимостного показателя заявки с целью получения большего балла при оценке по данному критерию при проведении торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам. Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Для квалификации действий (бездействия) по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления.
Однако в рассматриваемом случае суд считает, что проведение закупочной процедуры в рамках Федерального закона N 44-ФЗ при тех выводах УФАС, которые изложены в оспариваемом решении, не является тем действием Учреждения, который по смыслу статьи 15 Федерального закона приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По мнению суда, применительно к наличию признаков нарушения антимонопольного законодательства, в рассматриваемом случае такие события не подтверждаются фактическими обстоятельствами дела, т.к. все участники конкурса были в равном положении, подавая заявки на участие по предложенной редакции конкурсной документации.
Сам конкурс, а также заключенные по его итогам муниципальные контракты №53/18 и №54/18 от 08.06.2018 признаны недействительными решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.02.2019 по делу №А82-12378/2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.05.2019.
Однако включение в документацию условий не соответствующих закону, само по себе не свидетельствуют о совершении Учреждением действий, ограничивающих конкуренцию.
С учетом изложенного суд признает решение и вынесенное на его основании предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21.01.2019 по делу № 06-03/04-18 недействительными.
В порядке ст.110 АПК РФ с ответчика в пользу заявителя подлежит взысканию 3000 руб. – в возмещение расходов на уплату государственной пошлины. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3000 руб. на основании пп.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21.01.2019 по делу № 06-03/04-18.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в пользу Муниципального казенного учреждения "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского" 3000 руб. – в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
На основании пп.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить Муниципальному казенному учреждению "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3000 руб., перечисленную по платежному поручению №133 от 26.03.2019 (платежное поручение оставить в материалах дела).
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://kad.arbitr.ru (ч.1 ст.177, ч.1 ст.186 АПК РФ). По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Судья | Секерина С.Е. |