150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-5610/2017 |
26 июня 2017 года |
Резолютивная часть решения от 06.06.2017.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Солодовниковой А.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И. Менделеева" (ИНН 7611002100, ОГРН 1027601271103)
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 7702609639, ОГРН 1067746766240)
о признании незаконным и отмене постановления № 6.2-700вн-Пс/0018Я-2017 от 03.04.2017 либо снижении размера административного штрафа,
при участии
от заявителя – Ерошенко С.В. – по доверенности № 7/2017 от 14.03.2017,
от ответчика – Каткова Е.Ю. – по доверенности № 248 от 29.12.2016, Ширшов Д.В. – по доверенности № 298 от 30.12.2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И. Менделеева" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзоруо признании незаконным и отмене постановления № 6.2-700вн-Пс/0018Я-2017 от 03.04.2017 либо снижении размера административного штрафа.
В судебном заседании представитель Общества поддержал требования в полном объеме, полагают, что административным органом не доказан состав правонарушения.
Административный орган считает постановление законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Управлением Ростехнадзора, на основании Распоряжения Центрального Управления от 13.03.17г. № 700-рп, в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов при эксплуатации опасного производственного объекта: «Площадка переработки нефти»- рег. № А18-00218-001.
В ходе проверки установлено, что Обществом не направлено в лицензирующий орган заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности; не обеспечены меры безопасности при работе с пирфорированными соединениями, а именно не определен инструкцией и не утвержден порядок проведения работ по очистке, дезактивации пирофорных отложений; на территории ОПО открыт ряд колодцев промышленной канализации.
По результатам проверки составлен протокол и вынесено оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности на основании ч.1 ст. 9.1 КоАп РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Заявитель считает, что административным органом не доказано событие и состав административного правонарушения.
Оценивая законность вынесенного постановления, суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее – Закон № 116-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 указанного Закона под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Статьей 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 14 статьи 20 Закона N 99-ФЗ не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.
Общество имеет лицензию № 00-ЭВ-000637 (КН) от 13.12.2007г. на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.
Лицензиат вправе осуществлять лицензированный вид деятельности с соблюдением исчерпывающих перечней лицензионных требований, основанных на законодательстве Российской Федерации и направленных на обеспечение достижения целей лицензирования. В связи с чем в любое время действия лицензии лицензиат должен подтвердить и представить контролирующим органам документы, подтверждающие соблюдение исчерпывающих перечней лицензионных требований.
В рассматриваемом судом случае, материалы дела не содержат подтверждения факта прекращения лицензиатом осуществления лицензируемого вида деятельности. Более того, при проведении проверки, в адрес общества выдано предписание с требованием устранить, выявленные нарушения при эксплуатации опасного производственного объекта.
Указанные обстоятельства, свидетельствуют о недоказанности события административного правонарушения в данной части.
В качестве противоправного деяния Обществу вменено наличие на территории ОПО открытых колодцев промышленной канализации.
Пунктом 3.34.Приказа Ростехнадзора от 29.03.2016 N 125 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств" установлено требование о том, что колодцы промышленной канализации на территории должны содержаться постоянно закрытыми. Крышки колодцев должны быть засыпаны слоем песка не менее 10 сантиметров в стальном или железобетонном кольце.
Материалами дела не подтвержден факт принадлежности колодцев Обществу. Их представленных материалов не усматривается, что колодцы расположены на территории ОПО.
В свою очередь Общество отрицает факт расположения колодцев на территории ОПО .
Представленные фотографии, не могут быть признаны надлежащим доказательством по делу, поскольку не содержат информации о том, когда, где и кем произведена фотосъемка. Акт проверки не содержит информацию, о том что в ходе проверки применялась фотосъемка.
Таким образом в этой части событие административного правонарушения также не доказано административным органом.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, в числе прочего, выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, документом, фиксирующим событие административного правонарушения, является протокол об административном правонарушении.
Доказательств наличия пирофорных соединение административным органом не представлено.
В протоколе об административном правонарушении, как и в оспариваемом постановлении не указаны обстоятельства, на основании которых административным орган сделал вывод о допущенном в этой части нарушениях.
С учетом изложенного, суд полагает, что административным органом не доказано событие административного правонарушения , в связи с чем оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 7702609639, ОГРН 1067746766240) от 03.04.2017 № 6.2-700вн-Пс/0018Я-2017 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ открытого акционерного общества "Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И. Менделеева"(ИНН 7611002100, ОГРН 1027601271103).
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья | Ловыгина Н.Л. |