ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-5624/12 от 01.08.2012 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

08.08.2012г

г. Ярославль Дело №   А82-5624/2012

резолютивная часть решения оглашена 01.08.2012г.

Арбитражный суд в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Фроловичевой М.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Завод лакокрасочных материалов ЯрТекс» (ОГРН 117602006380, ИНН 7602081433)

к отделу надзорной деятельности по Заволжскому району г. Ярославля ГУ МЧС России по Ярославской области

о признании незаконным и отмене постановления №72 от 10 мая 2012 года,

при участии:

от заявителя - Соколов- пред. по дов. от 31.07.12г.

от ответчика – Головяшкин А.В.- пред. по дов. от 19.01.12г..

установила  :

Общество с ограниченной ответственностью «Завод лакокрасочных материалов» «ЯрТЕКС» (далее Общество), лицо, привлеченное к административной ответственности, обратилось в суд с жалобой на постановление о привлечении к административной ответственности от 10.05.2012г. № 72, вынесенное отделом надзорной деятельности по Заволжскому району г. Ярославля о наложении на него административного наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей на основании ч.1 ст.20.4 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования. Правовая позиция заявителя основана на том обстоятельстве, что административным органом не доказан факт совершения административного правонарушения.

Административный орган, заявленные требования не признает. Полагает доказанным факт совершения заявителем административного правонарушения, настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления.

Оспариваемым Постановлением заявитель привлечен к административной ответственности в форме административного штрафа в размере 150000 руб. за нарушения Правил пожарной безопасности.

Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Отделом надзорной деятельности Заволжского района г. Ярославля в ходе плановой проверки учреждения выявлены нарушения требований и норм пожарной безопасности, выразившиеся в : не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности взрывопожароопасного и пожароопасного участка; не проведен противопожарный инструктаж с работниками: не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму; распорядительным документом не установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим- не определены и не оборудованы места для курения, не определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, не установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды, не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня, не определен порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, не определен порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, не определены действия работников при обнаружении пожара, не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму; работники организации курят на территории и в служебных помещениях; в противопожарном расстоянии между производственным зданием и зданием склада складируются бочки, упаковочная тара; пожарные гидранты не очищены от снега и льда; отсутствуют соответствующие указатели месторасположения пожарных гидрантов; сети наружного противопожарного водопровода находятся в неисправном состоянии; не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок; в производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; в производственном здании дверь эвакуационного выхода закрыта на ключ, у дверей складируется полиэтиленовый мешок с мусором; производственные и складские помещений не обеспечены первичными средствами пожаротушения: в производственных помещениях отсутствует контейнер из негорючего материала с закрывающейся крышкой для сбора обтирочного материала: монтаж, эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется с нарушением требований нормативных документов; в складском помещении совместно с ЛВЖ и ГЖ хранится авторезина; здания производственного, складского и административно-бытового назначения не защищены автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения в соответствии с проектной документацией. Тем самым нарушены требования ППБ 01-03 п.п.6,7,15,25,89,90,33,13,52,53,108,622,47,57,498 и «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».

По данным фактам в отношении Общества составлен протоколы об административном правонарушении по результатам рассмотрения которых вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.1 статьи 20.4 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрена обязанность, в том числе руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса, влечет наложение административного штрафа.

Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения

Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности.

В рассматриваемом судом случае, ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности является заявитель.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2).

Вышеописанные действия заявителя квалифицированы как административное правонарушение ответственность за которое установлена ч.1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, определение класса зон электроустановок; необеспечение помещение первичными средствами пожаротушения; нарушение требований по монтажу, эксплуатации электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий - является административным правонарушением ответственность за которое установлена ч.3 статьи 20.4 КоАП РФ.

Отсутствие автоматической пожарной сигнализации и автоматических установок пожаротушения, закрытие на ключ дверей эвакуационного выхода - является административным правонарушением ответственность за которое установлена ч.4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Таким образом, оспариваемое постановление содержит неверную квалификацию совершенного правонарушения. К ответственности юридическое лицо привлечено без учета требований статьи 4.4 КоАП РФ.

Кроме этого, вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда по делу 3 12/1-80/2012 от 28.06.2012г. по делу об обжаловании директором общества постановления о привлечении к административной ответственности, суд посчитал недоказанным факт совершения административного правонарушения, за исключением отсутствия автоматической пожарной сигнализации.

Так решением суда установлено, что инструкция о мерах пожарной безопасности взрывопожароопасного и пожароопасного участка в обществе имеется, она представлена суду. В ходе проведения проверки инструкцию не истребовали. Представлен журнал регистрации вводного инструктажа, приказ об определении мест курения, обшеобъектовую инструкцию. инструкцию лицу, ответственному за пожарную безопасность, приказ об организации работы по обеспечению пожарной безопасности и другие документы, свидетельствующие о том. что противопожарный инструктаж с работниками проведен, порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму определены, распорядительными документами установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим.

Судом общей юрисдикции установлено, что обществом определено место для курения, оно находится на улице, непосредственно перед входом в здание. В момент, проверки, все работники и руководство общества находились в служебном помещении. Помещение охранялось подразделением спецназа, выходить из него и общаться с проверяющим было запрещено. В связи с ограничением передвижения, работники предприятия курили на месте. В обычных рабочих условиях, когда свобода передвижения работников не ограничена, курение в помещении не допускалось.

Суд также установил, что отсутствуют доказательства складирования между производственным зданием и зданием склада бочек и упаковочной тары. Никакой упаковочной тары в указанном месте не было, а пустые бочки выгружались из автомобиля для дальнейшего их складирования в складское помещение. Между производственным зданием и зданием склада они ничего не складируют, проверяющие начали осуществлять проверку без предварительного уведомления, в момент выгрузки бочек. Переместить их на склад работники не успели.

В складском помещении действительно хранится авторезина, в этом же помещении складируется металлолом, ЛВЖ и ГЖ не имеется.

Обстоятельства установленные судом общей юрисдикции имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.

На основании изложенного постановление подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление главного государственного инспектора Заволжского района г. Ярославля от 10.05.2012г. №72 о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Завод лакокрасочных материалов ЯрТекс» (ОГРН 117602006380, ИНН 7602081433) по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул.Хлыновская).

Судья Н.Л.Ловыгина