ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-5632/07 от 30.04.2008 АС Ярославской области

         АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  ЯРОСЛАВСКОЙ  ОБЛАСТИ

                        ИМЕНЕМ   РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

                                    Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль                                                             30 апреля 2008 г.

                                                                                  Дело  № А82-5632/2007-27

Арбитражный суд Ярославской области

в составе судьи Н.А.Розовой

при ведении протокола судебного заседания Н.А.Розовой,

рассмотрев в судебном заседании  дело по заявлению  Управления Федеральной  службы по надзору в сфере  природопользования (Росприроднадзор) по Ярославской области

к инспекции ФНС России по Заволжскому району г.Ярославля

о признании недействительным решения от 04.05.2007 № 216 о привлечении к налоговой ответственности,

при  участии

от заявителя: ФИО1- начальника отдела юридического и кадрового обеспечения, ФИО2- специалиста 2 разряда отдела юридического и кадрового обеспечения, 

от ответчика: ФИО3- начальника отдела, ФИО4 – начальника юридического отдела,

установил:

          Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ярославской области (далее – Управление) обратилось  в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения инспекции ФНС России по Заволжскому району г.Ярославля  от 04.05.2007 № 216 о привлечении к налоговой ответственности по результатам камеральной проверки.

           Заявитель мотивирует свое требование тем, что земельный участок кадастровый номер 76:23:021012:0009, на который выдано свидетельство  о государственной регистрации права от 07.04.2003 серия 76-АА № 029544, является лишь частью единого  неделимого земельного участка по адресу: ул.Красноборская, 8, право на который возникает сразу у нескольких землепользователей. Свидетельство о праве на землю было выдано Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей природной среды  Министерства природных ресурсов России по Ярославской области (ГУПР по Ярославской области), которое реорганизовано,  имущество ГУПР по Ярославской области поделено в долях между несколькими организациями - правопреемниками, и земельный участок  Управлению не передавался, а остался в собственности РФ. Расположенные на земельном участке 2 здания и металлические гаражи, находящиеся в собственности РФ и Ярославской области, также переданы нескольким организациям, в том числе  находящимся в стадии реорганизации, в связи с чем провести межевание земельного участка длительное время невозможно. Кроме того, нарушен порядок  проведения камеральной проверки, так как  правом делать самостоятельные выводы и  подписывать акт налоговой проверки  специалист 1 разряда  отдела камеральных проверок  № 1 инспекции ФИО5 не наделена. 

           Ответчик требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву, считает Управление Росприроднадзора по Ярославской области единственным правопреемником ГУПР по Ярославской области, в том числе и в отношении земельного участка, полагает, что заявитель должен уплачивать земельный налог за весь спорный земельный участок на основании Свидетельства о государственной регистрации права на землю от 07.04.2003, выданного ГУПР по Ярославской области.  По мнению инспекции, Управление длительное время затягивает  процедуру межевания и  государственной регистрации права на землю, зависящую исключительно от волеизъявления самого  землепользователя, что не освобождает его от  уплаты земельного налога. Ответчик ссылается на п.3, 4 ст.36 Земельного кодекса РФ. Специалист 1 разряда имеет право проводить налоговые проверки.

            Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

            14.02.2007 Управление Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области представлена и инспекцию по Заволжскому району г.Ярославля  сводная налоговая декларация по земельному налогу за 2006 год с приложением подтверждающих документов. Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт № 87 от 05.04.2007.

            Проверкой установлено, что в отношении земельного участка площадью 2109 кв.м  кадастровый номер 76:23:021012:0009, расположенного по адресу: <...>, кадастровой стоимостью 4 484 388руб., налоговая база не определена, земельный налог не исчислен, сумма налога к уплате по декларации отсутствует.

            Свидетельство от 07.04.2003 серия 76-АА № 029544  о государственной регистрации права  на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком кадастровый номер 76:23:021012:0009 для эксплуатации  производственно-лабораторного корпуса и гаражей общей площадью 2109 кв.м по адресу: <...>, выдано Главному Управлению природных ресурсов  по охраны окружающей среды Министерства  природных ресурсов России по Ярославской области  (ГУПР по Ярославской области).

            Инспекция указывает в акте, что 15.09.2004 произошла реорганизация  ГУПР по Ярославской области в Управление  Федеральной службы по надзору  в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области. В соответствии с п.4  Положения об Управлении Росприроднадзора по Ярославской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования  от 09.09.2004 № 99, Управление является правопреемником  Главного управления  природных ресурсов  и охраны окружающей  среды МПР России по Ярославской области  в отношении его имущества.  Следовательно, по мнению инспекции, право пользования землей переходит  Управлению, однако переоформление документов о переходе земельного участка Управлению Росприроднадзора по Ярославской области  на момент проверки не произведено. Таким образом, в соответствии с п.1 ст.388 НК РФ Управление является налогоплательщиком земельного налога, право на льготу отсутствует. В нарушение норм налогового законодательства Управление не заявило в налоговой декларации налоговую базу  по земельному участку кадастровый номер 76: 23: 021012: 0009 в сумме 4 484 388руб. В результате  земельный налог  занижен на 53 813руб. (4 484 388 х 1,2%).

            В нарушение п.1 ст.119 НК РФ Управлением не представлена налоговая декларация по сроку 14.02.2007, количество просроченных месяцев – 1.

            Возражения Управления Росприроднадзора по Ярославской области на акт проверки инспекцией  приняты не были.

            Решением № 216 от  04.05.2007 Управление Росприроднадзора  по Ярославской области  привлечено к налоговой ответственности за неуплату земельного налога в виде взыскания штрафа в сумме 10 762,60руб., за непредставление в установленный срок налоговой декларации по земельному налогу в сумме 2 691руб., также предложено уплатить сумму неуплаченного земельного налога 53 813руб. и пени в сумме 1 469,10руб.

           Инспекция указала, что в соответствии со свидетельством  о государственной регистрации права от 07.04.2003 серия 76-АА № 029544 субъектом права (на праве постоянного бессрочного пользования) в отношении земельного участка  по адресу: ул.Красноборская,8,  кадастровый номер 76: 23: 021012: 0009, является  ГУПР по Ярославской области.

           15.09.2004 создано новое юридическое лицо Управление Росприроднадзора по Ярославской области путем  реорганизации в форме преобразования ГУПР по Ярославской области, в соответствии с Федеральным законом  «О государственной регистрации  юридических лиц» в ЕГРЮЛ  внесена запись о  создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования.

 В соответствии с п.4 Положения об Управлении Росприроднадзора по Ярославской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования  от 09.09.2004 № 99, Управление является правопреемником  Главного управления  природных ресурсов  и охраны окружающей  среды МПР России по Ярославской области, в том числе в отношении  имущества согласно передаточному акту.       

 Инспекция ссылается на п.1 ст.50 НК РФ, согласно которому обязанность  по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном статьей 50 НК РФ.    

            Согласно п.9 ст.50 НК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником  реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов  признается вновь возникшее юридическое лицо.

            Согласно п.3 ст.268 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования  земельным участком  переходит  в порядке правопреемства.

            В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками  на праве собственности, праве  постоянного (бессрочного) пользования или  праве пожизненного наследуемого владения.

            Инспекция делает вывод, что на основании п.3 ст.268 ГК РФ право пользования  землей переходит  Управлению Росприроднадзора по Ярославской области, и в соответствии с п.1 ст.388 НК РФ эта организация является плательщиком земельного налога.

           В нарушение указанных норм  организация не  заявила в налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год  налоговую базу по земельному участку кадастровый номер   76: 23: 021012: 0009 в сумме 4 484 388руб., в результате чего  земельный налог занижен на 53 813руб.

           Управление указывало в возражениях на акт проверки, что им неоднократно предпринимались  попытки переоформить право  бессрочного пользования земельным участком, на котором расположено здание по адресу: ул. Красноборская, 8, Управление  фактически использует данное здание и, соответственно, земельный участок на 36%, так как зданием одновременно пользуются и другие организации. Свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок ГУПР по Ярославской области от 07.04.2003 утратило  юридическую силу, а  Управление Росприроднадзора не приобрело право на земельный участок. Правоустанавливающие  документы на  земельный участок  у Управления отсутствуют, в связи с чем Управлению не выделяются целевые средства на уплату земельного налога.        

           Инспекция указывает, что межевание  участка на момент проверки не проведено, правоустанавливающие документы на земельный участок не оформлены, что не может освобождать  Управление Росприроднадзора от  обязанностей налогоплательщика и ответственности по ст.119, 122 НК РФ в силу  несоответствия доводов налогоплательщика ст.112, 114, п.1 ст.388, ст.389, 390, п.1 ст.391 НК РФ.  По мнению инспекции, Управлением не представлено никаких документов,  свидетельствующих об утрате  свидетельством о регистрации права на земельный участок юридической силы. Управление является единственным правопреемником  ГУПР  по Ярославской области и имеет правоустанавливающие документы на земельный участок своего  предшественника, что опровергает довод Управления об отсутствии у него правоустанавливающих документов на земельный участок.  Отсутствие денежных средств на уплату земельного налога  также не может освобождать Управление Росприроднадзора по Ярославской области от обязанностей налогоплательщика и налоговой ответственности.

            Не согласившись с вынесенным решением, Управление Росприроднадзора по Ярославской области обжаловало его в арбитражный суд.

            Заявитель полагает следующее.

           На основании приказа Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования  от 20.08.2004 № 3 «О реорганизации территориальных  органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)» ГУПР по Ярослаской области реорганизовано в Управление Росприроднадзора по Ярославской области. В соответствии с п.4 Положения об Управлении Росприроднадзора по Ярославской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования  от 09.09.2004 № 99, Управление является правопреемником  Главного управления  природных ресурсов  и охраны окружающей  среды МПР России по Ярославской области в отношении  имущества согласно передаточному акту 2004 года, подписанному  сторонами и утвержденному  руководителем Федеральной  службы по надзору в сфере природопользования. Согласно перечню имущества, закрепленного за ГУПР по Ярославской области  на 30.09.2004, и справки об остатках имущества на балансе Управления Росприроднадзора по Ярославской области на 01.11.2004, земельный участок  Управлению передан не был.  Следовательно, правопреемство в отношении земельного участка  у Управления не возникло, земельный участок остался в собственности Российской Федерации, которая не является  организацией или физическим лицом, которые признаются в соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога.

            В соответствии с разъяснениями  Департамента  налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ, данными в письме  от 08.06.2005 № 03-06-02-04/39 «Об уплате  земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в собственности РФ», Российская Федерация не может рассматриваться  в качестве организации или физического лица, поэтому до  предоставления (передачи) или продажи  земельных участков, находящихся в собственности РФ, организациям или физическими лицам, в отношении этих земельных участков  отсутствует налогоплательщик.

            Кроме того, Управление  на протяжении 2006-2007 гг. проводило работу, направленную на  оформление правоустанавливающих документов на данный земельный участок в соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ.  В 2006 г. с целью  оформления правоустанавливающих документов  Управление обратилось в Управление земельных ресурсов мэрии г.Ярославля и получило ответ, в котором указано на необходимость  проведения межевания всего  земельного участка  по адресу: <...>.

            По данному адресу, согласно техническому паспорту, расположено два здания: Лит.А2 – Производственно-лабораторный корпус – здание, находящееся  в оперативном управлении  Управления Росприроднадзора  по Ярославской области, и Лит.А – Дом лесной пропаганды – здание, принадлежащее ФГУ «Ярославский лесхоз». В соответствии с п.3 ст.36 Земельного кодекса РФ в случае,  если здание (помещения в нем), находящееся на  неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на  приобретение данного участка в общую долевую собственность. В связи с этим Управлению было отказано в оформлении  правоустанавливающих документов на земельный участок под зданием Лит.А2 – Производственно-лабораторный корпус.

           Достигнуть договоренности с ФГУ «Ярославский лесхоз» о проведении межевания всего земельного участка  не представилось возможным, так как лесхоз находится в стадии реорганизации.

            Таким образом, в связи с изменением земельного законодательства и в соответствии с п.3 ст.36 Земельного кодекса РФ земельный участок, на котором расположено здание и на который оформлено свидетельство  о государственной регистрации права от 07.04.2003 ГУПР по Ярославской области, теперь считается частью неделимого земельного участка.

           Следовательно, на момент проверки  свидетельство о государственной регистрации права от 07.04.2003 утратило юридическую силу, а Управление Росприроднадзора по Ярославской области  не приобрело право на данный земельный участок.        

           Основанием для взимания земельного налога являются правоустанавливающие документы на земельный участок, которые у Управления отсутствуют, в связи с чем привлечение к ответственности необоснованно. Кроме того, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок Управлению не выделяются целевые денежные средства для уплаты земельного налога.

           Управление также указывает, что если исходить из фактического пользования площадями здания, расположенного на земельном участке, следует отметить, что в 2006 году  договоры безвозмездного пользования были заключены территориальным управлением  Росимущества по Ярославской области (представителем собственника – Российской Федерации) еще с тремя организациями: Агентством лесного хозяйства по Ярославской области, Верхне-Волжским водным бассейновым управлением, Отделом геологии и лицензирования  по Ярославской области  Роснедра ЦФО. Таким образом,  Управление Росприроднадзора по Ярославской области  фактически использует 36% спорного земельного участка, на котором расположено здание.

           Управление Росприроднадзора по Ярославской области считает необоснованной позицию налогового органа о том, что Управление является единственным правопреемником реорганизованного ГУПР по Ярославской области и в связи с этим обязано уплачивать земельный налог за весь спорный земельный участок, пояснило следующее.

           В 2004 году по исполнение Указов Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе  и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» в России начата административная реформа, в ходе которой многие министерства и ведомства были упразднены либо  реорганизованы, в том числе Министерство природных ресурсов России.

           До 2004 года Министерство природных ресурсов России (МПР России) на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.09.2000, являлось  специально уполномоченным органом исполнительной власти  в области управления и контроля  в сфере природных ресурсов (водные объекты, недра, земля, лес, особо охраняемые природные территории, объекты животного и растительного мира) и охраны окружающей среды (воздух, отходы, экологическая экспертиза). МПР России осуществляло свои полномочия  через территориальные органы, на территории Ярославской области таким органом являлось Главное управление  природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ярославской области (ГУПР по Ярославской области), положение о котором  утверждено приказом МПР России от 17.05.2002. 

           Будучи территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ГУПР по Ярославской области распоряжалось федеральным имуществом в порядке,  установленном действующим  законодательством, в том числе  административным зданием Лит.А2 «Производственно-лабораторный корпус» (согласно техническому паспорту), расположенным по адресу: <...>, на праве оперативного управления, и земельным участком  кадастровый номер   76: 23: 021012: 0009 на праве постоянного бессрочного пользования на основании свидетельства  о государственной регистрации права от 07.04.2003 серия 76-АА № 029544.

          В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 в структуре Министерства природных ресурсов России образовались  новые подведомственные  ему органы исполнительной власти, которым  частично были переданы  полномочия МПР России:

         1. Федеральная служба по надзору  в сфере экологии и природопользования (функции по  контролю и надзору в  сфере экологии и природопользования МПР России), которая Указом Президента РФ от 20.05 2004 № 649 была преобразована в  Федеральную службу  по надзору в сфере природопользования  (Росприроднадзор), а ее функции  в сфере экологического надзора переданы  Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которая не вошла в структуру МПР России. Положение о Росприроднадзоре утверждено  постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 400, Положение о Ростехнадзоре утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 401.  

           2. Федеральное агентство лесного хозяйства  (Рослесхоз) (функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений). Положение о Рослесхозе утверждено постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 238.

           3. Федеральное агентство водных  ресурсов (Росводресурсы) (функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом  в сфере водных ресурсов). Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282.

           4. Федеральное агентство  по недропользованию (Роснедра) (функции по оказанию государственных услуг  и управлению государственным имуществом  в сфере недропользования). Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 293.   

            Все указанные федеральные органы исполнительной власти на территории Ярославской области  образовали свои территориальные органы, между которыми на основании приказа  МПР России от 29.10.2004 № 681 было распределено движимое и недвижимое имущество:

            1. Агентство лесного хозяйства по Ярославской области на основании договора безвозмездного пользования федеральным имуществом  № 51 ФП от 01.03.2005, актов приема-передачи  федерального имущества  получило 50% имущества, которым распоряжалось ГУПР по Ярославской области.   

           2. Верхне-Волжское  Бассейновое  водное управление  (на территории Ярославской области – Отдел водных  ресурсов по Ярославской области ВВБВУ) на основании договора безвозмездного пользования федеральным имуществом  № 52 ФП от 01.03.2005, актов приема-передачи федерального имущества получило  8% имущества, которым распоряжалось ГУПР по Ярославской области.

           3. Региональное агентство по недропользованию  по Центральному Федеральному округу (на территории Ярославской области – Отдел  геологии и лицензирования  по Ярославской области) на основании договора безвозмездного пользования федеральным имуществом № 53 ФП от 01.03.2005, актов приема-передачи  федерального имущества  получило 6% имущества, которым распоряжалось  ГУПР по Ярославской области.

           4. Управление Росприроднадзора по Ярославской области получило оставшиеся 36%, которым распоряжалось ГУПР по Ярославской области. Об имеющемся  у юридического лица федеральном имуществе  по состоянию на 01.10.2004 была составлена обновленная  карта учета.  Административное здание (лит.А2 «Производственно-лабораторный корпус»), расположенное по адресу: <...>,  было передано Управлению Росприроднадзора в оперативное управление, что подтверждается свидетельством  о внесении в реестр  федерального имущества от 11.10.2004 № 07600724.  Земельный участок  Управлению не передавался.

           Таким образом, фактически Управление пропорционально доле в закрепленном имуществе пользуется только 1/3 частью земельного участка, права на который возникают сразу у нескольких землепользователей, а правоустанавливающий документ на весь земельный участок кадастровый номер  76: 23: 021012: 0009   утратил юридическую силу, новый правоустанавливающий документ на земельный участок отсутствует.

           Управление ссылается на  п.3 ст.36 Земельного кодекса РФ, согласно которому  в случае, если здания, находящиеся на неделимом земельном участке, принадлежат нескольким юридическим лицам  на праве собственности, эти лица имеют право  на приобретение земельного участка в долевую собственность.

            Кроме того, заявитель указывает, что инспекцией не установлено при проверке, что земельный участок  кадастровый номер 76: 23: 021012: 0009, на который выдано свидетельство  от 07.04.2003, является лишь частью единого неделимого участка, расположенного по адресу: ул.Красноборская, 8. По данному адресу находятся два юридических лица – налогоплательщика земельного налога: Управление Росприроднадзора по Ярославской области и ФГУ «Ярославский лесхоз».  Закрепленное за лесхозом имущество, включая расположенные на спорном земельном участке здание Лит.А «Дом лесной пропаганды», находится в собственности Ярославской области (письмо Департамента по управлению  государственным имуществом  Ярославской области от 17.07.2007 № 3008, Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным  имуществом по Ярославской области от 28.12.2006 № 394). Также Ярославской области принадлежат расположенные на данном земельном участке  гаражи, находящиеся на балансе ФГУ «Ярославский лесхоз». 

           Постановлением мэра г.Ярославля  от 29.01.1993 № 133 право бессрочного  (постоянного) пользования земельным участком  по улице Красноборской, 8, в Заволжском районе площадью 900 кв.м  предоставлено ГП «Ярославский лесхоз» Федеральной службы лесного хозяйства России, выдано свидетельство о праве пользования землей  № 02-125/ю от 06.12.1993 на земельный участок площадью 900 кв.м по адресу: <...>.

           Постановлением мэра г.Ярославля от 02.10.2001 № 2691 земельный участок общей площадью  2 109 кв.м по тому же адресу (<...> в Заволжском районе) закреплен за Комитетом  природных ресурсов по Ярославской области на праве бессрочного (постоянного) пользования для эксплуатации  производственно-лабораторного корпуса и гаражей (гаражи находятся на балансе ФГУ «Ярославский лесхоз»).  Этим же постановлением  от 02.10.2001 № 2691 постановлением мэра г.Ярославля от 29.01.1993 № 133 и свидетельство о праве пользования  землей № 02-112/ю от 06.12.1993 признаны утратившими  юридическую силу  в пользу Комитета  природных ресурсов  по Ярославской области. Инспекция ФНС по Заволжскому району г.Ярославля все эти годы принимала у Ярославского лесхоза налоговые декларации и платежи по земельному налогу за данный земельный участок.

           Таким образом, инспекция ошибочно  считает, что именно земельный участок  кадастровый номер 76: 23: 021012: 0009, на который выдано свидетельство  от 07.04.2003, является единым и неделимым.  На самом деле он является частью единого неделимого участка, расположенного по адресу: ул.Красноборская, 8, что следует также из ответа Управления земельными ресурсами мэрии г.Ярославля от 17.10.2006 № 1615. Согласно данному ответу, для подготовки постановления мэра г.Ярославля  о предоставлении земельного участка по адресу: ул.Красноборская, 8, на праве постоянного бессрочного пользования Управлению необходимо провести межевание  всего  земельного участка, так как согласно данным  технического паспорта, выданного ГУПТИ 07.03.2000,  «Административно-лабораторный корпус»- Лит.А2 и «Дом лесной пропаганды»- лит.А – находятся на  едином неделимом земельном участке.

           Об этом свидетельствуют и представленные заявителем План границ земельного участка кадастровый номер 76: 23: 021012: 0009 и  План единого неделимого земельного участка  и расположенных на нем строений с указанием пользователей этих строений по данным ГУПТИ. Границы земельного участка  кадастровый номер 76:23:021012:0009, предоставленного  в постоянное бессрочное пользование  ГУПР по Ярославской области для эксплуатации производственно-лабораторного корпуса и гаражей, не совпадают с границами единого неделимого земельного участка, на котором расположены здания Лит.А «Дом лесной пропаганды» и Лит.А2 «Административно-лабораторный корпус», здание Лит.А «Дом лесной пропаганды» находится за пределами земельного участка кадастровый номер 76: 23: 021012: 0009. В связи с этим все выводы инспекции сделаны на основании невыясненных фактических обстоятельств. 

           Заявитель пояснил, что в связи с неоднократными реорганизациями ФГУ «Ярославский лесхоз» достигнуть соглашения о проведении межевании не представлялось возможным. При передаче имущества Ярославскому лесхозу при реорганизации за ним закрепили участок площадью 200 кв.м вместо 400 кв.м, и лесхоз также намерен обращаться за разделением единого земельного участка. В настоящее время оформлением земельного участка для заявителя осуществляет представитель собственника – Росимущество  по Ярославской области  от лица РФ. 

            Кроме того, по мнению Управления, из должностного регламента  специалиста 1 разряда  отдела камеральных проверок  № 1 ИФНС по Заволжскому району г.Ярославля следует, что  акт камеральной налоговой проверки  № 87, послуживший основанием для принятия решения № 216 от 04.05.2007 о привлечении к налоговой ответственности, составлен и подписан должностным лицом, не имевшим на это  законного права. В соответствии с п.6 должностного регламента  специалист 1 разряда отдела камеральных проверок № 1 инспекции ФИО5 имела право лишь составить докладную записку по камеральной проверке, правом делать самостоятельные выводы и подписывать акт проверки  она не наделена.   

            Инспекция не согласна с доводами заявителя, считает решение обоснованным и правомерным.

            Ответчик пояснил, что первоначально Управление Росприроднадзора по Ярославской области представляло  налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу  за 3 и 6 месяцев 2006 г., в которых в отношении указанного земельного участка  была определена налоговая база и исчислен земельный налог в сумме 13 453руб. по срокам уплаты 02.05.2006 и 31.07.2006. Позднее 20.01.2006 Управлением были представлены уточненные  «нулевые» налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу  за 3 и 6 месяцев 2006 г.

           К проверке в числе прочих документов Управлением была представлена  копия свидетельства от 07.04.2003 серия 76-АА № 029544 о праве на землю, выданное ГУПР по Ярославской области.            

           Инспекция, изучив представленные документы, считает, что Управление Росприроднадзора по Ярославской области является налогоплательщиком земельного налога в отношении всего земельного участка площадью 2109 кв.м на основании указанного свидетельства.

           Инспекция не оспаривает тот факт, что свидетельство о праве на землю от 07.04.2003 было выдано ГУПР по Ярославской области, которое реорганизовано в 2004 году. При этом инспекция указывает, что Управление Росприроднадзора по Ярославской области путем реорганизации в форме преобразования  ГУПР по Ярославской области, о чем  в ЕГРЮЛ 15.092004 внесена запись за ОГРН <***>.

          Инспекция считает необоснованным довод заявителя о передаче ему  имущества реорганизованного ГУПР по Ярославской области только в пределах передаточного акта и об отсутствии у него правопреемства в отношении земельного участка в связи со следующим.

          Ответчик ссылается на ст.268 ГК РФ, согласно которой  в случае реорганизации юридического лица  принадлежащее ему право постоянного пользовании земельным участком  переходит  в порядке правопреемства  к вновь образованным организациям.  В соответствии со ст.58 ГК РФ при реорганизации хозяйственного общества  имущество переходит  в порядке универсального правопреемства в соответствии с передаточным актом или разделительным  балансом. Передаточный акт или разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве и утверждаться учредителями (участниками) юридического лица или органом,  принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляться для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст.59 ГК РФ).  Реорганизация юридического лица может  проводиться в следующих формах: слияние, присоединение,  разделение, выделение, преобразование (п.1 ст.57 ГК РФ).  В соответствии со ст.50 НК РФ обязанность по уплате  налогов реорганизованного юридического лица  исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном данной статьей, который пользуется всеми правами,  исполняет все  обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.

            При преобразовании  одного юридического лица в другое  правопреемником реорганизованного юридического лица в  части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо (п.9 ст.50 НК РФ).

           Инспекция считает, что  положения п.9 ст.50 НК РФ  по смыслу совпадают  с положениями п.5 ст.58 ГК РФ. Однако упоминание о передаточном акте в ст.50 НК РФ отсутствует, что, по мнению инспекции, свидетельствует о том, что обязанности налогоплательщика  и его ответственность переходят  к правопреемнику  юридического лица независимо от  фактического содержания передаточного акта.

           Из этого инспекция делает вывод, что  при реорганизации юридического лица  права и обязанности, переходящие  к его единственному правопреемнику,  не зависят от формулировок  передаточного акта, поскольку  связанный с реорганизацией  переход прав и обязанностей  в сфере налоговых правоотношений регулируется только налоговым, а не гражданским законодательством.

            Кроме того, на момент камеральной проверки  передаточный акт 2004 года, перечень имущества, закрепленного за ГУПР по Ярославской области на 30.09.2004, справка об остатках имущества на балансе  Управления Росприроднадзора  по Ярославской области  организацией в инспекцию не представлены.  Право ГУПР по Ярославской области на земельный участок подтверждено свидетельством о государственной регистрации права на землю от 07.04.2003.  С дополнениями к заявлению Управлением Росприроднадзора по Ярославской области была представлена обновленная карта учета (изменения в карте учета) федерального имущества, имеющего у юридического лица  по состоянию на 01.10.2004, где содержится указание на земельный участок  кадастровый номер 76:23:021012:0009 площадью 0,21га. Инспекция указывает, что согласно данному документу, подписанному должностными лицами  Управления Росприроднадзора по Ярославской области, реестровый № 534 от 07.10.2004, земельный участок  был передан Управлению при реорганизации.

            Таким образом, в соответствии с п.3 ст.268 ГК РФ  право пользования землей переходит  Управлению Росприроднадзора по Ярославской области, и в соответствии с п.1 ст.388 НК РФ оно является  плательщиком земельного налога  в отношении данного земельного участка на основании свидетельства о праве на землю, выданного его правопредшественнику – ГУПР по Ярославской области.

            Инспекция считает Управление Росприроднадзора единственным правопреемником ГУПР по Ярославской области в результате реорганизации в форме преобразования в соответствии с записью, сделанной инспекцией при регистрации Управления как юридического лица.

            Инспекция не согласна с доводом заявителя о том, что земельный участок остался в собственности Российской Федерации, в связи с чем отсутствует налогоплательщик земельного налога. Инспекция полагает, что при предоставлении земельных участков, являющихся собственностью РФ, в постоянное (бессрочное) пользование организаций, указанных в ст.20 Земельного кодекса РФ (в том числе государственных учреждений), данные организации будут признаваться налогоплательщиками земельного налога и осуществлять его уплату в бюджет муниципального образования, на территории которого расположены земельные участки. Также инспекция ссылается на п.2 ст.271 ГК РФ и полагает, что если при реорганизации к предприятию переходит здание, расположенное на  земельном участке, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование, то вместе со зданием должно перейти  и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

            Ответчик не согласен с доводом о том, что  Управление Росприроднадзора по Ярославской области  проводило работу, направленную на оформление правоустанавливающих документов на спорный земельный участок.  Из представленных Управлением документов следует, что оно обращалось  в Управление земельными ресурсами мэрии г.Ярославля  за оформлением в постоянное пользование не всего земельного участка, которым пользовался ГУПР по Ярославской области кадастровый № 76:23:021012:0009, а части земельного участка под зданием Лит.А2 «Производственно-лабораторный корпус», в связи с чем Управлению было предложено провести межевание всего единого неделимого земельного участка. На земельном участке находятся два здания: Лит.А2 «Производственно-лабораторный корпус» и Лит.А «Дом лесной пропаганды». По мнению налогового органа,  то, что зданием Лит.А «Дом лесной пропаганды», находящимся на спорном земельном участке, пользуется  ФГУ «Ярославский лесхоз»,  не имеет правового значения для решения вопроса о наличии  в 2006 году у Управления Росприроднадзора по Ярославской области  объекта налогообложения – земельного участка  кадастровый номер 76:23:021012:0009.

           Инспекция ссылается на принцип платности использования земли в РФ, установленный ст.65 Земельного кодекса РФ, письмо Минфина России от 16.11.2006 № 03-06-02-02/136 и полагает, что организации, своевременно не оформившие правоустанавливающие документы  на фактически используемые земельные участки и не уплачивающие земельный налог, подлежат административной ответственности за уклонение  от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество. Управление в течение трех лет до настоящего времени  не оформляло право постоянного пользования  земельным участком, перешедшим  к нему в порядке правопреемства. Получение документа зависит исключительно от волеизъявления  самого пользователя земельным участком и не может служить  основанием для освобождения от уплаты земельного налога.

  Ответчик не признает ссылку заявителя на п.3 ст.36 Земельного кодекса РФ и полагает, что в спорной ситуации подлежит применению п.4 ст.36 ЗК РФ, согласно которому если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

           Ответчик полагает, что необходимость межевания для разделения единого неделимого земельного участка и проведения нового кадастрового учета  новых земельных участков (находящихся под зданием лабораторно-производственного корпуса, закрепленным за Управлением  Росприроднадзора по Ярославской области, и под «Домом лесной пропаганды», закрепленным за ФГУ «Ярославский лесхоз»), не может служить освобождением от  ответственности за неуплату налога, так как межевание до сих пор не произведено, новые правоустанавливающие документы  на часть земельного участка кадастровый номер 76:23:021012:0009 под зданием Управления не оформлены.

           Инспекция считает не соответствующим действительности  довод заявителя о том, что земельный участок, на котором расположен  производственно-лабораторный корпус и который находился в постоянном пользовании  ГУПР по Ярославской области, является частью единого неделимого участка.  Земельный участок  кадастровый номер 76:23:021012:0009  прошел кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер, определены границы, то есть земельный участок сформирован, является единым и неделимым.  С момента  регистрации права пользования на него  ГУПР по Ярославской области, данный единый и неделимый земельный участок кад.№ 76:23:021012:0009 не мог быть изменен без проведения межевания и присвоения нового кадастрового номера.

           Также ответчик не согласен с доводом о том, что свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок  от 07.04.2003 ГУПР по Ярославской области утратило силу, а Управление Росприроднадзора по Ярославской области не приобрело право на данный земельный участок. Никаких документов, свидетельствующих об  утрате юридической силы  свидетельства о государственной регистрации от 07.04.2003, не имеется, в результате реорганизации ГУПР  по Ярославской области единственным правопреемником является  Управление Росприроднадзора по Ярославской области, и право пользования землей переходит  Управлению на основании правоустанавливающего документа  - свидетельства о регистрации права на земельный участок от 07.04.2003, вместе с налоговыми обязанностями по уплате земельного налога в силу ст.50 НК РФ.

           Инспекция в силу п.4 ст.36 Земельного кодекса РФ считает необоснованным довод заявителя о том, что Управление Росприроднадзора фактически использует 36% спорного земельного участка, на котором расположено здание, используемое несколькими государственными учреждениями: Агентством лесного хозяйства  по Ярославской области, Верхне-Волжским  водным бассейновым управлением, Отделом геологии и лицензирования по Ярославской области Роснедра ЦФО. Наибольшая площадь в задании закреплена за Управлением Росприроднадзора по Ярославской области, а другие лица, за которыми закреплены  помещения в здании, расположенном на едином неделимом земельном участке, обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения и не являются налогоплательщиками земельного налога  в силу положений  ст.388 НК РФ, поскольку  право ограниченного  пользования земельным участком не является правом  постоянного (бессрочного)  пользования.

            В отношении налогоплательщика земельного налога ФГУ «Ярославский лесхоз»  инспекция указывает, что у нее отсутствуют документы, подтверждающие тот факт, что ФГУ «Ярославский лесхоз» имеет право пользования земельным участком кад.№ 76:23:021012:0009. Постановлением мэра г.Ярославля  от 02.10.2001 № 2691 было  признано утратившим силу постановление мэра г.Ярославля  от 29.01.1993 № 133 и свидетельство о праве пользования  землей, выданное ФГУ «Ярославский лесхоз» 05.05.1993. Однако  свидетельство о праве пользования земельным участком  № 02-125/ю от 06.12.1993, выданное  ФГУ «Ярославский лесхоз», не было признано утратившим силу.                            

На основании этого ФГУ «Ярославский лесхоз» осуществляет декларирование предоставленного ему в пользование земельного участка и  уплачивает земельный налог. В связи с этим выводы, изложенные в решении № 216 от 04.05.2007, соответствуют действительности.            

             Заявитель считает доводы инспекции, изложенные в п. 3, 4, 5, 6 возражений на правовую позицию заявителя, необоснованными, так как они вытекают из ошибочного суждения инспекции о том, что земельный участок кад.№ 76:23:021012:0009 является единым и неделимым земельным участком, в том время как он является только частью единого неделимого земельного участка.

           Также ошибочно мнение инспекции, что Управление Росприроднадзора по Ярославской области является единственным правопреемником ГУПР по Ярославской области в отношении спорного земельного участка. Управление является правопреемником только в отношении имущества, переданного ему по акту приема-передачи, фактические все имущество ГУПР по ЯО было поделено в долях между несколькими организациями – правопреемниками.

            Заявитель отмечает, что инспекция неоднократно называет Управление «хозяйственным обществом» и применяет нормы, применяемые в отношении хозяйственных обществ. Управление Росприроднадзора по Ярославской области является территориальным  органом государственного органа исполнительной  власти РФ, финансируется из государственного бюджета, имеет имущество на праве оперативного управления, не имеет других источников дохода, кроме бюджетного финансирования, так как Управлению запрещено вести предпринимательскую деятельность.

           Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объект налогообложения, согласно ст.389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст.390 НК РФ). 

Порядок определения налоговой базы установлен ст.391 НК РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1).

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки (п.2).

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п.3).

 Как установлено материалами дела и не оспаривается заявителем, в пользовании заявителя находится земельный участок, ранее предоставленный  на праве постоянного (бессрочного) пользования Главному управлению  природных ресурсов и охраны окружающей природной среды  Министерства  природных ресурсов России по Ярославской области для эксплуатации производственно-лабораторного корпуса и гаражей по адресу: <...>.  Здание производственно-лабораторного корпуса закреплено за Управлением Росприроднадзора по Ярославской области на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством  о внесении в реестр  федерального имущества от 11.10.2004 № 07600724.

 В соответствии с п.3 ст.268 ГК РФ  в случае реорганизации юридического лица  принадлежащее ему право  постоянного пользования земельным участком  переходит в порядке правопреемства.

Таким образом, в соответствии со ст.20, 65 Земельного кодекса РФ, на заявителя возложена обязанность по уплате земельного налога за используемый земельный участок.

Вместе с тем,  суд полагает, что имеется неопределенность относительно площади и, соответственно, кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом налогообложения для заявителя, которая не была устранена на момент проведения камеральной налоговой проверки и в ходе рассмотрения дела.  

           Так, из материалов дела и пояснений сторон  следует, что в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 и от 20.05.2004 № 649 в структуре Министерства природных ресурсов России образовались  новые подведомственные  ему органы исполнительной власти, которым  частично были переданы  полномочия МПР России:

         1. Федеральная служба по надзору  в сфере экологии и природопользования (переданы функции по  контролю и надзору в  сфере экологии и природопользования МПР России), которая Указом Президента РФ от 20.05 2004 № 649 была преобразована в  Федеральную службу  по надзору в сфере природопользования  (Росприроднадзор), а ее функции в сфере экологического надзора переданы  Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которая не вошла в структуру МПР России;   

           2. Федеральное агентство лесного хозяйства  (Рослесхоз), которому переданы функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений;

           3. Федеральное агентство водных  ресурсов (Росводресурсы), которому переданы функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом  в сфере водных ресурсов;

           4. Федеральное агентство  по недропользованию (Роснедра), которому переданы функции по оказанию государственных услуг  и управлению государственным имуществом  в сфере недропользования.    

            Все указанные федеральные органы исполнительной власти на территории Ярославской области  образовали свои территориальные органы, между которыми на основании приказа  МПР России от 29.10.2004 № 681 было распределено движимое и недвижимое имущество (помещения в производственно-лабораторном корпусе) Главного управления  природных ресурсов и охраны окружающей природной среды  МПР по Ярославской области:

            1. Агентство лесного хозяйства по Ярославской области на основании договора безвозмездного пользования федеральным имуществом  № 51 ФП от 01.03.2005, актов приема-передачи  федерального имущества  получило 50% имущества, которым распоряжалось ГУПР по Ярославской области;   

           2. Верхне-Волжское  Бассейновое  водное управление  (на территории Ярославской области – Отдел водных  ресурсов по Ярославской области ВВБВУ) на основании договора безвозмездного пользования федеральным имуществом  № 52 ФП от 01.03.2005, актов приема-передачи федерального имущества получило  8% имущества, которым распоряжалось ГУПР по Ярославской области;

           3. Региональное агентство по недропользованию  по Центральному Федеральному округу (на территории Ярославской области – Отдел  геологии и лицензирования  по Ярославской области) на основании договора безвозмездного пользования федеральным имуществом № 53 ФП от 01.03.2005, актов приема-передачи  федерального имущества  получило 6% имущества, которым распоряжалось  ГУПР по Ярославской области;

  4. Управление Росприроднадзора по Ярославской области получило оставшиеся 36%, которым распоряжалось ГУПР по Ярославской области.

  Таким образом, Управление Росприроднадзора после реорганизации ГУПР по ЯО   фактически Управление использует  только 36% здания производственно-лабораторного корпуса (Лит.А2), для эксплуатации которого ГУПР по Ярославской области был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование спорный земельный участок  кад.№ 76:23:021012:0009 по свидетельству о регистрации права от 07.04.2003.       

  При этом в соответствии с пунктом 2 приказа Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования МПР РФ от 20.08.2004 № 3, пунктом   п.4 Положения об Управлении Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования  (Росприроднадзора) по Ярославской области, Управление является правопреемником  Главного управления  природных ресурсов и  охраны окружающей  среды МПР России по Ярославской области   в отношении его  обязательств по  контролю и надзору, а также имущества согласно передаточному акту. 

Земельный участок, согласно передаточному акту от 14.09.2004, Справке об остатках имущества на балансе Управления Росприроднадзора по Ярославской области на 01.11.2004, Перечню недвижимого имущества  на 01.11.2004, Управлению от  ГУПР МПР России по Ярославской области не передавался. Согласно обновленной карте учета  федерального имущества, имеющегося у  юридического лица по состоянию на 01.10.2004, в состав объектов учета (п.2) входит недвижимость  (в т.ч. по перечню объектов недвижимости) балансовой стоимостью 9897,1тыс.руб., что соответствует балансовой стоимости  производственно-лабораторного корпуса  и гаражей металлических в соответствии с указанным Перечнем  недвижимого имущества на 01.11.2004. 

  Свидетельство от 07.04.2003 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком кадастровый номер 76:23:021012:0009 по адресу: ул.Красноборская, 8, площадью 2109 кв.м,   выдано ГУПР по Ярославской области, в настоящее время не переоформлено ни на одну из организаций, которым передано имущество реорганизованного ГУПР по Ярославской области.

  Кроме того, земельный участок кадастровый номер 76:23:021012:0009 площадью 2109 кв.м по указанному свидетельству был предоставлен  ГУПР по Ярославской области  для эксплуатации производственно-лабораторного корпуса и гаражей.

            Вместе с тем, данный земельный участок является частью единого неделимого земельного участка, на котором находятся два здания: «Административно-лабораторный корпус»- Лит.А2, находящийся в собственности РФ и переданный оперативном управлении заявителя (которым, кроме заявителя,  фактически пользуются еще три организации) и «Дом лесной пропаганды»- лит.А, находящийся в собственности Ярославской области и на балансе ФГУ «Ярославский лесхоз». Также на данном участке находятся гаражи, находящиеся на балансе ФГУ «Ярославский лесхоз».

           Данное обстоятельство подтверждается ответом Управления земельными ресурсами мэрии г.Ярославля от 17.10.2006 № 1615. Согласно данному ответу, для подготовки постановления мэра г.Ярославля  о предоставлении земельного участка по адресу: ул.Красноборская, 8, на праве постоянного бессрочного пользования Управлению необходимо провести межевание  всего  земельного участка, так как согласно данным  технического паспорта, выданного ГУПТИ 07.03.2000, «Административно-лабораторный корпус»- Лит.А2 и «Дом лесной пропаганды»- лит.А – находятся на  едином неделимом земельном участке.

 Об этом свидетельствуют и представленные заявителем План границ земельного участка кадастровый номер 76: 23: 021012: 0009 и  План единого неделимого земельного участка  и расположенных на нем строений с указанием пользователей этих строений по данным ГУПТИ. Границы земельного участка  кадастровый номер 76:23:021012:0009, предоставленного  в постоянное бессрочное пользование  ГУПР по Ярославской области для эксплуатации производственно-лабораторного корпуса и гаражей, не совпадают с границами единого неделимого земельного участка, на котором расположены здания Лит.А «Дом лесной пропаганды» и Лит.А2 «Административно-лабораторный корпус», здание Лит.А «Дом лесной пропаганды» находится за пределами земельного участка кадастровый номер 76: 23: 021012: 0009, и земельные участки для обслуживания зданий Лит.А и Лит.А2 и гаражей частично налагаются друг на друга.

 Как пояснил заявитель, для определения размера фактически используемого Управлением земельного участка необходимо проведение межевания и разделение единого неделимого участка между налогоплательщиками, проведением которого в настоящее время занимается представитель собственника - Росимущество по Ярославской области. В противном случае Управление Росприроднадзора по Ярославской области будет вынуждено уплачивать земельный налог за фактически не используемый и не закрепленный за ним земельный участок, то есть за другого налогоплательщика.

  Учитывая все фактические обстоятельства дела, а именно: передачу здания производственно-лабораторного корпуса реорганизованного ГУПР по ЯО нескольким юридическим лицам в долях в соответствии с передаточными актами, наличие на спорном земельном участке второго налогоплательщика земельного налога – ФГУ «Ярославский лесхоз»,  несовпадение границ единого неделимого земельного участка для эксплуатации зданий Лит.А2 «Административно-лабораторный корпус» и Лит.А «Дом лесной пропаганды» и земельного участка кад.№ 76:23:021012:0009 для эксплуатации производственно-лабораторного корпуса, отсутствие юридического оформления спорного земельного участка на заявителя, - суд считает, что до проведения межевания  и оформления Управлению Росприроднадзора по Ярославской области свидетельства о праве на земельный участок размер земельного участка и налоговая база для уплаты Управлением земельного налога достоверно не определена, в связи с чем  решение по камеральной налоговой проверке вынесено инспекцией по неполностью выясненным обстоятельствам.

  Инспекция не доказала в соответствии со ст.200 АПК РФ,  п.6 ст.108 НК РФ, что  весь спорный земельный участок  кад.№ 76:23:021012:0009 перешел в порядке правопреемства Управлению Росприроднадзора по Ярославской области и используется им одним,  а также обоснованность расчета сумм доначисленного  налога, пеней, штрафов. Сомнения суд толкует в пользу налогоплательщика.

  При этом суд учитывает, что камеральная налоговая проверка является только одной из форм налогового контроля, в соответствии со ст.87, 89 НК РФ инспекция имеет право провести выездную налоговую проверку за три года,  и в случае установления факта неуплаты земельного налога за фактически используемый Управлением земельный участок  установленного размера и кадастровой стоимости  может доначислить земельный налог и привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности.         

          На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201 АПК РФ, суд

решил:

         Признать недействительным решение инспекции ФНС России по Заволжскому району г.Ярославля от 04.05.2007 № 216 о привлечении  Управления Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области  к налоговой ответственности.

         Обязать инспекцию устранить нарушение прав и законных интересов заявителя. 

         Решение может быть обжаловано в месячный срок во Второй  арбитражный апелляционный суд, в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу – в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья                                                                                       Н.А.Розова