ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 28 сентября 2007 г.
Дело № А82-5770/2007-27
в составе судьи Н.А.Розовой
при ведении протокола судебного заседания Н.А.Розовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Ярославской области
к администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области
о взыскании 18 417 000 руб. штрафа,
при участии
от заявителя: ФИО1- спец.1 кат.юр.отд., ФИО2- спец.1 кат.юр.отд.. ФИО3- гл.спец.-эксперта юр.отд. УФНС России по Ярославской области,
от ответчика: не явились,
установил:
Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Ярослаской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области по решению № 5476 от 23.05.2007 штрафа в сумме 18 417 000руб. по п.1 ст.129.1 НК РФ за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ это лицо должно сообщить налоговому органу.
Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела и выслушав представителя заявителя, суд установил следующее.
В соответствии с п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которых введен налог.
В соответствии с п.12 ст.396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Администрация Тутаевского муниципального района Ярославской области 31.01.2007 направила в межрайонную инспекцию ФНС России № 4 по Ярославской области на электронном носителе сведения о 18417шт. земельных участков, которые были предоставлены гражданам и организациям в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение в период с 1989 г. по 2006 г., что подтверждается актом о передаче информации и сопроводительным письмом от 31.01.2007 № 155.
Указанные сведения были представлены не по форме, утвержденной приказом Минфина России от 23.03.2006 № 47н «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования» и рекомендаций по ее заполнению». Поскольку по представленным сведениям невозможно идентифицировать владельцев земельных участков и осуществить налоговый контроль, такое представление по неустановленной форме было расценено налоговым органом как неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ это лицо должно сообщить налоговому органу. Смягчающих ответственность обстоятельств инспекция не усмотрела.
Решением № 5476 от 23.05.2007 администрация Тутаевского муниципального района Ярославской области привлечена к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа по п.1 ст.129.1 НК РФ в сумме 18 417 000руб. за неправомерное несообщение 18 417 шт. сведений о земельных участках, которые администрация обязана была сообщить в налоговый орган в срок до 1 февраля 2007 года в соответствии с п.12 ст.396 НК РФ.
При исчислении штрафа каждый лист «Б» формы «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования», составляемый по каждому отдельному земельному участку, инспекция расценила как самостоятельное сведение и исчислила штраф исходя из 1000руб. за каждый участок.
В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке налоговый орган обратился в суд за его принудительным взысканием.
Ответчик считает привлечение к ответственности неправомерным полностью, указывает, что постановка на налоговый учет владельцев земельных участков осуществляется только на основании сведений о праве собственности, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Следовательно, сведения, полученные от органа местного самоуправления, могут быть использованы только для контроля за полнотой сведений, полученных от регистрирующих органов.
Кроме того, 31.01.2007 инспекции были представлены в электронном виде сведения о 18417шт. земельных участков, переданных гражданам и юридическим лицам в собственность, по форме и в объеме, необходимых для работы структурных подразделений администрации в соответствии с правилами производства. Компьютерной программой для представления сведений по форме, установленной приказом Минфина России от 23.03.2006 № 47н, администрация не располагала. Количество земельных участков 18417шт. в представленных сведениях было указано за период с 1998 по 2006 г., в то время как в соответствии с п.12 ст.396 НК РФ и Письмом ФНС России от 14.08.2006 № ММ-6-09/799@ сведения о земельных участках должны были быть представлены только в отношении участков, право собственности на которые возникло за предыдущий год, что составляет около 100 участков. Сообщение сведений о земельных участках в большем количестве не является налоговым правонарушением, предусмотренным п.1 ст.129.1 НК РФ.
Ответчик также полагает, что диспозиция нормы п.1 ст.129.1 НК РФ указывает на несообщение неопределенного количества сведений единовременно за отчетный период. Размер штрафа рассчитан налоговым органом из предполагаемого количества документов, содержащих сведения об интересующем налоговый орган налогоплательщике. По мнению ответчика, состав налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.129.1 НК РФ, в его действиях отсутствует.
Заявитель возразил, что в соответствии со ст.83, 85, п.11, 12 ст.396 НК РФ ответчик обязан представлять указанные в п.12 ст.396 НК РФ сведения не только в целях учета налогоплательщиков, но и в целях налогового контроля, что обусловливает ответственность, предусмотренную п.1 ст.129.1 НК РФ. В письме ФНС России, на которое ссылается ответчик, говорится о постановке на налоговый учет владельцев земельных участков.
Утверждение ответчика о том, что представляться должно неопределенное количество сведений единовременно за отчетный период, по мнению заявителя, не соответствует норме п.12 ст.396 НК РФ, которая в корреспонденции с нормой ст.389 НК РФ говорит о необходимости представления сведений обо всех земельных участках, признаваемых объектами налогообложения, расположенных в пределах муниципального образования. Это подтверждается приказом Минфина России от 23.03.2006 № 47н «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования» и рекомендаций по ее заполнению», согласно разделу Ш которого Лист «Б», отражающий сведения по каждому земельному участку, заполняется отдельно по каждому земельному участку. В Листе «Д» содержится информация о земельных участках, в отношении которых в течение прошлого налогового периода информация не изменялась.
Пункт 13 статьи 396 НК РФ обязывает органы муниципальных образований представить сведения по формам, утвержденным Минфином РФ.
Заявитель указывает, что обязанность представления сведений на земельные участки возникла с 01.02.2007, данные сведения представлены в налоговый орган по неустановленной форме, из которых невозможно идентифицировать правообладателей земельных участков. Сведения представляются, начиная с 2007 года ежегодно в целях контроля за полнотой сведений о земельных участках, в связи с чем первоначальные сведения должны представляться в отношении всех правообладателей по всем земельным участкам, в связи с чем довод ответчика о завышении им количества представленных сведений необоснован.
Исследовав представленные сторонами документы и оценив доводы сторон, суд считает заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Статьей 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В целях осуществления налогового контроля статьей 396 НК РФ на органы, осуществляющие государственную ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований возложены обязанности по представлению налоговым органам необходимой информации об объектах налогообложения и плательщиках земельного налога.
Так, согласно п.12 ст.396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п.13 указанной статьи сведения, указанные в пунктах 11 и 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных норм налогового законодательства следует, что ответчик обязан был представить до 01.02.2007 сведения о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения, по установленной Минфином РФ форме.
Форма и порядок заполнения сведений о земельных участках утверждены приказом Минфина России от 23.03.2006 № 47н «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования» и рекомендаций по ее заполнению».
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, 31.01.2007 ответчиком были представлены сведения о земельных участках по форме, не соответствующей утвержденной приказом Минфина России от 23.03.2006 № 47н, что приравнивается к непредставлению сведений.
Таким образом, ответчиком допущено нарушение обязанностей, установленных п.12, 13 ст.396 НК РФ, в связи с чем инспекцией сделан правильный вывод о наличии в действиях ответчика состава правонарушения, установленного п.1 ст.129.1 НК РФ.
Доводы ответчика об отсутствии в его действиях состава налогового правонарушения судом не принимаются, поскольку противоречат указанным нормам налогового законодательства.
Вместе с тем суд полагает, что инспекцией неправильно определен размер штрафа за совершение данного правонарушения.
В соответствии с п.1 ст.129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000руб.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Как отмечено в п.16 Информационного письма ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71, в процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности.
Согласно п. 1.1 Рекомендаций по заполнению формы «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования», утвержденных приказом Минфина России от 23.03.2006 № 47н, сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования (далее - Сведения), заполняются органами муниципальных образований на основании актов о выделении (предоставлении) земельного участка.
Согласно п. 1.2 Рекомендаций сведения представляются в налоговые органы на бумажном носителе или могут быть представлены в электронном виде.
Согласно п. 1.4 Рекомендаций форма "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования", состоит из:
- титульного листа - Лист "А";
- листа "Б" "Сведения о земельном участке";
- листа "В" "Сведения о земельном участке, по территории которого проходят границы нескольких муниципальных образований";
- листа "Г" "Сведения о правообладателе земельного участка";
- листа "Д" "Сведения о земельных участках, в отношении которых в течение прошлого налогового периода информация не изменялась".
В том случае, если Форма представляется органом муниципального образования впервые, Лист "Д" не заполняется.
Разделом II определен порядок заполнения титульного листа Формы (Лист "А").
Пунктом 2.3 установлено, что по строке 1.2 указывается количество страниц, на которых составлена Форма.
Согласно разделу III «Заполнение Листа "Б" "Сведения о земельном участке" Формы, Лист "Б" заполняется отдельно по каждому земельному участку, находящемуся на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения у юридического или физического лица.
Согласно разделу IV «Заполнение Листа "В" "Сведения о земельном участке, по территории которого проходят границы нескольких муниципальных образований" Формы, Лист "В" заполняется отдельно по каждому земельному участку, по территории которого проходят границы нескольких муниципальных образований.
Из анализа приведенных положений Приказа Минфина России от 23.03.2006 № 47н следует, что «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования», представляют собой единый документ, содержащий общую информацию обо всех земельных участках, находящихся на территории муниципального образования. При этом законодательством установлен единый срок представления указанного документа, и нарушение установленного срока составляет одно правонарушение, за которое установлена ответственность п.1 ст.129.1 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 1000руб.
Законодательством не установлена обязанность органов муниципальных образований по отдельному представлению сведений на каждый земельный участок, в связи с чем исчисление штрафа в размере 1000руб. за каждый земельный участок либо по каждому Листу «Б» единой формы Сведений не соответствует нормам налогового законодательства и расценивается как расширительное толкованием норм о налоговой ответственности.
В связи с этим суд считает обоснованным взыскание штрафа в размере 1000руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 216 АПК РФ, суд
решил:
Взыскать с администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области (152300 <...>, ИНН <***>) в доход бюджета 1000руб. штрафа за неправомерное несообщение сведений о земельных участках, являющихся объектом налогообложения. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Взыскать с администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области (152300 <...>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 5руб.43коп. госпошлины. Исполнитеный лист выдать после вступления решения в законную силу.
В остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров), в течение двух месяцев после вступления в законную силу – в кассационную инстанцию арбитражного суда.
Судья Н.А.Розова