ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-5921/14 от 10.11.2014 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-5921/2014

08 декабря 2014 года

Резолютивная часть решения оглашена 10.11.2014 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе председательствующего Украинцевой Е.П., судей Ландарь Е.В., Кокуриной Н.О.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликовой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Прокуратуры Ярославской области   (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Муниципальному Совету городского поселения Тутаев   (ИНН <***>, ОГРН <***>)

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица   без самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципального казённого учреждения городская специализированная служба «Ритуал»

о признании недействующим в части нормативного правового акта,

при участии

от заявителя   – ФИО1, прокурор отдела гражданско-судебного надзора Прокуратуры Ярославской области

от ответчика   – не явился (извещен),

установил:

Прокуратура Ярославской области обратилась в суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании абзаца 3 пункта 2 статьи 2, пунктов 1, 3, 6, 9, 10, 11, 15, 18 статьи 3, пункта 1 статьи 4 Положения об организации похоронного дела в городском поселении Тутаев, утверждённого решением Муниципального Совета городского поселения Тутаев от 06.09.2006 № 44, не соответствующими требованиям ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и недействующими.

Определением суда от 18.08.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Муниципальное казённое учреждение городская специализированная служба «Ритуал».

Ответчик и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд полагает возможным провести судебное разбирательство в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Прокуратуры Ярославской области поддержал предъявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Из пояснений заявителя следует, что оспариваемыми положениями на специализированную службу по вопросам похоронного дела, оказывающую ритуальные услуги, возложены дополнительные функции, которые должны осуществляться органом местного самоуправления (оформление заказов и предоставление участков для погребения, осуществление погребения на муниципальных кладбищах, выдача разрешений на подзахоронение, захоронения в закрытых кладбищах, перерегистрация захоронения и пр.). По мнению Прокуратуры Ярославской области, статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, создаваемой с целью оказания гарантированного перечня услуг по погребению, не может служить основанием для предоставления этому хозяйствующему субъекту исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, в том числе полномочий органа местного самоуправления по содержанию кладбищ и полномочий федерального органа исполнительной власти по осуществлению санитарно-эпидемиологического контроля за состоянием мест погребения, и приводит к нарушению конкуренции в области оказания ритуальных услуг, а также ущемлению прав других лиц, оказывающих услуги в этой сфере.

Рассмотрев материалы дела, коллегия судей установила, что решением Муниципального Совета городского поселения Тутаев от 06.09.2006 № 44 утверждено Положение об организации похоронного дела в городском поселении Тутаев (далее - Положение). Данный нормативный акт обнародован на стендах в здании Администрации городского поселения Тутаев.

В силу п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 3 Положения к компетенции специализированной службы кроме предоставления услуг на безвозмездной основе в соответствии с гарантированным перечнем, установленным в ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», отнесено также оформление заказов и предоставление участков для погребения.

Вместе с тем в пункте п. 1 ст. 3 Положения предусмотрено, что погребение на муниципальных кладбищах осуществляется работниками этой организации.

Кроме того, из содержания п. 6, 9, 10, 11, 15 и 18 ст. 3 Положения следует, что специализированная служба выдает разрешения на:

- повторное захоронение в могилу ранее умершего родственника,

- захоронение на полузакрытых кладбищах,

- захоронение в родственные ограды и могилы, оформление дополнительного места к родственному захоронению, установку оград,

- захоронение в могилы и на свободные места в существующих оградах при отсутствии архивных документов,

- захоронение в родственную могилу урн с прахом, а также изъятие из нее,

- перерегистрацию захоронения на другое лицо.

При этом все работы на кладбищах, связанные с установкой, заменой надмогильных сооружений, ограждением выделенного участка для захоронения, благоустройство мест захоронения могут производится только по согласованию и с уведомлением специализированной службы по вопросам похоронного дела при предъявлении документов на их изготовление (приобретение) (п. 1 ст. 4 Положения).

Прокуратура Ярославской области указывает на несоответствие оспариваемых положений этого нормативного акта частям 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При разрешении спора коллегия судей исходит из следующего.

В части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержится запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Часть 1 названной статьи запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация   ритуальных услуг и содержание   мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городских поселений. При этом законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанным законом не предусмотрена.

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности   общественных кладбищ. В силу статьи 25 Закона о погребении организация   похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно статье 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем в силу статьи 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона.

Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению. Следовательно, права оказывать услуги по погребению имеется не только у лица, обладающего статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела. При этом возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.

В данном случае Прокуратурой Ярославской области не предоставлено каких-либо доказательств того, что в соответствии с оспариваемым Положением в ведение специализированной службы переданы муниципальное кладбище и соответствующие земельные территории. Также заявитель не утверждает, что полномочия по организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, определению порядка деятельности общественных кладбищ и организации похоронного дела, которые возложены на органы местного самоуправления, не могут ими осуществляться через специально созданное для таких целей муниципальную организацию.

Однако следует признать обоснованным доводы заявителя о несоответствии рассматриваемых нормативных положений частям 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выражается в наделении специализированной службы в качестве муниципальной организации дополнительными функциями, одновременное исполнение которых в рамках основной деятельности в области похоронного дела создает преимущественные условия для деятельности этой организации как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг, поскольку дает возможности специализированной службе по существу в исключительном порядке решать вопросы выделения земельных участков под захоронение, осуществления захоронения, контроля за соблюдением порядка захоронений и пр. Указанная правовая позиция приведена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда от 18.05.2011 №17206/10, от 23.09.2008 №12027/07 и учитывается судом в целях единообразия в толковании и применении норм права.

Таким образом, предъявленные требования Прокуратуры Ярославской области подлежат удовлетворению, абзац 3 пункта 2 статьи 2, пункты 1, 3, 6, 9, 10, 11, 15, 18 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Положения, признаются судом не соответствующими частям 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и не действующими полностью.

Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать абзац 3 пункта 2 статьи 2, пункты 1, 3, 6, 9, 10, 11, 15, 18 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Положения об организации похоронного дела в городском поселении Тутаев, утверждённого решением Муниципального Совета городского поселения Тутаев от 06.09.2006 № 44, не соответствующими частям 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и не действующими полностью.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции (Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г.Нижний Новгород) в месячный срок.

Председательствующий Е.П. Украинцева

Судьи Е.В. Ландарь

Н.О. Кокурина