Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А82-6073/2012
«01» августа 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 01 августа 2012 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Марусина В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Клименко Т.Н., Рудневой Н.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Тур» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Правительству Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (ИНН <***>, ОГРН <***>)
Третьи лица: Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, Департамент архитектуры и развития территорий города Мэрии г. Ярославля, ФИО1
о признании незаконным отказа Правительства Ярославской области, выраженного в постановлении от 11.05.2012г. №454-п, в предоставлении земельного участка площадью 1924 кв.м., расположенного по адресу: ул. Батова, за домом №5, корп.2 в Дзержинском районе г. Ярославля, с предварительным согласованием места размещения объекта – двухэтажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями,
об обязании Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля завершить процедуру выбора земельного участка – оформить акт выбора земельного участка площадью 1924 кв.м., расположенного по адресу: ул. Батова, за домом №5, корп.2 в Дзержинском районе г. Ярославля,
об обязании Правительства Ярославской области принять решение о предварительным согласовании места размещения объекта – двухэтажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями – по указанному адресу,
при участии:
от заявителя - ФИО2, директор, ФИО3, представитель по доверенности от 26.07.2012
от ответчика - ФИО4, представитель по доверенности от 22.06.2012 ,
от третьего лица (ДИЗО) – ФИО4, представитель по доверенности от 08.06.2012,
от третьего лица (Департамент архитектуры) – не явился
от третьего лица (ФИО1) – не явился
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Тур» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Правительству Ярославской области и Управлению земельных ресурсов Мэрии г. Ярославля о признании незаконным отказа Правительства Ярославской области, выраженного в постановлении от 11.05.2012г. №454-п, в предоставлении земельного участка площадью 1924 кв.м., расположенного по адресу: ул. Батова, за домом №5, корп.2 в Дзержинском районе г. Ярославля, с предварительным согласованием места размещения объекта – двухэтажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями, об обязании Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля завершить процедуру выбора земельного участка – оформить акт выбора земельного участка площадью 1924 кв.м., расположенного по адресу: ул. Батова, за домом №5, корп.2 в Дзержинском районе г. Ярославля, и об обязании Правительства Ярославской области принять решение о предварительным согласовании места размещения объекта – двухэтажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями – по указанному адресу.
В судебном заседании представить заявителя уточнил требования, пояснив, что указание в просительной части заявления на двухэтажное здание косметического салона является технической ошибкой, заявление о выборе земельного участка подавалось для строительства трехэтажного здания, в связи с чем в пунктах 1 и 2 просительной части заявления вместо слов «двух этажное здание косметического салона» следует читать «трехэтажное здание косметического салона». Уточнение принято судом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, Департамент архитектуры и развития территорий города Мэрии г. Ярославля, ФИО1
Заявитель требования поддерживает по основаниям, указанным в заявлении, считает, что ответчиками неправомерно затянут процесс рассмотрения заявления ООО «Тур», в течение нескольких лет ответчики без законных на то оснований заставляли заявителя переоформлять документы, спорный земельный участок фактически предоставлен заявителю 7 лет назад постановлением мэра, в связи с чем правовые основания для принятия оспариваемого решения отсутствовали. Также пояснил, что всего заявитель подавал 4 заявления о выборе спорного земельного участка для строительства, а процедура выбора земельного участка должна быть завершена ответчиками по заявлению от 17.06.2009, которым заявитель просил осуществить выбор земельного участка для строительства трехэтажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями
Ответчик-1 (Правительство ЯО) требования заявителя не признает, представил письменный отзыв, в котором указал, что обжалуемое постановление принято в связи с появлением более двух претендентов на один земельный участок, в пределах компетенции, предоставленной ответчику пунктом 1.8. действовавшего в тот период «Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного постановлением Губернатора ЯО от 30.05.2007 № 487.
Ответчик-2 (УЗР Мэрии г. Ярославля) требования заявителя не признает, отзыв не представил, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Третье лицо – Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, возражает против удовлетворения требований, отзыв не представило, правовая позиция третьего лица аналогична позиции ответчика-1.
Третье лицо (Департамент архитектуры и развития территорий города Мэрии г. Ярославля) возражает против удовлетворения требований, представило отзыв, согласно которому органы местного самоуправления осуществили все необходимые мероприятия по выбору земельного участка, распоряжение спорным участком осуществляют Правительство Ярославской области и Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, в связи с чем обязанность доказывания по данному делу возложена на эти органы.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 9 час. 00 мин. 01.08.2012.
После перерыва в судебном заседании присутствуют представители заявителя.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Тур» 18.02.2004 обратилось в Мэрию г. Ярославля с заявлением о разработке исходно-разрешительной документации по строительству объекта на новом земельном участке, с целью строительства косметического салона по адресу: г. Ярославль, Дзержинский район, микрорайон № 7.
18 марта 2004 года Мэрией г. Ярославля оформлен акт выбора земельного участка по заявлению ООО «Тур».
Постановлением Мэра г. Ярославля от 12.05.2005 № 2083 заявителю предварительно согласовано размещение 2-х этажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями в районе ул. Батова, МКР-7 Дзержинского района на земельном участке ориентировочной площадью 0,03 га и разрешено выполнение проектных работ.
Письмом от 05.04.2007 № 03-05/1904 Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля уведомило заявителя о том, что вопрос о предоставлении земельного участка будет решаться после его освобождения от самовольно установленных металлических гаражей.
Письмом от 06.03.2008 № 03-05/785 Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля уведомило заявителя о том, что согласно п. 2.1. постановления Губернатора Ярославской области от 30.05.2007 № 487 с заявлением о выборе земельного участка следует обращаться в Департамент по управлению земельными ресурсами Ярославской области.
Приказом Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области от 15.07.2008 № 259-з заявителю отказано в размещении объекта в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке, согласно проекту застройки первой очереди микрорайона № 7, утвержденному приказом главного архитектора от 27.07.1989 № 105, предусмотрено строительство объекта общественного питания.
24 сентября 2008 года заявитель обратился в Правительство Ярославской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства 3-х этажного здания кафе. Примерный размер земельного участка, указанный в заявлении, составил 1924 кв.м., адрес участка – ул. Батова, у д. 5 корп. 2 в Дзержинском районе г. Ярославля.
Письмом от 23.03.2009 № 1280 Департамент архитектуры и развития территорий города уведомил заявителя о невозможности размещения на испрашиваемом земельном участке объекта общественного питания, поскольку не выдерживается 50-ти метровая санитарно-защитная зона до ближайшего жилого дома, а также рекомендовал заявителю повторно обратиться в Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства косметического салона.
17 июня 2009 года заявитель обратился в Правительство Ярославской области с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 1924 кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства трехэтажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями по адресу: ул. Батова, у д. 5 корп. 2 в Дзержинском районе.
В газете «Городские новости» за 26.11.2011 опубликовано сообщение о возможном предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1924 кв.м.с адресной привязкой: Дзержинский район, ул. Батова, за домом 5 корп. 2, для строительства 3-хэтажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями по заявлению ООО «Тур».
29 ноября 2011 года в Правительство Ярославской области с заявлением о предоставлении спорного земельного участка обратился ФИО1.
Письмом от 21.12.2011 № 28-10288/11 Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области уведомил заявителя о поступлении заявления иного заинтересованного лица и принятом решении о начале проведения работ по формированию спорного земельного участка с целью его дальнейшего предоставления по процедуре без предварительного согласования места размещения объекта.
Постановлением от 11.05.2012 № 454-п Правительство Ярославской области отказало ООО «Тур» в размещении объекта в связи с обращением нескольких заинтересованных лиц с заявлением о предоставлении того же земельного участка. Данный приказ и послужил основанием для обращения ООО «Тур» в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью первой статьи 198, частью второй статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц признаются незаконными в том случае, если арбитражный суд установит, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов регулируется статьями 30-32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Согласно пункту 6 указанной статьи закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Статьей 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 21-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области.
В соответствии с пунктом 1.8. «Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного постановлением Губернатора ЯО от 30.05.2007 № 487 (действовал до 19.04.2012) Правительство Ярославской области в течение двадцати рабочих дней со дня поступления в Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области акта о выборе земельного участка для строительства принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо об отказе в размещении объекта с указанием причин отказа по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность отказа в предварительном согласовании места размещения объекта после оформления акта выбора земельного участка.
Кроме того, пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлена обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 № 4224/10 сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой положения пункта 3 статьи 31 Кодекса призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Материалами дела подтверждается, что после опубликования органом местного самоуправления сообщения о возможном предоставлении земельного участка заявителю в ДИЗО ЯО за предоставлением спорного земельного участка обратилось иное лицо – ФИО1, планирующий использовать спорный земельный участок для тех же целей, что и заявитель. Заявление ФИО1 поступило в ДИЗО ЯО в разумный срок после опубликования сообщения.
При таких обстоятельствах решение ответчика о прекращении процедуры предоставления спорного земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и начале процедуры предоставления участка без предварительного согласования (на аукционе) является обоснованным, отвечающим требованиям земельного законодательства.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что процедура выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по заявлению ООО «Тур» от 18.02.2004 прекращена изданием приказа Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области от 15.07.2008 № 259-з, и данный приказ заявителем в судебном порядке не оспорен. Более того, 24.09.2008 заявитель обратился к ответчику за предоставлением того же земельного участка для иных целей – строительства кафе, а 17.06.2009 обратился повторно с целью строительства здания косметического салона.
При этом судом не принимаются доводы заявителя о противоправном затягивании ответчиками процедур рассмотрения заявлений ООО «Тур», поскольку заявитель не был лишен возможности своевременно оспаривать действия (бездействия) ответчиков, которые он посчитал неправомерными, кроме того, данные обстоятельства не могут являться основанием для ущемления прав и законных интересов иных лиц на предоставление спорного земельного участка. Также судом принимаются во внимание пояснения, данные представителями заявителя в судебном заседании о том, что процедура выбора земельного участка должна быть завершена ответчиками по заявлению от 17.06.2009, а не по ранее поданным заявлениям.
При таких обстоятельствах постановление Правительства Ярославской области от 11.05.2012 № 454-п «Об отказе ООО «Тур» в размещении объекта» следует признать законным и не нарушающим прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При подаче заявления в суд заявителем уплачена госпошлина в общей сумме 6000,00 рублей, в связи с чем излишне уплаченная госпошлина в сумме 4000,00 рублей подлежит возврату заявителю из бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Тур» излишне уплаченную платежным поручением от 16.05.2012 № 89 госпошину в сумме 4000,00 рублей (платежное поручение об уплате госпошлины в деле).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (610007, <...>) в месячный срок со дня его принятия.
Судья Марусин В.А.