ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-6390/17 от 21.11.2017 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-6390/2017

18 декабря 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена 21.11.2017

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клевакиной Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Товарищества собственников жилья "Корабел" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области (ИНН <***> , ОГРН <***> )

о признании недействительным решения от 24.01.2017 № 458А об отказе в государственной регистрации,

при участии

от заявителя – ФИО1 - представителя по доверенности,

от ответчика – не явились,

установил:

Товарищество собственников жилья «Корабел» обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнений) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области (далее - регистрирующий орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 24.01.2017 № 458А об отказе в государственной регистрации.

Заявитель считает незаконным отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ТСЖ «Корабел», по мотивам отсутствия в новой редакции устава ТСЖ сведений о его организационно-правовой форме «Товарищество собственников недвижимости».

Заявитель указывает, что изменения, внесенные в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, не обязывают перерегистрировать ранее созданные товарищества собственников жилья в товарищества собственников недвижимости. Пунктом 4 части 3 статьи 50 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме товариществ собственников недвижимости (далее - ТСН), к которым относятся, в том числе, товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ).

Таким образом, юридические лица могут создаваться в таких организационно-правовых формах, как ТСН (новая организационно-правовая форма, веденная с 01.09.2014), так и ТСЖ. Термин «товарищество собственников недвижимости» является более широким понятием, включающим в себя понятие «товарищество собственников жилья», относится к объединениям собственников помещений в многоквартирных жилых домах, собственников садовых участков, гаражей, нежилых помещений в офисных и торговых зданиях и т.д.

Заявитель также ссылается на положения Жилищного кодекса РФ, в том числе ст.135 ЖК РФ, дающее понятие товарищества собственников жилья, указывает, что законодатель сам обозначает, что товарищество собственников жилья является организационно-правовой формой юридического лица и видом товарищества собственников недвижимости. Данный вывод следует из положений главы 13 ЖК РФ, статей 50, 54 ГК РФ, где предусмотрено создание самостоятельного вида юридического лица «товарищество собственников жилья». При этом никаких изменений в Жилищный кодекс РФ после 01.09.2014 не внесено, также отсутствуют требования о перерегистрации ТСЖ и ТСН, что подтверждает правоту заявителя.

По мнению заявителя, не соответствует действительности позиция налогового органа о том, что в уставе ТСЖ «Корабел» отсутствует указание на организационно-правовую форму юридического лица в нарушение требований ст.123.12 ГК РФ. Заявитель полагает, что данная статья не содержит такого требования, а лишь указывает, что устав ТСН должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников недвижимости». Таким образом, инспекция требует изменения наименования ТСЖ «Корабел», что противоречит действующему законодательству и полномочиям, которыми наделена инспекция.

Заявитель также обращает внимание, что органы жилищного надзора в силу ст.20 ЖК РФ следят за соответствием уставов ТСЖ требования ЖК РФ, проведенная у заявителя проверка нарушений в этой части не установила.

Ответчик представителя в суд не направил, представил отзыв, в котором просит в удовлетворении заявления отказать.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

17.01.2017 в регистрирующий орган поступило заявление ТСЖ «Корабел» по форме № Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также комплект документов, определенный Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

По результатам рассмотрения указанного заявления и представленных документов регистрирующим органом вынесено решение от 24.01.2017 № 458А об отказе в государственной регистрации на основании подп. «а» п.1 ст.23 Закона № 129-ФЗ в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов, поскольку в уставе ТСЖ «Корабел» отсутствовали сведения о его организационно-правовой форме – «Товарищество собственников недвижимости», что не соответствует требованиям действующего законодательства.

Апелляционная жалоба ТСЖ была отклонена решением УФНС России по Ярославской области от 09.03.2017 № 19, после чего ТСЖ обратилось в суд.

Ответчик считает отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, правомерным, поскольку в новой редакции устава ТСЖ «Корабел» отсутствует указание на организационно-правовую форму «Товарищество собственников недвижимости». Документы, содержащие недостоверные сведения, (не соответствующие требованиям законодательства РФ) следует рассматривать как непредставленные. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (п.4.4 ст.9 Закона № 129-ФЗ).

Регистрирующий орган счел не представленным устав ТСЖ «Корабел», необходимый для государственной регистрации в силу п.1 ст.17 Закона № 129-ФЗ, что влечет отказ в государственной регистрации в соответствии с положениями подп. «а» п.1 ст.23 Закона № 129-ФЗ.

При этом регистрирующий орган исходит из следующего.

Ответчик указывает, что частью 5 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ) предусмотрено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона (01.09.2014) юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 ГК РФ в редакции указанного Федерального закона.

В соответствии с подп.4 п.3 ст.50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе, товарищества собственников жилья.

Таким образом, ГК РФ предусмотрена возможность создания товариществ собственников жилья как вида товарищества собственников недвижимости.

Согласно п.2 ст.123.1 ГК РФ некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товарищество собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, а также общих коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50 ГК РФ).

В пункте 1 статьи 123.12 ГК РФ указано, что товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимися в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

В соответствии с п.2 ст.123.12 ГК РФ устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников недвижимости", месте нахождения, предмете и целях его деятельности, составе и компетенции органов товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом.

Требования об указании в уставе юридического лица его организационно-правовой формы содержатся и в пункте 4 статьи 52 ГК РФ, согласно которому устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

Инспекция указывает, что в силу ч.7 ст.3 Закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

В соответствии с п.3 ст.51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

По мнению инспекции, в представленном одновременно с заявлением уставе ТСЖ а нарушение п.2 ст.123.12 ГК РФ, п.4 ст.52 ГК РФ не содержится сведений о его организационно-правовой форме, которая должна быть определена как товарищество собственников недвижимости.

Таким образом, устав ТСЖ «Корабел» не соответствует требованиям законодательства РФ и потому считается непредставленным.

Заявитель оспаривает решение Инспекции по приведенным выше основаниям.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Как усматривается из текста оспариваемого решения регистрирующего органа, с 01.09.2014 товарищество собственников жилья в соответствии с Законом N 99-ФЗ является видом юридического лица, создаваемым в организационно-правовой форме товарищество собственников недвижимости. При этом, по мнению регистрирующего органа, исходя из положений пункта 4 статьи 52, пункта 1 статьи 54, пунктов 1 и 2 статьи 123.12 ГК РФ, устав ТСЖ «Корабел» должен содержать сведения об организационно-правовой форме «товарищество собственников недвижимости». Однако в представленных для государственной регистрации документах, а именно в уставе, отсутствуют сведения на организационно-правовую форму «Товарищество собственников недвижимости», в связи с чем регистрирующий орган счел устав непредставленным в нарушение требований п.1 ст.17 Закона № 129-ФЗ, что влечет отказ в государственной регистрации в соответствии с положениями подп. «а» п.1 ст.23 Закона № 129-ФЗ.

Вместе с тем, регистрирующим органом не учтено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

В соответствии с частью 2 статьи 135 ЖК РФ устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Устав товарищества собственников жилья должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников жилья», месте нахождения, предмете и целях его деятельности, порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья, составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.

Регистрирующий орган ссылается на положения статей 50, 52, 54, 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют основные положения о юридических лицах и о товариществах собственников недвижимости в целом.

Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что Законом N 99-ФЗ, вступившим в силу с 1 сентября 2014 года, установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья.

Частью 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.

При этом, по мнению регистрирующего органа, исходя из положений пункта 1 статьи 54, пунктов 1 и 2 статьи 123.12 ГК РФ, устав товарищества собственников жилья должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников недвижимости».

Как следует из письма Минстроя России от 10.04.2015 N 10407-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с регистрацией товариществ собственников жилья», Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2014 года (за исключением отдельных положений), введена новая организационно-правовая форма юридического лица - товарищество собственников недвижимости.

Таким образом, с 1 сентября 2014 года товарищество собственников жилья в соответствии с Законом N 99-ФЗ является видом юридического лица.

Из изложенного следует, что с введением в действие Федерального закона от 31.01.2016 N 7-ФЗ требования к формулировке в уставе содержатся уже не в ГК РФ (пункт 2 статьи 123.12 ГК РФ), а в новой редакции ЖК РФ (пункт 2 статьи 135 ЖК РФ).

Как указано в письме ФНС России от 26.06.2015 N СА-2-14/752@, учитывая, что товарищество собственников жилья создается как вид товарищества собственников недвижимости (подпункт 4 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), указание в наименовании товарищества собственников жилья его организационно-правовой формы - товарищества собственников недвижимости - в настоящее время не требуется. В наименовании указывается только вид - товарищество собственников жилья. При этом сведения об организационно-правовой форме товарищества собственников жилья должны быть указаны в его уставе (пункт 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ).

Указанные сведения отражены в уставе ТСЖ «Корабел». Обратного суду не представлено.

В письме от 30.12.2015 N ГД-4-14/23321@ "О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2015)" ФНС России указала, что правильным является вывод о том, что гражданское законодательство не исключает возможность создания товарищества собственников жилья как вида товарищества собственников недвижимости.

Пунктом 4 части 3 статьи 50 ГК РФ предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе, товарищества собственников жилья.

В соответствии с пунктом 2 статьи 291 ГК РФ товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.

Таким образом, действующее законодательство не исключает такого вида юридического лица как товарищества собственников жилья.

В связи с изложенным решение Инспекции является неправомерным.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области(ИНН <***> , ОГРН <***>) от 24.01.2017 № 458А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Товарищества собственников жилья "Корабел"(ИНН <***>, ОГРН <***>).

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области устранить нарушение прав и законных интересов Товарищества собственников жилья "Корабел"(ИНН <***>, ОГРН <***>) путем проведения государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ТСЖ «Корабел».

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Товарищества собственников жилья "Корабел"(ИНН <***>, ОГРН <***>) 3000руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Розова Н.А.