ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-6532/16 от 21.09.2016 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

  150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-6532/2016

06 октября 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена 21 сентября 2016 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Секериной С.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дупан Е.А., секретарем судебного заседания Князевой Н.П.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Потребительского жилищно-строительного кооператива "Горожанин"   (ИНН 7603023650, ОГРН 1027600621861)

к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля   (ИНН 7604092913, ОГРН 1067604080345)

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента охраны объектов культурного наследия, ГАУ ЯО «ЯРГОССТРОЙЭКСПЕРТИЗА», Козина Михаила Юрьевича

о признании незаконным отказа департамента № 42-стр от 26.04.2016;

об обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом с офисными помещениями, подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями», расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Пушкина, у дома № 20,

при участии:

от заявителя   – Смирнов А.А. – председатель ЖСК, Клюкин В.Н. – адвокат, по удост. адв., по дов. от 22.09.2015, Ильинская Ю.Ю. – по дов. от 05.08.2016,

от ответчика   – Морина Л.А. – по дов. № 05-05/442 от 24.08.2015,

от 3-их лиц –   Козин М.Ю., паспорт,

от других 3-х лиц   – не явились,

установил:

Потребительский жилищно-строительный кооператив "Горожанин" обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля о признании незаконным отказа № 42-стр от 26.04.2016 и обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом с офисными помещениями, подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями», расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Пушкина, у дома № 20.

Представители заявителя требования поддержали, представили по предмету спора дополнительные пояснения в устной и письменной форме.

Ответчик возражал против предъявленных требований по доводам представленного ранее письменного отзыва.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.51 АПК РФ судом привлечены Департамент охраны объектов культурного наследия, государственное автономное учреждение Ярославской области «Государственная экспертиза в строительстве» (далее – ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве»), по самостоятельному заявлению - Козин Михаил Юрьевич.

Департамент охраны объектов культурного наследия представил письменный отзыв по предмету спора, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве» направило в суд письменный отзыв, учреждение поддержало выводы, содержащиеся в заключении повторной экспертизы от 21.04.2016, ходатайствовало о рассмотрении дела без своего участия.

Козин Михаил Юрьевич в полном объеме поддержал доводы Департамента архитектуры, просил отказать заявителю в удовлетворении требований.

Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

16.04.2013 года между МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» и ПЖСК «Горожанин» заключен договор аренды № 24566-о, по которому заявителю в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 76:23:030512:28 для строительства многоквартирного дома с подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями.

21.04.2016 ПЖСК «Горожанин» обратился в Департамент архитектуры и земельных отношений с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта - «Многоквартирный жилой дом с офисными помещениями, подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями», распложенного по адресу: г.Ярославль, ул. Пушкина, у дома 20.

Рассмотрев заявление и представленный к нему пакет документов, Департамент отказал в выдаче разрешения на строительство, что оформлено письмом от 29.04.2016 №42-стр.

В обоснование отказа в выдаче запрашиваемого кооперативом разрешения на строительство Департамент сослался на нормы части 13 статьи 51 ГрК РФ, в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, а именно:

- градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ), содержащего актуальную информацию о действующих в отношении арендуемого кооперативом земельного участка ограничениях (обременениях) - предоставляется в соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ;

- материалов, содержащихся в проектной документации, в частности, схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с ГПЗУ, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия - предоставляется в соответствии с пп. 6 п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ;

- положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства - предоставляется в соответствии с п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.

Подробное обоснование принятого решения было изложено представителем Департамента в отзыве и поддержано в судебных заседаниях.

Департамент охраны объектов культурного наследия в письменном отзыве сообщил, что согласно части 3 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия. Согласно абзацу 13 статьи 30 Федерального закона указанные разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия являются объектом государственной историко-культурной экспертизы. Указанная экспертиза проводится в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569, которым утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе (далее - Положение). По результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы. Согласно ч. 2 ст. 32 Федерального закона заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 Федерального закона (работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия), а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона.

В отзыве Департамент охраны указал, что в непосредственной близости от спорного земельного участка расположен объект культурного наследия местного (муниципального) значения наследия «Поселок Бутусова. Ансамбль жилых домов. 1927-1929 г.г.».

Департамент охраны полагает, что строительные работы на земельном участке по ул. Пушкина, у дома № 20, расположенном в непосредственной близости от объекта культурного наследия местного (муниципального) значения наследия «Поселок Бутусова. Ансамбль жилых домов. 1927-1929 г.г.» могут проводиться при наличии в проектной документации раздела об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия, включающего оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, получившего положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы и согласованного департаментом.

Департамент охраны объектов культурного наследия сообщил, что раздел проектной документации по обеспечению сохранности объекта культурного наследия «Поселок Бутусова. Ансамбль жилых домов. 1927-1929 г.г.» на согласование в Департамент не представлялся.

В уточненной правовой позиции от 14.09.2016 Департамент охраны дополнительно сообщил, что Градостроительным кодексом РФ не урегулирован вопрос необходимости представления в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, решения органа охраны объектов культурного наследия о согласовании раздела проектной документации по обеспечению сохранности объекта культурного наследия. Частью 10 статьи 51 ГрК РФ установлен запрет требовать иные документы, за исключением указанных в данной статье документов. Вопрос о том, на какой стадии (до, после получения разрешения на строительство) необходимо получить выше указанное согласование, Федеральным законом прямо не урегулирован.

ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» в письменном отзыве пояснило следующее:

На основании части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 ГрК РФ. В соответствии с указанной нормой права предметом экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Результатом экспертизы проектной документации в силу части 9 статьи 49 ГрК РФ является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требования технических регламентов. На основании части 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу, устанавливается Правительством Российской Федерации. Состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87.

Как следует из отзыва экспертного учреждения, на основании заявления застройщика ПЖСК «Горожанин» на проведение негосударственной экспертизы № 40/14-3 от 17.03.2014г. Учреждением в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Положением об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012г. №272, была проведена негосударственная экспертиза проектной документации без сметы на строительство результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства «Многоквартирный жилого дома с подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: г.Ярославль, ул. Пушкина, у дома №20 в Кировском районе». В отзыве третьего лица указано, что в результате экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по указанному объекту установлено, что результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов и иным нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации и могут служить основанием для подготовки проектной документации, а проектная документация соответствует требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренными в соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ, и результатам инженерных изысканий. В соответствии с частью 9 статьи 49 ГрК РФ ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» выдано положительное заключение экспертизы № 76-1-4-0107-14 от 23 июля 2014г.

Выводы, содержащиеся в заключении негосударственной экспертизы №76-1-4-0107-14 от 23 июля 2014г., государственное автономное учреждение Ярославской области «Государственная экспертиза в строительстве» поддерживает.

На основании заявления застройщика ПЖСК «Горожанин» на проведение повторной негосударственной экспертизы ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» в соответствии с нормами действующего законодательства была проведена повторная негосударственная экспертиза проектной документации по объекту капитального строительства «Многоквартирный жилого дома с подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Пушкина, у дома №20 в Кировском районе», по результатом проведения - в соответствии с частью 9 статьи 49 ГрК РФ выдано положительное заключение № 76-2-1-2-0031-16 от 21.04.2016г.

Повторная экспертиза проведена в связи с внесением изменений проектную документацию, получившую положительное заключение негосударственной экспертизы ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» № 76-1-4-0107-14 от 23 июля 2014г., в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность настоящего объекта капитального строительства и изменения технико-экономических, объемно-планировочных решений и планировочной организации земельного участка.

Выводы, содержащиеся в заключении повторной экспертизы № 76-2-1-2-0031-16 от 21.04.2016г., ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве» поддерживает.

Экспертное учреждение также сообщило в отзыве, что представленная на экспертизу проектная документация, в том числе раздел «Обеспечение сохранности ансамбля «Бутусовский поселок» при проведении земляных и строительных работ на территории, непосредственно связанной с земельным участком данного ансамбля», соответствует требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ, а также требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. Согласно части 5 статьи 49 ГрК РФ оценка соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка не входит в предмет экспертизы и на основании статьи 51 ГрК РФ относится к полномочиям органа, осуществляющего выдачу разрешения на строительство.

Полагая отказ Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля № 42-стр от 26.04.2016 незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Согласно части 7 указанной статьи Кодекса для получения разрешения на строительство застройщик представляет, среди прочего, градостроительный план земельного участка, и материалы, содержащиеся в проектной документации.

В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Как установлено частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ, в градостроительном плане, в том числе, указываются границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, информация о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке и др.

По смыслу статей 41, 44 Градостроительного кодекса РФ и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Министерства регионального развития РФ от 11.08.2006 №93, ГПЗУ представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом. В свою очередь, соответствующие разрешения и ограничения устанавливаются уполномоченным органом в порядке, определенном федеральным законом.

В рассматриваемой ситуации постановлением мэрии города Ярославля от 23.12.2015 №2269 установлены постоянные публичные сервитуты в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ул.Пушкина, у д.20 в Кировском районе г.Ярославля. Государственная регистрация трех публичных сервитутов осуществлена 18.01.2016.

В силу выше приведенных норм статей 41, 44 ГрК РФ и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждение ГПЗУ, исходя из его правовой природы, должно основываться на установленных уполномоченным органом разрешениях и ограничениях.

ГПЗУ выдано заявителю в 2012 году, без отражения в нем зоны действия публичных сервитутов, которые на тот момент не были установлены. В связи с указанным Департамент архитектуры полагает, что ГПЗУ заявителя является неактуальным, в следствие чего является непредставленным для целей получения разрешения на строительство.

Градостроительный план земельного участка является документом, адресованным законному владельцу или пользователю земельного участка, и в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка. Каких-либо прав и ограничений данный документ не устанавливает.

Как установлено при рассмотрении дела, ГПЗУ №RU76301000-406 от 21.02.2012, действительно, не содержит границы зон действия публичных сервитутов, однако непредставленным его считать отсутствуют правовые основания, поскольку в силу ч.7.1. ст.51 ГрК РФ документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. Поскольку в данном случае указанные выше органы - это Департамент архитектуры и земельных отношений, то запрашивать ГПЗУ у заявителя нет необходимости, т.к. этот документ составляется самим Департаментом.

Оценив доводы сторон в отношении полученного кооперативом положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации от 21.04.2016, суд пришел к следующему.

Как следует из представленных в дело документов, новое положительное заключение от 21.04.2016 № 76-2-1-2-0031-16 ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» выдано только в отношении отдельных разделов проектной документации объекта капитального строительства с измененным наименованием: «Многоквартирный жилой дом с офисными помещениями  , подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями». В п.1.3. указанного заключения указано, что повторная экспертиза проводится в связи с внесением изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение негосударственной экспертизы от 23.07.2014, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства и изменения технико-экономических показателей, в связи с изменением габаритных размеров здания, конструктивных и объемно-планировочных решений и планировочной организации земельного участка. Изменение технико-экономических показателей приведено также в п.1.3. Из рассматриваемых экспертных заключений от 23.07.2014 и 21.04.2016 следует, что в том числе изменилась площадь застройки (с 1225 до 1038 кв.м), количество этажей (с 6-7-8 до 6-7, в том числе жилых этажей 4-5, цокольный этаж с офисными помещениями и подземный этаж с автостоянкой) и др. Проектная документация раздел 1 «Пояснительная записка» 3328-ПЗ том 1 – 2016 лист11б содержит изменения: в связи с уменьшением габаритных размеров жилого дома, изменились ТЭП объекта, изменились привязки конструкций, инженерных сетей и котлована для фундаментов относительно жилых домов в составе ансамбля «Поселок Бутусова».

Из содержания заключения экспертизы от 21.04.2016 следует, что ряд разделов проектной документации нового объекта экспертизу не проходил, не смотря на то, что объект строительства отличается общей площадью, параметрами, а также расположением относительно ранее принятого варианта посадки здания от объекта капитального строительства, проектная документация которого получила заключение экспертизы от 23.07.2014 № 76-1-4-Н107-14.

Учитывая указанные обстоятельства, суд соглашается с доводами Департамента архитектуры, что положительное заключение экспертизы проектной документации от 23.07.2014 №76-1-4-0107-14 ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве», в объеме, предусмотренном Требованиями к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденными приказом Минстроя России от 09.12.2015 №887/пр, п.5 Положения Об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 272, не соответствует требованиям действующего законодательства и считается не представленным в уполномоченный орган.

В соответствии с ч. 5 ст. 49 ГрК РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия  , требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ; проведение историко-культурной экспертизы.

Согласно ст. 30 названного Федерального закона документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия является объектом историко-культурной экспертизы.

В соответствии с п. 3 ст. 36 Федерального закона строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с п. 29 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569, указанный раздел с положительным заключением историко-культурной экспертизы должен быть представлен в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия.

В представленном положительном заключении негосударственной экспертизы ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве» от 21.04.2016 содержится раздел 3.1.14. «Мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия» и вывод о том, что проектная документация по данному разделу соответствует требованиям технических регламентов, в том числе требованиям Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.0.2008 №87, Федерального закона о 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, а также требованиям национальных стандартов и сводов правил. Также указано, что предоставленный раздел предусматривает все необходимые мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласно Федеральному закону от 25.06.2002 №73-ФЗ. При этом, доказательства согласования данного раздела с Департаментом охраны ОКН не представлены суду. Также не представлено суду положительное заключение историко-культурной экспертизы в отношении указанных мероприятий по обеспечению сохранности объекта культурного наследия «Поселок Бутусова. Ансамбль жилых домов. 1927-1929 гг.».

Таким образом, суд считает существенным обстоятельством отсутствие, как единого заключения экспертизы всей проектной документации, так и отсутствие положительного заключения историко-культурной экспертизы в отношении Мероприятий.

При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат. Расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья

Секерина С.Е.