150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-6784/2019 |
13 июня 2019 года |
Резолютивная часть решения оглашена 04.06.2019.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Секериной С.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дупан Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным постановления от 25.03.2019 по делу № 07-07/04-19
при участии:
от заявителя – ФИО1 – по дов. от 10.12.2018
от ответчика – ФИО2 – по дов. от 22.06.2018
установил:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Ярославль" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о признании незаконным постановления от 25.03.2019 по делу № 07-07/04-19.
По итогам предварительного судебного заседания суд счел дело подготовленным к слушанию в судебном разбирательстве и в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ произвел процессуальный переход к рассмотрению дела по существу с учетом отсутствия соответствующих возражений от лиц, участвующих в деле.
Заявитель требования поддержал, сам факт нарушения срока подключения объекта к сетям газораспределения не оспаривает, однако полагает, что задержка выполнения работ произошла не по вине Общества, указывает на отказ Администрации Тутаевского муниципального района в выдаче разрешения на использование земельного участка и имевшей место неопределенности принадлежности земельного участка, по которому предполагалась прокладка газопровода. Представитель заявителя отметил, что Обществом меры по исполнению договора технологического присоединения объекта, принадлежащего гражданину, принимались своевременно, а после установления собственника земельного участка у последнего получено согласование строительства газопровода, однако на момент подписания договора аренды земельного участка службой судебных приставов был наложен запрет на совершение действий по регистрации в отношении земельного участка.
Ответчик возражает против заявленных требований, указывает на нарушение сроков подключения объекта по вине Общества, представил отзыв, материалы дела.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
Ярославским УФАС России рассмотрено заявление ФИО3 от 18.01.2019, от 13.02.2019 о неправомерных действиях АО «Газпром газораспределение Ярославль», выразившихся в нарушении установленных сроков подключения объекта строительства к газораспределительным сетям.
15.02.2018 АО «Газпром газораспределение Ярославль» и ФИО3 заключили договор №ЦФ-ТП-75/18 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Ярославская область, Тутаевский район, поселок Микляиха (указан кадастровый номер земельного участка) к сети газораспределения. Со стороны ФИО3 договор был подписан 11.04.2018.
Согласно пункту 3 указанного договора срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 9 месяцев со дня заключения договора (т.е до 11.01.2019, так как договор считается заключенным с момента подписания его обеими сторонами).
Согласно письму АО «Газпром газораспределение Ярославль» №КГ-07/01/217 от
08.02.2019 с целью исполнения договора №ЦФ-ТП-75/18 от 11.04.2018 с ФИО3 Общество выполнило следующие мероприятия:
26.04.2018 между АО «Газпром газораспределение Ярославль» и ООО «Архитехгео» был заключен договор №ЦФ-3-192/18 на выполнение работ по инженерно-геодезических изысканиям и топографическим работам для прокладки газопровода-ввода к индивидуальному дому ФИО3
04.07.2018 Администрация Тутаевского муниципального района вынесла постановление №419-з о разрешение АО «Газпром газораспределение Ярославль» на использование земельного участка площадью 629,48 кв.м расположенного по адресу: Ярославская область, Тутаевский район, Фоминский с/о, п. Микляиха. Впоследствии данное разрешение было признанно ошибочным, поскольку необходимый для строительства земельный участок не является муниципальной собственностью.
30.10.2018 между АО «Газпром газораспределение Ярославль» и ООО «Нордгаз» был заключен договор строительного подряда №ЯГС-ЦФ-З-СМР-Т-128/18 о строительстве газопровода-ввода низкого давления до границы земельного участка ФИО3
31.10.2018 между АО «Газпром газораспределение Ярославль» и ФИО3 был заключен договор №ЦФ-ВДГО-36145606/18 на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению, техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования домовладения.
14.11.2018 между ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» и ФИО3 был заключен договор №3005634 газоснабжения природным газом физического лица.
Исходя из представленных сторонами документов, в пределах установленного срока (9 месяцев с момента подписания договора №ЦФ-ТП-75/18 от 15.02.2018) Обществом были выполнены мероприятия для подключения объекта капитального строительства к газораспределительным сетям в ноябре 2018.
УФАС указало, что в соответствии с представленными АО «Газпром газораспределение Ярославль» документами с момента заключения договора о подключении (со сроком исполнения 9 месяцев) Общество только спустя 2,5 месяца заключило с ООО «Архитехгео» договор №ЦФ-3-192/18 на выполнение работ по инженерно-геодезических изысканиям и топографическим работам для прокладки газопровода-ввода к индивидуальному дому ФИО3; после отказа Администрации ФИО4 ЯО в выдаче разрешения на использование земельного участка только через 3,5 месяца Общество заключило с ООО «Нордгаз» договор строительного подряда №ЯГС-ЦФ-З-СМР-Т-128/18 о строительстве газопровода-ввода низкого давления до границы земельного участка ФИО3 Длительные периоды бездействия АО «Газпром газораспределение Ярославль» привели к затягиванию исполнения договора, что привело к нарушению сроков подключения объекта капитального строительства ФИО3 к сетям газораспределения.
В оспариваемом постановлении УФАС указало, что АО «Газпром газораспределение Ярославль» не представило документы, подтверждающие выполнение им мероприятий по подключению объекта гражданина в соответствии с выданными техническими условиями. АО «Газпром газораспределение Ярославль» несет ответственность перед заказчиком по договору №ЦФ-ТП-75/18 от 15.02.2018 за неисполнение договора, в том числе, за неисполнение договоров со своими подрядными организациями.
Ярославским УФАС сделан вывод о том, что неисполнение заявителем в установленный срок своей части обязательств в соответствии с выданными техническими условиями, не освобождает газораспределительную организацию от обязанности выполнения работ по подключению к газораспределительным сетям в установленные сроки.
Ярославское УФАС России в рассматриваемой ситуации установило, что действия АО «Газпром газораспределение Ярославль», выразившиеся в нарушении установленного порядка подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства, путем нарушения установленных сроков подключения к газораспределительным сетям, образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
11.03.2019 уполномоченным должностным лицом Ярославского УФАС в присутствии представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении №07-07/04-19 в отношении АО «Газпром газораспределение Ярославль» по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
25.03.2019 заместителем руководителя Ярославского УФАС вынесено постановление по делу об административном правонарушении №07-07/04-19, которым АО «Газпром газораспределение Ярославль» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. за нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленных сроков подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства ФИО3
Заявитель не согласен с выводами административного органа, что явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 АПК РФ - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21. КоАП РФ.
Согласно указанной норме Кодекса нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Отношения по подключению к сетям газораспределения не образуют самостоятельного вида услуг, в рассматриваемом случае являются частью товарного рынка (услуги) по транспортировке газа, исходя из этого следует, что АО «Газпром газораспределение Ярославль» является субъектом естественной монополии.
Указанное не отрицается Обществом.
Порядок подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения регулируется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила №1314).
В соответствии с пунктом 2 Правил №1314 "подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" -совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
В соответствии с пунктами 59,62 Правил №1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении, который является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Согласно пункту 85 Правил №1314 срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать:
а) 9 месяцев - для заявителей первой категории в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) осуществляются без получения исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации разрешения на строительство;
б) 1 год - для заявителей первой категории, за исключением случая, указанного в подпункте "а" настоящего пункта;
в) 1,5 года - для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет)
не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон;
г) 2 года - для заявителей, плата за технологическое присоединение которых
устанавливается по индивидуальному проекту, а также для заявителей третьей
категории, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной
программой или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 88 Правил №1314 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случаев, указанных во втором предложении подпункта "а" пункта 83, абзаце втором настоящего пункта и в пункте 112 Правил.
Согласно пункту 97 Правил №1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам,
предусмотренным договором о подключении;
б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам,
предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в
соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной
деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта
о подключении (технологическом присоединении).
Согласно пункту 98 Правил №1314 Исполнитель обязан:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения
до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по
подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального
строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о
подключении дня подключения;
б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о
присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением
и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и
газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к
подключению (технологическому присоединению) по типовой форме,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня
2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для
подключения (технологического присоединения) объектов капитального
строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения";
в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не
позднее установленного договором о подключении дня подключения
(технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности,
указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в
соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;
г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить
заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению
(технологическому присоединению);
д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического
присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя
об окончании срока действия договора о подключении.
В соответствии с пунктом 100 Правил №1314 заявитель обязан:
а) выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети
газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;
б) при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о
присоединении в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 настоящих Правил
представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке
проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об
инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-
технических мероприятий и содержание технологических решений
(представляется в случае, если разработка проектной документации
предусмотрена законодательством Российской Федерации);
в) в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение
указанной в договоре о подключении максимального часового расхода газа, в
срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю
предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении.
Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может
превышать величины, указанной в технических условиях;
г) обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для
мониторинга выполнения заявителем технических условий;
д) внести плату за технологическое присоединение вразмере и сроки, которые установлены договором о подключении.
Рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, суд считает, что выводы административного органа, изложенные в оспариваемом постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и являются верными.
При таких обстоятельствах следует признать доказанным наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку подключение объекта не произведено в установленный договором срок.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Процедура привлечения Общества к административной ответственности соблюдена.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено.
Суд считает, что оспариваемое постановление вынесено административным органом законно.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25.03.2019 по делу № 07-07/04-19 об административном правонарушении суд отказывает.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначенииадминистративного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В соответствии с положениями ч. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2).
При назначенииадминистративного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Конституционный Суд в Постановлении N 4-П от 25.02.2014 указал следующее: «Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства».
Суд полагает, что к таким исключительным обстоятельствам, повлекшим нарушение договорных обязательств, в рассматриваемом случае относится период установления собственника земельного участка, по которому планируется строительство газопровода, с учетом ранее принятого и затем признанного ошибочным постановления Администрация Тутаевского муниципального района №419-з 04.07.2018 о выдаче разрешения АО «Газпром газораспределение Ярославль» на использование земельного участка и установления сервитута. Суд принимает во внимание, что Обществом после установления собственника земельного участка получено его согласие на строительство газопровода, со стороны собственника земельного участка подписан договор аренды земельного участка, при этом на момент подписания договора Отделом судебных приставов по Троицкому АО УФССП России по г.Москве вынесено постановление о запрете на совершение действий по регистрации в отношении земельного участка (запись в ЕГРН от 27.02.2019). При этом Обществом принимаются меры к разрешению данного вопроса.
Наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлено.
С учетом изложенного и конкретных обстоятельств дела, руководствуясь положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд усматривает основания для изменения административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, назначенного Обществу постановлением Ярославского УФАС от 25.03.2019 № 07-07/04-19, на наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Изменение наказания в виде уменьшения размера суммы штрафа суд считает отвечающим признакам разумности, соответствующим тяжести совершенного правонарушения. Данное наказание в рассматриваемом случае будет соответствовать принципу справедливости и соразмерности совершенному деянию, при этом цели административного наказания, закрепленные ст. 3.1 КоАП РФ будут достигнуты.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25.03.2019 по делу № 07-07/04-19 отказать.
Изменить назначенное Акционерному обществу "Газпром газораспределение Ярославль" (ИНН 7604012347, ОГРН 1027600677554) постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 25.03.2019 по делу № 07-07/04-19 административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей на наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://kad.arbitr.ru (ч.1 ст.177, ч.1 ст.186 АПК РФ). По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Судья | Секерина С.Е. |